Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал новое исследование: рейтинг мэров столиц регионов Российской Федерации за май месяц.
Под «мэрами» в исследовании, как общее правило, понимаются избранные населением главы городов, либо, основываясь на французском первоисточнике, главы городских администраций (сити-менеджеры) в случае отсутствия в том или ином муниципалитете всенародно избранного главы. Как исключение, по результатам экспертных обсуждений и с учётом анализа откликов с мест, признан допустимым выборочный отход от жесткого следования заданному критерию. Такое изъятие позволяет с большей полнотой учитывать местную специфику.
В определённой степени подобный критерий предвосхитил всё более явно проявляющуюся новейшую тенденцию «единоначалия», когда должности главы города и главы администрации (сити-менеджера) соединяются в одних руках. Другим трендом, характеризующим общее направление реформирования системы местного самоуправления, является устранение населения от прямого участия в выборах мэров.
При составлении рейтинга исследователи обращались к материалам открытых источников и инсайдерской информации. Но главное внимание специалисты ЦИК «Рейтинг» уделили учёту мнений региональных и федеральных экспертов. Именно этот источник определил конечные результаты работы. Основной массив информации по большинству субъектов России был собран во второй половине апреля – середине мая 2015 года.
По изложенным ранее причинам в исследовании будут учитываться показатели мэра старой столицы Ингушетии — города Назрань.
В силу недостатка данных в рейтинг не вошли вновь присоединенные субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Кроме того, в рейтинге не рассматриваются Московская и Ленинградская области, в силу отсутствия у этих субъектов собственных столиц. В то же время, в исследовании ЦИК «Рейтинг» присутствуют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В данном случае эксперты делают акцент на отношении к их руководителям, как к градоначальникам, а не как к главам субъектов.
В таблицах рейтинга отмечены столицы, где в 2014-2015 годах произошла смена мэров. Для формата и целей исследования признано лишним выделять более ранние даты вступления в должность, так же как акцентировать внимание на некоторых нюансах статуса мэра (например, различать «и.о.» или «временно исполняющий» и т.п.).
В первую группу рейтинга входят мэры, занявшие места с первого по двадцать пятое включительно.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
1 | СОБЯНИН Сергей Семёнович | Москва | Город Федерального значения Москва | +6 |
2 | БОЖЕНОВ Сергей Андреевич | Белгород | Белгородская область | -1 |
3 | КОНОНЕНКО Иван Леонидович | Салехард | Ямало-Ненецкий автономный округ | +2 |
4 | МЕТШИН Ильсур Раисович | Казань | Республика Татарстан | -1 |
5 | РЯШИН Максим Павлович | Ханты-Мансийск | Ханты-Мансийский автономный округ | -1 |
6 | МООР Александр Викторович | Тюмень | Тюменская область | 0 |
7 | ЕВЛАНОВ Владимир Лазаревич | Краснодар | Краснодарский край | -5 |
8 | ТУЛТАЕВ Пётр Николаевич | Саранск | Республика Мордовия | 0 |
9 | ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич | Санкт-Петербург | Город Федерального значения Санкт-Петербург | 0 |
10 | ЕРМАКОВ Валерий Константинович | Кемерово | Кемеровская область | 0 |
11 | ЯЛАЛОВ Ирек Ишмухаметович | Уфа | Республика Башкортостан | +1 |
12 | КАЛАШНИКОВ Игорь Викторович | Псков | Псковская область | +3 |
13 | АБРАМОВ Сергей Васильевич | Магадан | Магаданская область | 0 |
14 | КАДЫРОВ Ислам Вахаевич | Грозный | Чеченская Республика | -3 |
15 | ФУРСОВ Олег Борисович с 16.12.2014, А.В.Карпушкин и.о., Д.И.Азаров сложил полномочия 09.10.2014 | Самара | Самарская область | -1 |
16 | КОНДРАШОВ Олег Александрович | Нижний Новгород | Нижегородская область | +3 |
17 | НИКОЛАЕВ Айсен Сергеевич | Якутск | Республика Саха (Якутия) | 0 |
18 | СЫСОЕВ Андрей Иванович | Мурманск | Мурманская область | +4 |
19 | ГОРБАНЬ Сергей Иванович с 06.11.2014, М.А.Чернышев сложил полномочия 07.10.2014 | Ростов-на-Дону | Ростовская область | -1 |
20 | ГУЛЕВСКИЙ Михаил Владимирович | Липецк | Липецкая область | 0 |
21 | ИВАНОВ Александр Георгиевич | Калуга | Калужская область | -5 |
22 | БЕРДНИКОВ Дмитрий Викторович с 28.03.2015 В.И.Кондрашов сложил полномочия 26.03.2015 | Иркутск | Иркутская область | -1 |
23 | БУЛАКИН Николай Генрихович | Абакан | Республика Хакасия | +1 |
24 | ПЛОТНИКОВ Павел Вячеславович с 31.10.2014, О.П.Войнов сложил полномочия 04.10.2014, и.о. до 30.10.2014 | Йошкар-Ола | Республика Марий Эл | +1 |
25 | ТЕФТЕЛЕВ Евгений Николаевич, С.В.Давыдов сложил полномочия 23.12.2014 | Челябинск | Челябинская область | +4 |
В данном кластере выбывшего классом ниже Александра Соколова (Хабаровск) заменил Евгений Тефтелев (Челябинск). Для представителя неофициальной столицы Южного Урала характерен достаточно продолжительный, хотя и без особо резких скачков, прогресс, который закономерно привёл его в группу лидеров.
Наиболее ярким событием этой группы явилось появление нового лидера рейтинга. Впервые за всё время исследований им стал Сергей Собянин (Москва). Столичный мэр до последнего времени, хоть и занимал достаточно высокие места в таблице, по большей части подвергался критике со стороны экспертов ЦИК «Рейтинг». Прекрасная организация и проведение мероприятий, связанных с майскими праздниками, особенно с Днем Победы, лучшие за последние четверть века, не могли не произвести самого благоприятного впечатления. Великий праздник не отменил мелких хозяйственных забот: многочисленные весенние прорехи в асфальтовом покрытии, о которых ранее писали в текстовой части рейтинга, надо отдать должное мэрии, были оперативно, пусть и не всегда качественно, «залатаны»; в центрах госуслуг в настоящее время работа налажена очень неплохо; миллионные цифры участников городского субботника скептически воспринимаются экспертами, проживающими в столице, однако последний субботник, действительно, оказался наиболее заметным, массовым и хорошо организованным; весеннее приведение в порядок дворов прошло успешно и т.д. Всё это в совокупности определило результат Сергея Собянина в текущем рейтинге.
Позитивные новости из Краснодара (Владимир Евланов) связаны с увеличением городского бюджета почти на миллиард. На фоне общих кризисных явлений нельзя не отметить и некоторое расширение программы муниципального образования. Однако общий тренд столицы Кубани остается сугубо негативным. Связано это как с последствиями отставки губернатора, чреватой длительным периодом чисток или перестановок, в том числе и на муниципальном уровне, так и с некоторыми хозяйственными неурядицами. В частности, была остановлена подача горячей воды в четырнадцать многоэтажек Краснодара. Причина — задолженность управляющих компаний. Хотя перебои с подачей горячей воды в городе привычное явление и без всяких задолженностей, последний случай вновь заставляет обратить внимание на абсурдную ситуацию, которая, впрочем, не является особенностью именно Краснодара: даже те граждане, которые исправно вносят коммунальные платежи, могут попадать под «репрессии» генерирующих компаний за долги посредников. В этой связи возникает риторический вопрос, а зачем тогда эти самые посредники нужны? С какой бы благой (или не очень) целью упомянутые структуры в своё время насаждались, можно констатировать, что «ужасы монополизма» гораздо меньшее зло, по сравнению с их деятельностью.
