Уважаемые читатели! Разрешите предложить вашему вниманию идеи по поводу того, как выжить во времена глобальных перемен и глобальных угроз. Очевидным фактом стало то, что после исчезновения СССР растворилось в истории такое понятие, как «советский человек». И народы Северного Кавказа, которых сегодня не меньше, чем, наверное, было в древнем Вавилоне, кинулись на поиски новых идентификационных маркеров.
Я не зря сравнил пёстрый Северный Кавказ с Вавилоном. С нами примерно произошло то, что произошло с библейским Вавилоном, когда Бог, решив наказать гордецов, наделил единый народ разными языками, а значит и разным пониманием мира. Еще недавно все народы Северного Кавказа имели общий межэтнический русский язык общения, общую советскую историю, общее советское культурное пространство, общую советскую цель в жизни. Но нашлись люди, которые это всё разрушили, и наши народы столкнулись не только с новыми культурными, экономическими вызовами глобального мира, но и с его глобальными угрозами. Из всего, что было, пожалуй, остался только русский язык – как коммуникация для общения, но уже никак не скрепа.
Северный Кавказ как горный край всегда жил в замкнутом пространстве. И вдруг перед нами в 1991 году широко открылись двери нового мирового пространства. Людям до сих пор трудно это ментально переварить. Произошло в итоге то, что в таких случаях происходит, – появилась угроза раствориться в мировом океане культур и народов. Поэтому каждый северокавказский этнос, чтоб не потеряться, кинулся создавать свою личную историю, где каждый шаг был геройским, а каждый предок – настоящим рыцарем Ланселотом. Героизация истории и мифотворчество, отрицающее прежние идеологемы, начали происходить не потому, что кто-то хотел выглядеть умнее и сильнее соседа, а потому, что хотелось выглядеть не хуже других народов мира. К героизации собственной истории нас вынудил глобальный мир, где запросто можно потерять самоидентификацию.
Как я понимаю сейчас, такой же вопрос – о самоидентификации – стоит и перед российским народом в целом. Сколько уже копий сломано в дискуссиях о роли и значении российской цивилизации не только в мире, но и в собственной стране! За последние годы наш большой народ открыто пытались растащить в разные стороны, фактически отняли собственный код. Сначала нам объяснили, что главное в жизни – заработать много денег. Ради этой цели, говорили пропагандисты, хороши все методы – от толкания локтями, грязных интриг, до заказных убийств. Наряду с этим страну наводнили разномастные проповедники, бизнес-тренеры и мастера различных семинаров. Все они толковали и толкуют, как нам правильно жить, где искать источник вдохновения. А самое неприятное, что нашлись политики, которые не перестают подбрасывать нам мысль о том, что никакой героической истории русского народа не существует. Позже вообще заявили, что русского народа, как такового, тоже нет. А если нет русского народа, значит нет и российского государства. Всё очень просто!
Все эти «прелести» жизни нам заталкивали в мозги через фильмы и сериалы, книги и семинары. Для этого с Запада щедро раздавались денежные гранты. Кропотливый труд наших новых учителей даром не прошёл. Медленно мы пришли к тому, к чему пришли. Межнациональная рознь, межрелигиозные споры, бытовая неприязнь друг к другу, ханжество, повсеместные разводы, брошенные дети, разврат, педофилия, пьянство, наркомания заключили нашу страну в свои колючие объятия. Уничтожая самоидентификацию русского народа, начали разрушать страну. Возникает вопрос – что делать нам тогда сейчас? Ответ предельно прост – восстанавливать всем Русский мир.
Денежные гранты текут и сегодня для мнимого развития национальных культур, перекраивания истории северокавказских и других российских этносов. Через якобы развитие национальных культур в регионах подтачивается большая русская культура, которая всегда являлась цементом русского мира и России как славной и мощной империи, объединяющей малые народы страны. Зачем противопоставлять одно другому? Сегодня – наоборот – всем надо бы задуматься о восстановлении великодержавности русского народа как гаранта стабильности и уверенности в завтрашнем дне. И не надо бояться этой великодержавности. Она никогда не служила поводом для притеснения или унижения других народов России. Великодержавность в сознании русских передавалась и другим народам страны – как опора и сила. Пусть пропитает она все слои и поры государственного организма, в том числе на Северном Кавказе. И монолит русской культуры здесь играет неоценимую роль.
