Ющук Евгений Леонидович
Кандидат экономических наук, профессор кафедры мировой экономики факультета мировой экономики Уральского государственного Экономического университета УрГЭУ-СИНХ, член Международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP
(г. Екатеринбург)
Комментарии эксперта:
Июнь 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (июнь, 2015)
Реальная суть реформы местного самоуправления старательно «забалтывается» мэриями по всей стране. Второстепенное систематически вытаскивают наружу, где-то пугают население, а где-то даже угрожают социальной дестабилизацией Кремлю. Почему же мэрии реагируют так бурно? А все очень просто, на самом деле. С точки зрения возможности увольнять начальников, властная вертикаль заканчивается на уровне главы региона. Президент может уволить Полпреда. Губернатора тоже может. А мэра – нет.
Мэр – это не государственная власть, а муниципальная. Закон о местном самоуправлении до недавнего времени нес в себе такой либерализм, унаследованный из 90-х, что любой мэр оказывался практически неуязвимым для властной вертикали, правда, при одном условии. Это условие — способность самофинансирования, в случае перекрытия денежных поступлений «сверху». Иными словами, богатая мэрия в значительной степени независима от центральной власти. Мэра можно посадить, если поймать на нарушениях, но просто отрешить его от должности волевым решением не получится.
В небольших населенных пунктах у мэрии нет ни денег, ни аппаратного веса, чтобы заниматься политикой, поэтому там баланс интересов населения и Кремля, в целом, соблюден. Но в крупных и богатых городах ситуация сложилась принципиально иная. Наличие развитого бизнеса, строительства, дорогих объектов недвижимости, востребованных землеотводов, наружной рекламы, развитой розничной торговли и т.п., делает мэрию крупного города финансово довольно самодостаточной. А, как только появляются деньги, можно и политикой заняться: хоть медиа-атаку организовать, хоть митинги и манифестации замутить. Любой центр власти, не вписанный в государственную вертикаль, объективно становится оппозиционным, и превращается в потенциальную точку распада страны. Как только стало понятно, что крупные города России могут относительно легко превратиться в точки, полыхающие Майданами, Кремль начал реформу Местного самоуправления. Цель реформы МСУ – пресечь саму возможность превращения города в центр майданной активности.
В реформе МСУ имеют критически важное значение всего лишь два основных компонента.
- Крупные города разделяют на районы, каждый из которых, по сути, приобретает статус небольшого города. Образуются районные Думы, бюджет города делится между районами.
Во-первых, интересы населения, как и в любом небольшом городе страны, по-прежнему соблюдены. Даже и лучше соблюдены, т.к. власть становится к народу ближе – в том числе местные депутаты.
Во-вторых, не имея сверхдоходов, которые есть в крупном городе, эти «города-районы» прекращают заниматься политикой, т.к. у них для занятия политикой не останется ни административного веса, ни денег.
- У муниципалитетов отбирают возможность махинаций при назначении сити-менеджера.
По ныне существующей системе, комиссия по назначению сити-менеджера назначается самим муниципалитетом. Так что, мэрия сегодня может назначить сити-менеджером, кого она пожелает из своих людей. А это прямой путь к коррупции.
По новой системе, которая вводится реформой МСУ, члены комиссии по назначению сити-менеджера будут на паритетной основе и от Города, и от Области.
Таким образом, стабильность государственного устройства России и народ России, в результате реформы МСУ, окажутся в выигрыше.
Будут ли проигравшие от реформы МСУ? Проигравшие будут — это мэрии крупных городов и структуры Госдепартамента США, ответственные за цветные революции в других странах.
Но на практике есть одна сложность. Чтобы реформу местного самоуправления провести, надо преодолеть сопротивление мэрий крупных городов. А те, прекрасно понимая, чем им грозит реформа, будут отчаянно защищаться всеми доступными средствами, вплоть до создания предреволюционной ситуации, если им станет совсем тяжко.