Саранск (Пётр Тултаев) в ближайшие годы получит новый современный район. Принято многообещающее решение по использованию комплекса гостиниц, возводимого к чемпионату мира по футболу. После окончания спортивного праздника квартиры здесь получат, в том числе, многодетные семьи и дети-сироты. Дополненный сооружениями социальной направленности, данный комплекс в ближайшей перспективе призван стать одним из новых городских центров. Не осталась не замеченной инициатива Петра Тултаева, предложившего запретить розничную продажу алкоголя по праздникам и в дни футбольных матчей, благодаря чему «в городе утвердятся спокойствие, порядок, стремление к здоровому образу жизни».
На первый взгляд, представляются совершенно невероятными обстоятельства безобразной истории в «лучшей в районе» поликлинике №100 Санкт-Петербурга (Георгий Полтавченко), в которой заведующая отделением с помощью охранника якобы избивала, валила на пол бывшую узницу концентрационного лагеря, выкручивала ей руки и т.п. Поэтому наиболее правильной позицией в этом случае, по мнению специалистов ЦИК «Рейтинг», является ожидание результатов расследования, до обнародования которых всякие выводы будут преждевременными.
В Уфе (Ирек Ялалов) отчетный период был преисполнен креатива. Имел этот креатив подчеркнуто критическую направленность. Борьба участников нескольких десятков одиночных пикетов с неприемлемым поведением водителей маршруток и за безопасность движения приняла характер более-менее остроумного перформанса. Удачный резонансный проект блогера Ильи Варламова, по отношению к Уфе, объявленной самым грязным городом России, имел привкус неприкрытой провокации и эпатажа. Возможно, столица Башкортостана не нуждается в защите специалистов ЦИК «Рейтинг», однако те из них, кто лично знаком с местными реалиями, в один голос утверждают, что Уфа, при всех её проблемах, совершенно определённо не является «самым», и даже «одним из самых» грязных городов. Их оценка работы местных коммунальщиков гораздо ближе к мнению Фонда содействия реформированию ЖКХ. Прекращение голодовки сотрудников скорой помощи, пусть после вмешательства Общественной палаты Республики и комитета Госдумы по охране здоровья, так же способствует некоторому снижению социальной напряженности в городе.
В Магадане (Сергей Абрамов) дочиста выгорел крупный китайский вещевой рынок. Общая площадь пожара составила 1216 кв. метров. К счастью, на этот раз пожар не привел к человеческим жертвам или пострадавшим. В ликвидации пожара принимали участие 51 сотрудник противопожарной службы и 12 единиц техники. Следствием данного происшествия явилась общая проверка всех торговых центров города. Это действительно тот случай, когда выявление нарушений противопожарной безопасности и наказание за них должны проводиться в жизнь с максимальной жесткостью и последовательностью: у всех ещё перед глазами пожар в казанском ТЦ «Адмирал» с его гораздо более страшными последствиями.
История с исчезновением и счастливым обретением живого и здорового Павла Плотникова (Йошкар-Ола), представленная как элемент тайной операции по выявлению киллеров, в связи с отсутствием задержанных злоумышленников, равно как сведений о них, начинает восприниматься несколько иронично. Однако на состояние городского хозяйства она никак не повлияла, к политике ни малейшего отношения не имеет, а самому её герою, пожалуй, даже прибавила своеобразной популярности. В конце концов, не только любой коррупционный скандал, но даже средней руки коммунальная авария нанесли бы репутации мэра гораздо больший ущерб, чем временное исчезновение в пятницу вечером здорового 38-летнего мужчины после похода в фитнесс-центр. Впрочем, возможно правоохранители ещё представят некие вещественные доказательства блестяще проведенной операции. Тогда все происшедшее будет восприниматься совсем по-другому.
Дмитрий ЖУРАВЛЕВ
Генеральный директор Института региональных проблем (г.Москва)
Москва крупнейший город и одновременно экономический и политический центр страны. Поэтому мэр Москвы — должность двойственная. С одной стороны он должен быть хозяйственником, отвечающим за эффективное функционирование сложнейшего городского механизма, с другой — должен быть политиком, так как именно на московском уровне начинаются все политические баталии в России, и от того как идет политический процесс в столице зависит как он пойдет в провинции. Сергей Собянин прекрасно справляется с обеими своими ипостасями.
Для людей важны, в первую очередь, хозяйственные и административные таланты мэра, поэтому мы с них и начнем. Назовем две сферы, где успехи Сергея Собянина наиболее очевидны. Транспортные проблемы столицы очень старые и очень острые. Дело в том, что площадь территории Москвы, которую занимают дороги, всего 8%, на периферии показатели снижаются до 2 — 3% при европейской норме 15 — 20%. При этом ежегодно количество автомобилей в столице увеличивается на 5 — 6%. В таких условиях улучшить ситуацию трудно. (Не дома же ломать, чтобы строить дороги?) Но правительство Москвы нашло решение. Развивается общественный транспорт, в первую очередь, метро, открыто несколько новых станций, планируется строительство второго кольца (к 2020 протяженность пути метрополитена должна удвоится); развивается автобусная сеть. Да и реконструкция (расширение) дорожного полотна тоже идет. Количество пробок в столице, несмотря на увеличение числа автомобилей, снижается.
До Сергея Собянина зеленые насаждения в Москве делились на ещё не вырубленные леса окраин и парки центра. Сегодня в каждом районе города создаются небольшие парки, где под деревьями стоят лавочки, а рядом велодорожки и тренажеры. Подобные объекты решают не только экологическую проблему, но и проблему психологического климата и вообще психологического состояния населения, что для мегаполиса может даже важнее.
Следующая успешная сфера досталась Сергея Собянину по наследству от прежнего мера – это жилищное строительство. И здесь правительство города сумело сохранить прежние темпы и объемы, даже нарастить их, хотя у Сергея Собянина другие приоритетные области.
К направлению, где ещё нужно многого достигнуть, следует межнациональные отношения. С одной стороны, здесь очевидны успехи: масштабных конфликтов на национальной или религиозной почве в городе нет, и это действительно огромное достижение. Особенно если сравнивать с Лондоном, Парижем и Детройтом С другой стороны, почва для национальных эксцессов сохраняется.
К разряду сфер, где требуется решение, можно отнести сферу детских дошкольных учреждений. В Москве 1925 детских садов. Проблема с определением туда детей старше трех лет в целом решена. Но решена она за счет ликвидации ясельных групп. Управление образования обещает восстановить ясельные группы, но пока это не сделано. Есть некоторые сложности, связанные с реформой медицины. Часто забывают, что здесь Сергей Собянин просто проводил линию федерального центра. Но все-таки поликлиники закрывались и это вызвало недовольство части людей. Но, несмотря на эти «узкие места», можно оценить работу мэрии как весьма успешную.