К сожалению, пока понятие «Русского мира» ещё не восстановлено, утрачены лучшие черты русских, которые скрепляли страну. Кто-то может и не согласиться. Но много ли осталось от таких качеств, как доброта, порядочность, милосердие, дружба, любовь, крепкая семья, которые были присущи русскому народу и были основой Русского мира? Когда менялся политический строй, вроде бы обещали, что западные ценности много лучше наших. Это оказалось сущим враньём. Поэтому я всей душой поддержал начинание Русской православной церкви, которая выдвинула идею возрождения «Русского мира».
«Русский мир» – нечто большее, чем обычно представляют себе люди. Даже в самых высоких кабинетах российской власти сужают понятие «Русского мира» до графы в свидетельстве о рождении или звучания фамилии, имени и отчества. Это видно по некоторым неуклюжим действиям, хотя сегодня, на мой взгляд, приходит понимание проблемы. Часто слышу истории о том, как уроженец Северного Кавказа, наречённый «Казбеком», становится «Колей», чтобы получить достойную работу в Москве, Санкт-Петербурге и других городах нашей Родины. А это, хотим мы или нет, фактор неприязни друг к другу, и нас до этого сознательно пытаются довести некоторые СМИ, НКО и политики. И всё же понятие «Русского мира» – это нечто иное, нежели изменение имени с балкарского или аварского на русское.
В дореволюционной России «Русский мир» был силён не потому, что представители русского народа болели национализмом, а потому что в стране расцветала высокая русская культура Толстого и Чайковского, которая привлекала к себе другие народы России. В империи, как Российской, так и Советской, строились заводы и фабрики, дворцы и электростанции. В стране был «Русский дух» и «пахло Русью», и все народы это с удовольствием принимали. После 1917 года концепция несколько изменилась, но всё же она была и вектор оставался. Только идею «Русского мира» заменили идеей «Международного Интернационала». Народы Северного Кавказа имели перед собой ясный нравственный и экономический ориентир – русский народ в лице его великих представителей.
В 19 веке, когда Северный Кавказ стал частью большой империи, русские дворяне за свои деньги строили здесь учебные заведения. Они ездили по горным аулам и просили местных князей отпустить детей обучаться в Петербург и Москву. Так готовилась элита горских народов и происходила интеграция горцев в Русский мир, наполненный свершениями в науке, технике, культуре и образовании. Это же делали и большевики. Система работала.
Сейчас же ситуация иная. Центральные вузы страны всячески пытаются отвадить кавказцев от своих учебных заведений. Понятно, что в эти московские и питерские вузы едут далеко не дети князей и не самые талантливые. Тогда давайте продумаем и предложим некую систему отбора талантливых и способных детей, которые без всяких там конкурсов попадали бы на учёбу в лучшие вузы страны. Неужели это трудно сделать? Ведь американцы по всему миру выискивают талантливых детей и перетаскивают их к себе. Не обязательно выдумывать велосипед, можно просто перенять опыт. Давайте хотя бы зададимся этой целью – чтобы в Москве, Петербурге, других городах наши дети впитывали «Русский дух» и несли на Северном Кавказе идеи «Русского мира».
«Русский дух» и «Русский мир» – это две мощные составляющие, которые всегда цементировали нашу страну и делали её единой и неразрывной! Однако в открытые двери нашего «Русского мира» пришли не только добрые люди, но и те, кто хотел разрушить «Русский мир» и «Русский дух» изнутри. Я лично не вижу, чтобы у чиновников было понимание целостной картины Русского мира. Тогда стоит ли этого ждать от остальных граждан страны?
