ГоряйновГоряинов Леонид Владимирович

Первый заместитель главного редактора «Парламентской газеты»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 14, 2015| Национальный Рейтинг Депутатов (№2, декабрь 2015)

Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года трудно назвать именно предвыборным документом. Касаясь предстоящей думской кампании, Владимир Путин сказал: «Предвыборная конкуренция должна быть честной и прозрачной, проходить в рамках закона, с уважением к избирателям. При этом необходимо обеспечить безусловное общественное доверие к результатам выборов, их твёрдую легитимность». Казалось бы, не так много. Но в этих словах содержится чёткая и недвусмысленная установка: провести кампанию так, чтобы комар носа не подточил, чисто, честно и прозрачно, без вопросов к их итогам и результатам.

И она как бы дополняет и расширяет смысл ещё одной важнейшей установки этого документа: «Свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства – мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать» — мне представляется, что это важнейший тезис.

В сложных внешнеполитических и экономических условиях Президент предложил понимание того, что надо считать «мобилизацией». Он понимает под этим мобилизацию главного нашего ресурса – позитивной личной и предпринимательской свободы.

Почему надо говорить именно о «позитивной» свободе? Потому что российская чиновничья практика даёт слишком много примеров свободы негативной, а нередко, попросту вредной для страны и преступной.

Можно предположить, что основная линия «внутриэлитного» и общественного противостояния к выборам пройдёт не по классовому (в марксистском понимании) признаку – между трудом и капиталом, а между бюрократией и всем остальным обществом, где представители бизнеса и наёмные работники негосударственного сектора будут по одну сторону пока виртуальных баррикад.

Очевидно, что тема управленческой порядочности и эффективности станет ведущей внутренней темой парламентской выборной кампании 2016 года. А если не станет, то паровое давление в котле подспудного пока недовольства может достигнуть очень высокой степени. Выступления на Московском экономическом форуме таких небезуспешных людей, как Павел Грудинин и Дмитрий Потапенко – явные предвестники весьма жёстких для Правительства и чиновников политэкономических дискуссий. Всех с новым предвыборным годом!

 

Ноябрь 17, 2015 | Национальный Рейтинг Депутатов (№1, ноябрь 2015)

«Эффективность» и «популярность» мало связаны друг с другом… Можно было бы сказать, что вот, безусловно, эффективность депутата как законодателя будет иметь решающее значение для мотивации решения избирателей за него голосовать. Что популярность депутата будет зависеть от количества внесённых им законопроектов и поправок. Что в ходе предвыборных кампаний деятельность депутатов подвергнется тщательному анализу региональных аналитиков и СМИ. Но сказать это значило бы сказать только часть правды. На самом деле всё вышеперечисленное, конечно, будет иметь значение. Но значение не очень большое.

Более того, популярность и «проходимость» депутата-кандидата, если не брать отдельные «столичные» избирательные округа, будет очень мало зависеть от той законодательной работы, которую он вёл. Куда больше она связана с частотой прямого общения с избирателями, от его присутствия в информационном пространстве, от умения правильно встроиться, например, в антикоррупционную повестку. Конечно, важную роль тут играют и пресловутые «внутриэлитные взаимоотношения» — особенно в большинстве национальных республик. Но и это ещё не всё, и не главное, что надо сказать по этому поводу.

Выборная кампания 2016 года будет иметь колоссальные отличия от кампаний 2007 и 2011 годов (не будем выходить за рамки последнего десятилетия). И дело не только в том, что должны будут избираться 225 депутатов в округах. И даже не в том, что предвыборная кампания фактически пройдёт в дачно-отпускной сезон в период с майских праздников по 18 сентября, чего на федеральных выборах не было НИКОГДА РАНЕЕ. Главное, что как по объективным, так и по субъективным причинам внешнеполитическая повестка дня будет если не превалировать над внутренней, то окажется равной по значению для избирателей. И речь не только о том, что, как сейчас пишут некоторые аналитики, «история делится на период до 13 ноября в Париже и после него». Ситуация ни на Ближнем Востоке, ни в Украине, ни с беженцами и мигрантами в Европе, с высокой точностью не будет урегулирована до состояния хотя бы относительного покоя и стабильности. С высокой долей вероятности, до того времени может полыхнуть что-то и на Востоке Дальнем. Да и Бог ещё знает, где в дестабилизирующемсямире что может произойти.

Напомню также, что 11 сентября 2016 года (за неделю до российских выборов) года исполнится «полукруглая» дата – 15 лет со дня террористической атаки на Соединённые Штаты. А это значит, что всё начало сентября мировая информационная повестка будет связана с этой годовщиной. А российские медиа, при любой социально-экономической ситуации в России, не смогут и не будут оставаться в стороне. Кстати, при плохой ситуации в России, этот тренд только усилится. Ну и, как говориться, до кучи: в США полным ходом будет идти предвыборная президентская кампания.

С высочайшей вероятностью мы будем в августе-сентябре 2016 года иметь одно из двух: либо внешнюю обстановку наших «масштабных побед», либо обстановку «масштабных угроз», а может, и некую комбинацию первого и второго. Самое интересное состоит в том, что большей части российского политического класса и большинству лиц, близких к принятию важнейших государственных решений такая ситуация будет объективно и субъективно выгодна. Всё плохое и угрожающее будет считаться имеющим внешний источник, а позитивное и обнадёживающее – источник внутренний. Даже тема борьбы с коррупцией с высокой степенью вероятности приобретёт внешнеполитический, внешнеэкономический подтекст. Например, «дело Гайзера» уже имеет такой оттенок. И оно, вероятно, не последнее, коль скоро многие крупные коррупционные транзакции происходят вне пределов наших границ. Конечно, какая-то полемика вокруг прошлой депутатской деятельности депутата неизбежно будет вестись. Соперники действующих депутатов от «Единой России» и ОНФ в округах, конечно, будут припоминать им голосование за голодный, стагнационный, антинародный и какой там ещё бюджет. Но решающего влияния в условиях высокой значимости внешнеполитической повестки на предпочтения избирателей это оказывать не будет.

Интегрально надо сказать, что наилучшими шансами на «проходимость» в следующий созыв Думы будут обладать либо давно «укоренившиеся», давно и планомерно работавшие на территориях депутаты, либо депутаты с федеральной известностью (как пример – Анатолий Карпов), либо совсем «свежие» для территории люди, сумевшие выскочить вперёд на финишной прямой. А 150 законов и поправок внёс этот депутат, или 1,5 – не будет иметь большого значения ни для партийных праймериз, ни для попадания в региональные и межрегиональные партийные списки, ни для победы в одномандатных округах. Не абсолютно везде, но на большинстве территорий для кандидата чрезвычайно важным будет также красочно, может быть даже экстравагантно (в установленных пределах) подать свою точку зрения по главным внешнеполитическим вопросах.

И последнее. Об административном ресурсе. Как никогда ранее он будет различен по влиянию на разных территориях, а кое-где превратится в контр-ресурс. Очевидно, что во многих местах хорошим тоном даже самых «системных» (вне зависимости от партийной принадлежности) кандидатов будет жесткая критика глав субъектов, областных министров, непопулярных мэров, руководство крупных региональных предприятий, отдельных конкретных чиновников и т.д. Опять же, в условиях приоритета внешнеполитической повестки попытки применять региональный административный ресурс будут недвусмысленно сдерживаться. Чем, кстати, будут соблюдены дух и буква Основного и выборного закона.