Вадим СОЛОВЬЁВ
Депутат Государственной Думы РФ, руководитель Юридической службы ЦК КПРФ
Я положительно оцениваю работу мэра Москвы Сергея Собянина. Из событий самого последнего времени хотелось бы, в первую очередь, отметить майские торжества, в организации которых он лично сыграл весьма значительную роль. Безусловно, эти праздники, грандиозные мероприятия, которые их сопровождали, оставили незабываемые впечатления и след во многих сердцах, как и в моем сердце. Полагаю, за последние 20 лет это самые массовые, самые знаковые торжества. И Москва, конечно, преобразилась. Огромное количество плакатов, знамен, все было покрашено, почищено, приведено в порядок. Самое главное, самое ценное — ощущение подлинного всенародного праздника у всех москвичей, у всего российского народа, у гостей столицы. К нам накануне 70-летия Победы приезжали представители различных международных организаций – Всемирного Совета Мира, Международной Федерации Юристов-демократов, Всемирной Молодежной организации, профсоюзов. У всех впечатления от Москвы просто колоссальные!
Если от праздников перейти к повседневной хозяйственной деятельности столичной мэрии, можно констатировать, что при Сергее Собянине улучшилась работа управляющих компаний, улучшилось все, что связано с ремонтом, порядком во дворах, чистотой в подъездах. Хочу отметить то, о чем редко пишут и говорят: я часто бываю в различных регионах – смотрю за ценами. В Москве не самые высокие цены. В этом немалая заслуга мэрии и той антикризисной комиссии, которая действительно работает. В частности, в столице всегда на три-четыре месяца запасов продовольствия. Это позволяет смягчить для населения последствия резких скачков цен. Довольно удачное, с моей точки зрения, решение о выделенной полосе для общественного транспорта. Может быть, для автомобилистов это определенная нагрузка, но для тех, кто ездит на автобусах, троллейбусах, трамваях – плюс несомненный. Стоит отметить большую работу по наведению порядка в строительстве. При Юрии Михайловиче здесь доминировала активная коммерческая составляющая и цены были, скажем так, очень серьезные. Сегодня ситуация немного смягчена и с точки зрения ипотечного кредитования, и с точки зрения молодежной ипотеки, и с точки зрения того, что мэрия фактически решила вопросы, связанные с обманутыми дольщиками и так далее.
Стиль работы Сергея Собянина, в том числе работы с городской Думой, с общественными организациями, довольно демократичный. Мэрия, по крайней мере, пытается выяснять общественное мнение и на него реагировать.
Если подвести итог, в целом у меня складывается впечатление, что работа исполнительной власти Москвы стабильна, общая тенденция решения городских проблем положительная.
Но, конечно, проблемы остаются – тут никуда не денешься. В первую очередь, следует упомянуть незаконную миграцию. Это серьезный вопрос. Необходимо решать вопросы, связанные с перегрузкой городских дорог, периодическими пробками. Но чувствуется, что мэрия не прячется от проблем, полна решимости навести порядок во всех сферах городской жизни.Желательно, с моей точки зрения, чтобы мэр больше общался с населением. Прямые эфиры с Президентом показали, что среди заданных Владимиру Путину вопросов большое количество тех, которые могут спокойно решаться на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому, если организовать подобные телемосты жителей и мэра города, я уверен, многие болезненные для москвичей темы, разрешатся гораздо быстрее.
Игорь ЛУГОВОЙ
Политический обозреватель информационного портала «Gorod48.ru» (г.Липецк)
У Михаила Гулевского, как мэра города, несомненно, были положительные моменты. Они пришлись на время, когда он действовал рука об руку с главой НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат). Это были его первый и второй сроки нахождения в должности. Неслучайно в 2005 году Липецк, по оценке Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, стал самым благоустроенным городом России. В этот период он стал содержаться и выглядеть намного лучше. Например, убрав ряд трамвайных маршрутов, мэрия высвободила дороги для движения по ним автотранспорта. В Липецке провели серьезную работу по благоустройству, создав ряд сквериков, облагородив улицы. Появились хорошие бульвары, принялись за благоустройство дворов, чего раньше не было никогда. Начал развиваться коммерческий автотранспорт, возникло много маршрутов, позволявших гражданам легко перемещаться из одной части города в другую. Очень толково спланировали и заложили новые микрорайоны. Развернулось массовое переселение людей из ветхого жилья. Причем иногда переселение это происходило со своеобразным нарушением закона, по которому «переселенцы» должны были бы получать метр новой жилплощади, за метр старой. Обычно же новые квартиры были большего размера, что людей очень радовало.
Пока работа Михаила Владимировича шла в согласии с руководством НЛМК, всё было очень хорошо. Тут нужно учесть, что мэр многое заимствовал из опыта благоустройства этого комбината, который представлял собой город в городе: с шикарными дорогами, зелёными насаждениями, даже с мини-заповедником «Лебединое озеро».
После того, как Михаил Владимирович пошел на третий срок, с моей точки зрения, начали проявляться совсем другие тенденции. Постепенно он приобрел репутацию «свадебного генерала». Полагаю, город утратил прежнюю управляемость. В его команде от НЛМК почти никого не осталось, а те, кто остались, утратили с комбинатом всякую связь, став обычными бизнесменами.
Сейчас в администрации города имеется несколько центров влияния, каждый из которых тянет одеяло на себя. Они персонифицированы в трех заместителях Михаила Гулевского. Безусловно, таким «центром силы», является курирующая идеологию Анна Шамаева; другим, — руководитель департамента финансов Владимир Мигита; особняком стоит бывший работник ФСБ, Николай Новиков, ведающий транспортом, дорогами и благоустройством. У нас как раз сейчас большое недовольство вызвало повышение до 17 руб. цен на проезд в муниципальном общественном транспорте. Цены эти стали, насколько знаю, самыми высокими в Черноземье. При этом состояние транспортного парка очень плохое: даже по официальным данным около половины автобусов и троллейбусов превысили лимиты эксплуатации. Трамвайный же парк не соответствует нормам эксплуатации полностью. Последний трамвай уже «бэушный» покупался для Липецка в 2002 году. Новые трамваи покупались ещё в 90-х.
Другим скандалом явилась покупка мэрией старых канализационных коллекторов, проложенных в одном из городских пригородов. По балансовой стоимости коллекторы стоят 6 млн. рублей. А город купил их у АО ЛГЭК (Липецкая городская энергетическая компания) за 280 млн. рублей. С учётом того, что 87% акций АО ЛГЭК принадлежит МУПам, фактически мэрия покупала сама у себя. Кстати, этот случай до сих пор является объектом внимания прокурорской проверки.
Если при раннем Михаиле Гулевском, бюджет города всегда был профицитным, то сейчас его дефицит превысил допустимые нормативы. Денег не хватает ни на что, поэтому уже в этом году муниципалитет объявил, что срезает по всем департаментам расходные статьи на 10%.