Очень слабенько – в публичном информационном поле – бьётся сердце нашей традиционно мощной русской литературы, а наставничество русских писателей отсутствует и вовсе. Лишь Русская православная церковь предпринимает попытки возродить идею Большого Русского мира на основе христианских цивилизационных ценностей. Но при этом возникает вопрос об участии мусульманской общины России. Было бы неплохо объединить усилия в фарватере Русской идеи. А ещё можно подготовить на базе Центра современной кавказской политики тренеров, которые бы поработали с государственными и муниципальными служащими, внедрили бы в их мозги любовь к Отечеству нашему и объяснили идеи «Русского мира», глядишь, движение пошло бы и в массы.
Некоторые политики, которые явно плохо воспитывались в школе, искренне считают, что Россию создавали только силами русских. Это глубочайшее незнание приводит к неверным политическим идеям. Вот отсюда и расклей страны. Невозможно изменить Россию только выталкиванием кавказцев из центральных регионов. К чему это привело, мы все теперь видим. Нас выталкивают из русских городов, а русских – из кавказских. Грамотных и умных кавказцев не берут на работу в федеральные российские структуры, а эти умные и грамотные потом начинают придумывать схемы, чтобы отыграться. В итоге мы получаем антироссийские настроения на Северном Кавказе. Кто это всё делает? Очевидно, есть агенты влияния, но есть и искренне заблуждающиеся.
Нам на Северном Кавказе рассказывают страшилки о русских, о том, какие они все скинхеды, пьяницы и варвары. А в русских городах гуляют страшилки о том, какие кровожадные люди живут на Северном Кавказе. Примером служит культовая разделка барана на улицах Москвы или Петербурга. При этом СМИ не призывают обывателей подумать, например, о том, что свинина тоже не растёт на деревьях. Совсем недавно и русские люди во дворах Москвы кололи свиней и разделывали тушу на мясо. Ещё тридцать лет назад в Нальчике и Грозном русские открыто держали свиней и также их резали. Помню даже, как один старшеклассник грузинской национальности приехал на свинье в школу. Повод ли это для разжигания злобы?
Вот на таких дешёвых примерах с разделкой барана средства массовой информации построили между нами большую стену, которая порождает ненависть, недоверие и брезгливость. А фильтров-то нет, цензуру уничтожили, а самоцензура давно продана за деньги заграничных грантодателей.
Я вижу здесь очень простой путь. Мы все на местах имеем контакты с политиками, чиновниками, депутатами. Надо говорить с ними, чтобы они вышли с инициативой в Государственную Думу о принятии соответствующего жёсткого и вполне ясного закона, который предусматривает уголовную ответственность за раздувание межнациональной розни. Да, такой закон давно есть. Но любой понимающий юрист вам скажет – этот закон малоэффективен. Он очень плохо работает, раз в стране существует межнациональная рознь. Его надо изменить в сторону простого бытового понимания: проявил где-то форму национализма – отвечай. Сказал где-то кто-то: «Эти русские надоели!» – иди в тюрьму, сказал: «Эти чернозадые достали!» – в тюрьму. Вот тогда мы добьемся результатов. И полицейскому станет проще писать протокол, а судам выносить приговор.
Помните, как Евгений Максимович Примаков в 90-х сказал, что надо бы посадить несколько тысяч «бизнесменов», и тогда в этой сфере будет порядок? Вот и я думаю, что если полиция сегодня отловит несколько тысяч националистов, а судьи их накажут, тогда другие успокоятся.
Кавказ всегда был интернациональным. Здесь испокон веков роились разные народы, кто-то оставался, а кто-то уходил. Никогда мы не страдали национализмом – иначе давно перебили бы друг друга. Да, бывали времена, когда хотелось громко рассказать о своей культуре, показать стране, какие мы есть на самом деле. Но труднодоступность центральных теле- и радиоканалов развила в кавказцах такое качество, как проявление своей «кавказцевости» на улицах русских городов в виде танцев и плясок. Кому-то это казалось диким, неуместным, а кто-то относился с пониманием. Любой народ хочет видеть на большой аудитории – а сегодня это телеканалы – передачи о своей культуре, о своих традициях. Но единственный канал, который что-то такое делает, это «Мир».