Михаил Гулевский однажды, в присутствии руководителей управляющих компаний города заявил, что он не давал в обиду некоторые управляющие компании, задолжавшие ЛГЭК огромные суммы денег. В результате, через управляющие компании из города были выведены сотри миллионов рублей, а ЛГЭК плохо расплачивался за приобретаемую электроэнергию и газ. Теперь в город пришла московская компания «Квадро», принадлежащая миллиардеру Прохорову, которая скупила практически весь обанкротившийся теплоснабжающий комплекс Липецка. Та часть муниципального ЛГЭКа, которая занимала этот сектор рынка, уже городу не принадлежит. Когда «москвичи» взялись за дело, тарифы сразу выросли в несколько раз. Это прямое следствие политики самого Михаила Гулевского, покровительствовавшего управляющим компаниям. ЛГЭК (то, что от него осталось) теперь в долгах, как в шелках и судорожно ищет возможности не лишиться кредитования со стороны ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития), которому ЛГЭК тоже задолжал более миллиарда рублей. Если ЕБРР потребует немедленного возвращения задолженности, а это вполне возможно по договору, то город Липецк станет банкротом.
Сергей САВРАСОВ
Депутат Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»Каждый руководитель должен верить в то, что он делает, и отвечать за то, к чему он призывает — эти слова можно полностью отнести к действующему мэру города Йошкар-Олы Павлу Плотникову.
За короткий срок работы на посту градоначальника (с 31.10.2014 г.) мэр показал себя как абсолютно небезразличный и неравнодушный к судьбе города человек. Он четко понимает, что каждый уровень управления должен вносить свой вклад в реализацию поставленных задач в соответствии со своими полномочиями и сферой деятельности.
Градоначальник Йошкар-Олы уделил большое внимание подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, организовал чествование ветеранов ВОВ и тружеников тыла.
В связи с ситуацией на Украине при поддержке администрации города и лично мэра Павла Плотникова в Йошкар-Оле был организован благотворительный концерт в поддержку жителей Донбасса.
В Йошкар-Оле осуществляется благоустройство дворовых территорий и установка новых детских и спортивных городков – в этом году намечена установка детских площадок в семидесяти дворах города. Нельзя оставить без внимания и то, что совместно с депутатским корпусом управляющими компаниями, а так же благодаря тесному сотрудничеству с населением Павел Плотников активно возрождает общегородские субботники. Так, в общегородских субботниках в конце апреля приняли участие более двадцати тысяч жителей города.
Он умеет точно устанавливать ключевые направления деятельности с учетом состояния социально-экономического развития региона. Его профессионализм, детальная проработка каждого вопроса, осуществление контроля и доведение начатого дела до логического конца делает работу мэра и всей его команды эффективной.
Но, как показывает практика, сложно быть эффективным и при этом оставаться популярным. В свете последних событий его принципиальный подход, например, в борьбе с «наливайками» вызывает некоторое недовольство у ряда лиц, но, в данном случае, мэр руководствуется интересами большинства горожан и радеет за судьбу подрастающего поколения.
Дмитрий ВЯТКИН
Депутат Государственной Думы РФ. В 2005-2007 гг. — заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области
У меня с главой администрации Челябинска, Евгением Тефтелевым, установились отношения, если так можно выразиться, стратегического партнерства. Новая команда, пришедшая к руководству города в конце 2014 года, вскоре после назначением на пост губернатора Бориса Дубровского, сразу зарекомендовала себя очень хорошо и сразу органично влилась в команду главы области. Стал наводиться порядок в жилищном строительстве, ЖКХ, бюджетной сфере. Так же, как с губернатором, я по своей работе в Государственной Думе, постоянно нахожусь на прямой связи с руководителем муниципальной администрации, принимаю участие в обсуждении и разрешении насущных проблем области и города. Поэтому могу судить о многом, что удалось сделать, в частности, по улучшению ситуации в Челябинске. Очень важно, что в сегодняшние непростые временя, удается выполнять все социальные обязательства, как в городе, так и в масштабах области.
Вторую группу рейтинга составили главы столиц субъектов Российской Федерации, занявшие места с 26 по 56.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
26 | ЛАДЫКОВ Алексей Олегович | Чебоксары | Чувашская республика | +2 |
27 | ПУШКАРЕВ Игорь Сергеевич | Владивосток | Приморский край | +3 |
28 | ПОЗДЕЕВ Иван Александрович | Сыктывкар | Республика Коми | -2 |
29 | СОКОЛОВ Александр Николаевич | Хабаровск | Хабаровский край | -6 |
30 | АКБУЛАТОВ Эдхам Шукриевич | Красноярск | Красноярский край | +2 |
31 | КЛЯЙН Иван Григорьевич | Томск | Томская область | -4 |
32 | ГУСЕВ Александр Викторович | Воронеж | Воронежская область | -1 |
33 | БОБРОВ Александр Филиппович | Тамбов | Тамбовская область | +1 |
34 | АВИЛОВ Евгений Васильевич | Тула | Тульская область | -1 |
35 | АРАПОВ Евгений Сергеевич | Оренбург | Оренбургская область | +4 |
36 | КАЛИТА Валентина Сергеевна и.о. с 26.03.2015, А.А.Козлов сложил полномочия 25.03.2015 | Благовещенск | Амурская область | 0 |
37 | ОВЧАРОВ Николай Иванович | Курск | Курская область | +4 |
38 | ЕМЕЦ Виктор Валентинович | Кострома | Костромская область | +5 |
39 | БОБРЫШЕВ Юрий Иванович | Великий Новгород | Новгородская область | -4 |
40 | САМОЙЛОВ Дмитрий Иванович с 20.06.2014, и.о. с 26.02.14, А.Ю.Маховиков сложил полномочия | Пермь | Пермский край | -2 |
41 | БУРЕНИН Александр Григорьевич | Саратов | Саратовская область | -1 |
42 | ТАМБИЕВ Руслан Алиевич | Черкесск | Карачаево-Черкесская Республика | +4 |
43 | ДЖАТДОЕВ Андрей Хасанович | Ставрополь | Ставропольский край | +2 |
44 | ЛОКОТЬ Анатолий Евгеньевич с 06.04.2014 | Новосибирск | Новосибирская область | -7 |
45 | ПАНЧИН Сергей Сергеевич | Ульяновск | Ульяновская область | -1 |
46 | ДЗАНТИЕВ Сергей Шамильевич | Владикавказ | Республика Северная Осетия-Алания | -4 |
47 | КРИВОВ Юрий Иванович Р.Б.Чернов сложил полномочия 18.07.2014 | Пенза | Пензенская область | +4 |
48 | БУЛЕКОВ Олег Евгеньевич с 17.12.2014, С.В.Горячкина и.о., В.Е.Артёмов сложил полномочия 04.11.2014 | Рязань | Рязанская область | +4 |
49 | ШОХИН Андрей Станиславович | Владимир | Владимирская область | +5 |
50 | НАРОЛИН Александр Владимирович | Майкоп | Республика Адыгея | +3 |
51 | ШУЛЕПОВ Евгений Борисович | Вологда | Вологодская область | -4 |
52 | САНГАДИЕВ Зандра Гэндэнович с 26.02.2015, Е.Н.Пронькинов сложил полномочия 22.12.2014 | Улан-Удэ | Республика Бурятия | +4 |
53 | ОБЛОГИН Виктор Александрович | Горно-Алтайск | Республика Алтай | +4 |
54 | ДАВИДЕНКО Илья Валентинович с 01.10.2014 | Анадырь | Чукотский автономный округ | -6 |
55 | ХОХЛОВ Алексей Алексеевич с 06.04.2015, С.О.Золкин и.о., А.С.Кузьмичёв сложил полномочия 12.01.2015 | Иваново | Ивановская область | +3 |
56 | ХОВАЛЫГ Владислав Товарищтайович | Кызыл | Республика Тыва | +4 |
Сразу три представителя третий группы пополнили данный кластер. Это Виктор Облогин (Горно-Алтайск), Алексей Хохлов (Иваново) и Владислав Ховалыг (Кызыл).
Укрепляются позиции Алексея Ладыкова (Чебоксары). Сведения некоторых СМИ о желании действующего главы Чувашии, в случае победы на предстоящих губернаторских выборах, предложить Ладыкову пост премьер-министра Республики подтверждаются инсайдерской информацией. Всё это свидетельствует о превращение мэра столицы Чувашии в сильную самостоятельную политическую фигуру регионального значения. Параллельно Алексей Ладыков активизировал работу внутри муниципалитета. Принципиально важным для города явилось решение о возобновлении дотируемых городским бюджетом регулярных пассажирских перевозок с Заволжской частью города, где ожидается новое масштабное строительство. Успешно проводится в Чебоксарах и оптимизация рынка наружной рекламы: при сокращении числа щитовых конструкций в два раза, городской бюджет начал получать в три раза больше средств от этого вида бизнеса.
В Оренбурге (Евгений Арапов) новый городской устав совместил полномочия главы города и главы администрации, что не только соответствует общероссийскому тренду, но объективно усиливает позиции единоличного главы муниципалитета. В тех случаях, когда такой мэр не является марионеткой губернатора, как это часто бывает, он приобретает значительное личное влияние. Отказ от всенародного избрания главы муниципалитета является другим принципиальным положением этой тенденции. В любом случае такой мэр становится не более легитимным и удалённым от народа, чем тот же сити-менеджер. Данная схема начнет действовать только с осени текущего года, и нынешний глава администрации Евгений Арапов пока находится в прежнем «разделённом» качестве, что не мешает ему действовать достаточно активно.
Протестные акции, связанные со сферой ЖКХ, как правило, представляют собой выступление жителей, недовольных работой коммунальщиков. На этот раз в Туле (Евгений Авилов) митинговали сами коммунальщики. Более 200 работников ЖЭКов вышли на несанкционированный митинг, вызванный двухмесячной задержкой в получении заработной платы. В принципе, протест мог быть гораздо более масштабным, ведь не получало денег в несколько раз большее число коммунальщиков. Причина создавшейся ситуации в правильной, по сути, попытке городских властей энергично навести порядок в данной сфере городского хозяйства. Лицензирование управляющих кампаний, обслуживающих многоквартирные дома, привело к тому, что четвертая их часть разрешений на работу не получила. В результате сотрудники ЖЭКов, выполнявшие подряды таких нелицензированных управляющих кампаний, оказались без честно заработанных денег. Впрочем, свои не совсем просчитанные действия, мэрия компенсировала достаточно грамотной реакцией на митинг (её представитель собрал контактную информацию у митингующих, дал им соответствующие заверения) и заявленным курсом на поддержку новых управляющих кампаний.
Кострома (Виктор Емец) отметилась созданием, при непосредственной поддержке городской администрации, первого в нашей стране цыганского музея. Кроме того, отмечено эффективное использование муниципалитетом земельных участков, высвободившихся после сноса ветхого жилья. По всей видимости, удалось найти и достаточно остроумный метод борьбы с предпринимателями, в неустановленных местах предоставляющими населению лошадей и мини-автомобили для развлекательных поездок. Убедившись, что штрафы абсолютно не пугают такого рода бизнесменов, отцы города решили заняться конфискацией мини-автомобилей в качестве «предметов правонарушения». Пока неизвестно, будут ли таким же образом поступать не только с детской техникой, но и с лошадьми.
Юрий Бобрышев (Великий Новгород) смог одержать локальную победу в его вечном противостоянии c неприятелями. Среди множества претензий к мэру и целого шлейфа неприятных для него эпизодов значилось возбуждение уголовного дела областным следственным комитетом. Юрий Иванович обвинялся в неисполнении вступившего в законную силу решения суда, которое привело к нарушению прав сирот. Как и практически во всех подобных случаях, мэр увидел здесь «политический заказ». Неожиданно ему оказала поддержку областная прокуратура, полностью дезавуировавшая действия представителей Следственного комитета. Тем не менее, данный успех по оценке специалистов ЦИК «Рейтинг» не меняет в целом негативной тенденции ослабления позиций Юрия Бобрышева, тем более, что представителя Следственного комитета в свою очередь, будет обжаловать решение прокуратуры.
Оппозиционная креативная мысль в Новосибирске, ничем не уступает уфимской. Острие абсурдисткого шествия, так называемой монстрации, оказалось направленным против мэра Анатолия Локотя. Не так важно, было ли это спланировано заранее, или сам Анатолий Евгеньевич своими не очень удачными действиями и заявлениями («сам приму участие в монстрации, если…», «не принял участие в монстрации, потому, что…») спровоцировал подобное развитие событий. В ситуации, когда Анатолий Локоть получил от имени горожан-монстрантов налокотники, он, надо отдать ему должное, публично отреагировал на подарок с юмором. Этого юмора ему, пожалуй, не хватило, когда раздетые до купальников девушки устроили импровизированный пляж на берегах огромной лужи в центре Новосибирска, протестуя против состояния городских дорог. Некоторые, несмотря на далеко не теплую погоду, умудрились даже в этой луже поплескаться. Анатолий Локоть усмотрел в данной акции политический заказ. Безусловно, заказчик и организатор у «бикини-шоу» имелись. И девушки были, не просто девушки, но особо подобранные, чтобы привлечь максимальное количество заинтересованных зрителей. Но ведь не они же выкопали и наполнили лужу посреди Новосибирска?
Во Владикавказе на совещании мэров и Глав администраций СКФО Сергей Дзантиев представил участникам ключевые проекты, реализуемые или планируемые к реализации в столице Северной Осетии. Одним из важнейших является создание разноуровневой спортивной инфраструктуры для населения города, в частности, для подрастающего поколения. В этом направлении во Владикавказе сделано немало. К сожалению, затянувшееся противостояние главы администрации города с главой города, похоже, перекинулось и на эту сферу. Во всяком случае, в экспертном сообществе и СМИ распространено мнение, что проблемы с финансированием детского спортивного клуба «Барс», любимого детища Сергея Дзантиева, связаны именно с указанным противостоянием. В свою очередь, муниципальная администрация активно включилась в борьбу против намеченного увеличения без малого в два раза персонала «неприятельского штаба» — городской Думы. Не вдаваясь в поиски правых и виноватых в данном муниципальном конфликте, можно констатировать, что он, безусловно, не идёт на пользу Владикавказу и совершенно нетерпим в нынешнее непростое время.
В целом деятельность мэра Рязани Олега Булекова оценивается экспертами положительно. Споры возникают, в основном, на тему, имеет ли он хотя бы некоторую долю самостоятельности в своих действиях или всецело находится в режиме ручного управления, со стороны губернатора. В любом случае, не имея при назначении на должность опыта хозяйственной или исполнительно-распорядительной деятельности, Олег Булеков пока ничего серьезно не провалил. Решение городской администрации о посадке 1800 единиц зелёных насаждений, безусловно, нашло положительный отклик и у жителей, и в экспертном сообществе. Вопреки ожиданиям, коренной чистки «по площадям» руководящего состава городской администрации при Олеге Евгеньевиче не произошло. Наиболее скандальная тема, преследовавшая репутацию Олега Булекова с первых дней назначения на должность, — инициатива по передаче в концессию имущества МУП «Водоканал», была обращена в его пользу прибывшим на совещание в Рязань Заместителем Председателя Правительства РФ Дмитрием Козаком.