Если же центральные каналы не могут нести такие материальные затраты и не желают снимать передачи о кавказцах и Кавказе самостоятельно, наши местные журналисты это сделают не хуже. Дайте только эфир – и южные творческие коллективы засыплют их передачами и фильмами о регионе.
Помню, два года назад пришло письмо от директора Общественного телевидения России, где предлагалось сотрудничество, а именно – предлагалось нам готовить видеоматериалы для эфира ОТР. Когда мы созвонились с ними, то выяснилось, что мы должны были бесплатно готовить сюжеты для ОТР и ещё платить им за размещение в эфире. Вот такой интересный бизнес получается. Такая форма «сотрудничества»… Естественно, я отказался от диалога с таким «общественным» телевидением.
Неплохо бы заказать исследование телеэфира – и центрального, и регионального – на предмет того, с какого ракурса освещается жизнь в СКФО. Не слишком ли много ли там черной краски и кто этим конкретно занимается? Пора выводить эту вечно недовольную публику на чистую воду.
Большой Ставропольский форум Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) оставил у меня в душе самые лучшие впечатления. Одухотворенные лица участников вселили надежду на то, что это общественное движение не превратится в очередную тусовку, с назначенными «лидерами» и рамочными программами. Наверное, кто-то уже наверху осознаёт, что стране нужны сейчас другие критерии при создании общественных движений. Ещё надо определяться, где на Северном Кавказе будет точка опоры для ВРНС? Мне кажется, Ставрополь – очень даже подходящее место, хотя не единственное. Но для того, чтобы Ставропольский форум ВРНС набирал влияние и силу, нашёл своё место опоры, надо в СКФО провести конференции в каждой республике отдельно и посмотреть, где и как приняли идеи Русского мира.
Хотел бы сказать ещё об одной ошибке, которую политики и чиновники допускают на форумах и других больших площадках. Не следует путать Северный Кавказ с населяющими его автохтонными народами – и Закавказье с его автохтонными народами. У нас разная ментальность, взгляды на жизнь и вопросы будущего устройства нашего государства, тем более, что сегодня Грузия, Армения, Азербайджан – это не часть России, это независимые государства со своими национальными интересами. А у нас, народов Северного Кавказа, интересы лежат в одной плоскости со всей Россией, со всем русским народам. Я просто уверен, что карачаево-балкарцы, адыги, чеченцы и ингуши, осетины и дагестанские народы сами за себя выступят и скажут о своих взглядах. За нас говорить не надо.
Зачастую же на больших форумах от Северного Кавказа выступает не карачаевец или кабардинец, а например, армянин или азербайджанец. Это не совсем верно и явно не способствует межнациональному согласию. За кулисами этих мероприятий представители северокавказских народов обижаются. Мы сами можем и хотим говорить, и нас совершенно не устраивает то, как было при советской власти, когда всех кавказцев называли «грузинами». Притом, что я обожаю армян за их потрясающую тонкую культуру, грузин – за их большое грузинское сердце, азербайджанцев – за их близкую нам, балкарцам, цивилизацию, всё же считаю, что мы – народы Северного Кавказа – вполне зрелые и думающие, готовые адекватно излагать свои мысли и отвечать за свои шаги в нашей большой российской семье народов.
Давайте же найдем способы братского сосуществования в одной большой семье, чтобы не возникало желания оттолкнуть от себя соседа. Возможность говорить за себя и быть услышанным – это уже способ совместного сосуществования. Этот способ единства ещё тысячу лет назад узрел Юлий Цезарь, когда ввёл в Сенат представителей всех народов империи с правом говорить. Вот для этого нам нужен реально работающий «Русский мир», который станет питательной средой для возрождения единого понимания пути.
А когда мы обретем одобренный большей частью народа свой Путь, с того момента начнётся мощное развитие нашего общества и государства.
(Из доклада на форуме «Архыз 21» 9-11 июля 2015 года)
Эксперт клуба «Эльбрус», директор РИА КБР Заурбек Шахмурзаев