Александр КУЗИН
Политический обозреватель, собственный корреспондент «Российской Газеты» в Чувашии (г.Чебоксары)
Сегодня позиции Алексея Ладыкова в Чебоксарах, да и в республике в целом не вызывают опасений. Напротив, можно отметить некоторое их укрепление, причем и как фигуры политической и как управленца, занимающегося непосредственно городским хозяйством. В первую очередь такая ситуация стала возможна благодаря успешной реализации проекта «Открытый город» в рамках которого и сам глава администрации и его первые заместители проводят регулярные встречи с жителями города. Такое непосредственное общение с чиновниками и возможность напрямую обсудить актуальные проблемы в результате привело к значительному снижению негатива от жителей Чебоксар в адрес руководства города.
Немаловажную роль в сохранении и укреплении позиций, на мой взгляд, играет и умение Ладыкова держать удар и замыкать на себе решение самых разнообразных вопросов -неважно — строительство ли это первой в городе официальной велодорожки, которое он контролирует лично, или расселение граждан из ветхого жилья. Независимо от масштаба вопроса он не стесняется вмешиваться в процесс и лично общаться с заинтересованными сторонами. Один из показательных примеров — прошедшая по инициативе главы администрации в апреле встреча с бизнес-сообществом города, где в формате свободного микрофона участники мероприятия смогли задать Алексею Ладыкову самые разнообразные вопросы, без ограничений по тематике и риторике. Важность и необходимость таких встреч отметили и сами бизнесмены, высказав удовлетворенность от того, что власти города показали желание не только слушать, но и слышать.
На этом фоне, на дальнейшее укрепление позиций чиновника может повлиять чрезмерная увлеченность администрации города судами. Причем, в данном случае речь не идет о каких либо серьезных конфликтных ситуациях. В городе заметна тенденция, когда даже решение рядовых вопросов администрация пытается довести до суда, чтобы таким образом обезопасить себя от возможных санкций контролирующих и надзорных инстанций. С одной стороны, такая перестраховка понятна, с другой, из-за судебных проволочек может затягиваться реализация некоторых важных проектов и в этом отношении на первые роли могут выйти именно управленческие решения руководителя администрации.
Павел САЛИН
Политолог, Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Российской Федерации
С политической точки зрения в Воронежской области существует достаточно прочный тандем «губернатор — мэр областного центра», что типично для многих регионов. Александр Гусев был избран при поддержке губернатора Алексея Гордеева, и продуктивные рабочие отношения сохраняются между ними до сих пор. Периодически возникающие слухи, например, о том, что губернатор намерен «уйти» мэра и поставить на этот пост более доверенную кандидатуру (прошлым летом звучала фамилия Максима Увайдова) можно расценивать как локальную информационную войну против мэра, а не как реальную информацию. В городе существуют типичные проблемы для областных центров — дороги, ЖКХ, экология и т.п., однако ничего критически негативного пока не происходит.
Однако близость к губернатору, служившая надежной опорой г-ну Гусеву, сейчас может сыграть против него. Дело в том, что в последнее время все более четкое оформление получает губернаторская «фронда», недовольная курсом федерального Центра, который все больше социальных обязательств перекладывает на регионы, не выделяя для этого достаточного финансирования. Воронежский губернатор выступает в качестве одного из спикеров такой фронды. Например, в начале апреля на одном из мероприятий он раскритиковал систему госуправления в России (не в первый раз). В частности, он констатировал возвращение командно-административной системы, исключающей реальный федерализм и независимость местного самоуправления. Такой демарш даже вызвал слухи о скорой отставке губернатора, и сам г-н Гордеев был вынужден их опровергать.
Нет сомнений, что подобная позиция вызывает недовольство федерального Центра, а также у силовиков на местах, роль которых в региональной политике в последнее время существенно возросла. Вполне возможно, что воронежский губернатор может получить предупреждение, в частности, через возможные неприятности своего протеже на посту мэра областной столицы. Мы видим, что активность и неформальные полномочия силовиков на местах в отношении региональных и муниципальных чиновников в последнее время существенно расширены.
Виктор КИТАОВ
Член Общественной палаты Карачаево-Черкесской Республики, доверенное лицо Президента РФ
До того, как мэром Черкесска стал Руслан Тамбиев, в городе было очень много проблем социальной направленности. Это и состояние дорожной сети, парков, рекреационных зон, многих других элементов городской жизни и городского хозяйства. Конечно, нельзя сказать, что всё сразу стало идеальным, — такого в жизни не бывает. Но сделано очень, очень много. Здесь важно подчеркнуть, что мэр города и глава Республики работают согласовано, чего раньше не было. Прежде постоянно возникали споры и разногласия. Данный факт у нас знают очень многие, практически все, кто имел отношение или интересовался деятельностью местных властей. Сегодняшняя слаженная работа привела к улучшению ситуации в Черкесске. Достаточно побывать в городском парке «Зелёный остров» и сравнить с тем, что тут было раньше, чтобы по достоинству оценить деятельность городских и региональных руководителей по благоустройству столицы нашей Республики.
В последние годы у нас построено множество дошкольных учреждений, школ. На сегодняшний день в городе создана мощная инфраструктура для развития образования всех уровней, начиная от детских садов, заканчивая высшими учебными заведениями. Это очень отрадно. Дороги стали гораздо лучше ремонтироваться. Глубокая реконструкция нескольких улиц, была предпринята с целью улучшить транспортную ситуацию в городе.
За последние годы в Республике создано около двухсот социально значимых объектов. Абсолютное большинство их приходится на Черкесск. Я являюсь доверенным лицом Президента Российской Федерации, вхожу в региональный штаб ОНФ, поэтому постоянно участвую в заседаниях, посвященных, в том числе, улучшению положения в ЖКХ, благоустройству города. Поэтому данную тему знаю не понаслышке. Много проблем, к большому сожалению, все ещё остается. Но могу сказать точно, что очень много их снято. Абсолютное большинство жителей нашего города воочию видят разительные перемены к лучшему, которые произошли практически во всех сферах городской жизни и делают из этого соответствующие выводы. Не увидеть эти перемены и не оценить их может только слепой.
Бэла ДЖЕМАКУЛОВА
Доцент Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, член экспертного клуба «Архыз» (г.Черкесск)
До прихода на должность мэра столицы КЧР Руслана Алиевича Тамбиева город на протяжении многих лет находился в эстетическом и хозяйственном упадке. Из некогда цветущего, утопающего в зелени, Черкесск превратился в серый, унылый, ничем не привлекательный городишко. С приходом к власти в конце 2011 г. Р.А.Тамбиева облик города стал меняться в лучшую сторону.
В первую очередь мэр позаботился об освещении улиц столицы, теперь фонари освещают город до самого утра, до этого они работали лишь до 22.00. Был восстановлен, благоустроен и украшен парк культуры и отдыха «Зеленый остров», излюбленное место горожан и гостей столицы в 70-80-е годы XX века, который 90-е пришел в упадок и запустение. За короткое время на «Зеленом острове» построен новый амфитеатр, фонтаны, детский городок «У Лукоморья» и многое другое. Здесь же, в день 70-я Победы, была открыта мини-аллея российской славы, которая состоит из памятников великим полководцам России, таким как Александр Невский, Петр I, Михаил Кутузов, Павел Нахимов, Федор Ушаков, а также видным военачальникам Великой Отечественной войны Георгию Жукову, Константину Рокоссовскому и другим.
Облагорожена одна из центральных пешеходных улиц Черкесска, улица Первомайская, где теперь можно увидеть много детей, катающихся на роликах, их родителей и пенсионеров, слушающих классическую музыку, звучащую из динамиков. В нескольких районах города возведены детские и спортивные площадки. В республиканской столице строятся новые дошкольные и спортивные учреждения, ремонтируются больницы, школы, дороги. Кроме того, появились современные светофоры и удобные парковки для автотранспорта.
В конце 2012 г. состоялось торжественное открытие городского Дворца культуры с залом бракосочетания. В ближайшее время здесь состоится открытие и нового концертного зала. Ведется работа по строительству Ледового Дворца, где будут заниматься юные хоккеисты и фигуристы, кроме того, в Черкесске уже завершается строительство Академии футбола и тенниса.
Мэр Черкесска заботится не только о молодых спортсменах, которые в будущем станут защищать честь нашей столицы на различных соревнованиях, но и уделяет внимание талантливым детям и молодежи в области культуры и науки. В городе, под эгидой мэрии, нередко проходят молодежные форумы, конференции и конкурсы. Надо заметить, что при Руслане Алиевиче значительно помолодел и штат сотрудников городской администрации. При всей загруженности и занятости, мэр открыт для диалога, новых предложений и плодотворного сотрудничества.
Однако, перед Р.А. Тамбиевым и его молодой командой стоит еще немало проблем, связанных с восстановлением старых коммуникаций, улучшению общей инфраструктуры столицы, уборкой улиц и ремонтом дорог, а также созданию новых детских площадок, парковых зон и особенно социально значимых учреждений и объектов. Несмотря на многочисленные сложности, работа ведется и виден системный подход к решению поставленных задач. Горожане возлагают на Руслана Алиевича Тамбиева большие чаяния и надеются, что под руководством этого мэра в ближайшие годы, Черкесск станет одним из самых красивых и благоустроенных городов России.
Владимир СИМАГИН
Депутат Государственной Думы РФ. В 2007-2011 гг. — депутат Законодательного Собрания Пензенской области
Городским властям Пензы необходимо срочно менять кадровую политику в администрации города. Мэру не следует руководствоваться в подборе кадров принципами местечковости и личной дружбы. От зареченских друзей Юрия Ивановича Кривова работающих в администрации Пензы, у пензенцев пока только проблемы. Ничего хорошего ждать от такой команды не стоит. Возмутительно предстоящее с 1 июня значительное повышение цен на проезд в общественном транспорте. В ситуации, которая сложилась в сфере городских перевозок, во многом виноваты местные чиновники, которые допустили банкротство муниципального предприятия «Пассажирские перевозки Пензы», что привело к настоящему хаосу в сфере транспортного обслуживания. Решая одну из важнейших городских проблем, власти пошли по самому лёгкому пути – залезли в карман горожан.
Эрдэм ДАГБАЕВ
Профессор кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, Председатель региональных отделений Российской ассоциации политической науки и Российского общества политологов (г. Улан-Удэ)
Оценивать деятельность главы администрации города Улан-Удэ Зандры Гэндэновича Сангадиева, вероятно, еще рано. Ведь он был избран депутатами Улан-Удэнского городского совета на этот пост только в феврале этого года. С этого момента и двух месяцев не прошло. Но это с одной стороны. С другой, основания для некоторых экспертных оценок уже есть, хотя бы потому, что вся эта ситуация есть следствие тех политических процессов, которые идут в Республике Бурятия.
Несколько лет назад Улан-Удэ стал одним из первых городов, где решили изменить действующую систему власти – с избранного мэра перейти на систему с мэром-председателем городского совета и сити-менеджером, отвечающим за всю хозяйственную деятельность в городе. Ни для кого не было секретом, что, во-первых, тем самым «партия власти» в лице «Единой России», имевшая абсолютное большинство в законодательном органе (в том числе и за счет избранных депутатов по партийному списку), гарантировала руководителя города из своих рядов, особенно на фоне проигравших выборы «единороссов» в Иркутске и Братске, а во-вторых, в этом был заинтересован глава республики, желавший «исключить из игры» своего конкурента -многолетнего мэра Г.А.Айдаева. Поэтому в декабре 2012 года мэром города становится ставленник главы председатель горсовета А.М.Голков (впрочем, он считался и выдвиженцем Г.А.Айдаева), которого избирает «единоросское» большинство в горсовете, а претендовавшего на должность главы администрации Г.А.Айдаева неожиданно прокатывают. Сити-менеджером становится его заместитель, человек, не имевший никаких амбиций руководителя города, Е.Н.Пронькинов.
Нетрудно догадаться, что и формальным, и фактическим мэром стал А.М.Голков, который тут же стал проводить еженедельные планерки в администрации, руководить всеми, в том числе и кадровыми, хозяйственными и прочими делами. Е.Н.Пронькинов расматривался как должностное лицо, выполняющее поставленные мэром Голковым задачи. Однако в силу различных обстоятельств, в том числе и личностных, мэр А.М.Голков попал под жесткую критику журналистов, некоторые из которых буквально реагировали на каждый его шаг.
Спустя два года, когда был переизбран состав городского совета, а А.М.Голков вновь большинством «единороссов» стал главой Улан-Удэ, вновь встает вопрос о главе администрации. И вот тут-то исполнительная власть во главе с главой республики решают изменить существующую конструкцию (которую они сами и создали) власти и привести к должности главы администрации города фигуру, которая сможет в какой-то степени оппонировать А.М.Голкову. Среди городского актива уже давно нет самостоятельных фигур. Из числа заместителей главы администрации выделяется З.Г.Сангадиев, доктор экономических наук, профессор, уже получивший административный опыт на посту заместителя главы – руководителя комитета экономического развития. Зандра Гэндэнович имеет опыт подготовки программ социально-экономического развития города. Понятно, что такой расклад не очень устраивал А.М.Голкова, который продвигал фигуру главы одного из районов Улан-Удэ О.И.Екимовского. В результате договоренностей О.И.Екимовский не стал претендовать на пост сити-менеджера, а депутаты без проблем избирают З.Г.Сангадиева. Таким образом, все решили аппаратные игры, которые опасны тем, что фиксируют расстановку сил лишь на текущий момент. Надо отметить, что позже О.И.Екимовский получает назначение на пост первого заместителя главы администрации, последовавший затем ряд перестановок в администрации произведен в период отпуска З.Г.Сангадиева.
Третья группа предназначена для мэров, занявших места с 57 по 81.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
57 | НЕЧАЕВ Александр Витальевич и.о. | Ярославль | Ярославская область | -7 |
58 | НАДСАДИН Сергей Александрович с 14.09.2014, и.о. с 01.02.2014 | Южно-Сахалинск | Сахалинская область | -9 |
59 | ПАВЛЕНКО Виктор Николаевич | Архангельск | Архангельская область | 0 |
60 | ДВОРАКОВСКИЙ Вячеслав Викторович | Омск | Омская область | -5 |
61 | ПОЛУМОРДВИНОВ Олег Анатольевич с 12.03.2015 | Астрахань | Астраханская область | 0 |
62 | КОДЗОКОВ Мухамед Мартынович | Нальчик | Кабардино-Балкарская Республика | +1 |
63 | ЯРОШУК Александр Георгиевич | Калининград | Калининградская область | -1 |
64 | ТУМГОЕВ Асланбек Магомедович | Назрань | Республика Ингушетия | 0 |
65 | ИВАНЕНКО Виталий Юрьевич и.о., Е.А.Панченко сложила полномочия с 25.02.2014 | Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | +1 |
66 | РОЙЗМАН Евгений Вадимович | Екатеринбург | Свердловская область | -1 |
67 | РАРОВ Сергей Васильевич, А.Т.Дорджиев сложил полномочия 22.10.2014 | Элиста | Республика Калмыкия | 0 |
68 | ШИРШИНА Галина Игоревна | Петрозаводск | Республика Карелия | +1 |
69 | СУЛЕЙМАНОВ Магомед Валибагандович и.о. с 04.04.2014 | Махачкала | Республика Дагестан | -1 |
70 | ТУЛУПОВ Вячеслав Сергеевич, А.Н.Кистенёв сложил полномочия 01.10.2014 | Брянск | Брянская область | +1 |
71 | ПОРШАНЬ Александр Васильевич А.Г.Якушев сложил полномочия 01.10.2014 | Курган | Курганская область | +2 |
72 | БЕРНИКОВ Михаил Юрьевич | Орёл | Орловская область | -2 |
73 | АЛАШЕЕВ Николай Николаевич | Смоленск | Смоленская область | +2 |
74 | КЛИМОВ Сергей Александрович и.о. Д.В.Агашин сложил полномочия 12.05.2015 | Ижевск | Удмуртская республика | -2 |
75 | ТИМОФЕЕВ Юрий Васильевич с 28.05.2014 | Тверь | Тверская область | +1 |
76 | ФЕДОРОВА Татьяна Васильевна | Нарьян-Мар | Ненецкий автономный округ | -2 |
77 | ЧУНАКОВ Александр Иванович | Волгоград | Волгоградская область | 0 |
78 | ЗАБЕЛИН Владимир Анатольевич с 13.11.2014, А.Д.Михалев сложил полномочия 19.09.2014 | Чита | Забайкальский край | +1 |
79 | ПАРХОМЕНКО Андрей Геннадьевич | Биробиджан | Еврейская автономная область | +1 |
80 | ПЕРЕСКОКОВ Александр Викторович с 22.12.2014, и.о. А.А.Преснецов, Д.Н. Драный сложил полномочия 30.10.2014 | Киров | Кировская область | +1 |
81 | САВИНЦЕВ Игорь Григорьевич | Барнаул | Алтайский край | -3 |
Мэров, поднявшихся классом выше, в этом кластере заменили Александр Нечаев (Ярославль), Сергей Надсадин (Южно-Сахалинск) и Вячеслав Двораковский (Омск).
Федеральное звучание начала приобретать история, случившаяся несколько месяцев назад в Ярославле (Александр Нечаев). Она связана с переходом в руки одного из местных депутатов господина Эдуарда Авдаляна стратегически важного для муниципалитета ОАО «Городское дорожное управление». Город потерял предприятие, земельную собственность, асфальтовый завод. Обращение федеральных СМИ к этой теме не слишком благоприятно для репутации муниципальных властей, тем более, что подобное развитие событий волей-неволей наводит на размышления о стандартных операциях, в ходе которых муниципальные или государственные предприятия сначала банкротятся, а затем передаются в частные руки. Очень бы хотелось, чтобы в Ярославле всё происходило не по этим схемам.
Ожидаемые и предсказываемые чистки в Сахалинской области после задержания правоохранительными органами вице-мэра, руководителя аппарата мэрии Южно-Сахалинска Алексея Лескина ожидаемо и предсказуемо дошли до уровня муниципалитета местной столицы (мэр Сергей Надсадин). Алексей Лескин пополнил уже достаточно обширный список, открытый губернатором Александром Хорошавиным. Можно быть совершенно уверенным, что список этот ещё далек от завершения.
Суд вынес обвинительный приговор сыну первого заместителя мэра Омска за хищение. Причиной явилось превращение в воду, принятого его фирмой на хранение от Пограничного управления ФСБ, дизельного топлива. Правило: «отец за совершеннолетнего сына не отвечает» на среду чиновников, безусловно, не распространяется. Речь идёт, конечно, об ответственности репутационной, а не уголовной. Вся эта история, естественно, не могла не сказаться на авторитете омского муниципального руководства, в частности, на рейтинге мэра города, господина Вячеслава Двораковского.
В Калининграде (Александр Ярошук) сотни людей собрались на антикризисный марш «Весна», главными мишенями которого явились как губернатор, так и мэр областной столицы. В своё время конфликт между двумя этими персонами был совершенно явным. Погашенный только благодаря федеральным подзатыльникам, он, по оценкам большинства экспертов ЦИК «Рейтинг», отнюдь не исчерпан и в настоящий момент разгорается с новой силой, чему сложившиеся условия вполне благоприятствуют. Конечно, масштабом нынешних протестных акций калининградцев не удивишь. Тут стоит напомнить, что именно выступление местных жителей, в своё время, смело с должности Георгия Бооса — далеко не самого плохого и далеко не самого слабого губернатора. Так что протестный потенциал в областной столице традиционно весьма велик, что не может не тревожить представителей власти.
Реформа муниципального управления в Махачкале (Магомед Сулейманов) знаменовалась созданием многоуровневой системы. Она подразумевает деление города на внутригородские районы, в рамках которых население сможет напрямую избирать своих депутатов. Из их числа, в свою очередь, будут делегироваться представители районов в горсовет, где состоится уже максимально удалённое от простых избирателей назначение мэра. Напомним, что впервые в крупных городах подобная схема начала реализовываться в Челябинске. Напомним так же, что она, по сути своей, представляет возвращение к опыту СССР, когда действовали районные советы депутатов со своими отдельными полномочиями, бюджетами и т.п. Пожалуй, в условиях Махачкалы, с практически непрекращающимися контртеррористическими операциями, очень сложной и запутанной системой межэтнических взаимоотношений, высоким уровнем насилия в местной политической жизни, данная схема может быть вполне оправданной. Другой вопрос, что никакая система управления сама по себе не наводит порядок и не решает насущных жизненных проблем.
Мэр Ижевска Денис Агашин, в конце концов, вынужден был уйти со своей должности. Борьба за такое решение вопроса была достаточно долгой и велась по самым разным направлениям. Отдельно здесь можно было бы упомянуть митинги и пикеты жителей, отстаивавших зелёные насаждения города. Ключевым моментом, приведшим к отставке, явился фактический ультиматума депутатов Городской думы Ижевска к Денису Агашину. Проект этого ультиматума попал в начале мая в поле зрения СМИ. Обширный перечень обвинений в адрес мэра включал, в частности, тему, к которой постоянно обращаются эксперты ЦИК «Рейтинг», оценивая ситуации в разных регионах. Речь идёт о целенаправленном курсе на приватизацию муниципальной собственности, путем организации хаоса и убыточности в деятельности городских МУПов.
В Барнауле (Игорь Савинцев) граждане, недовольные состоянием городских дорог, попытались устроить несанкционированную акцию. Попытка разбросать на центральной площади поврежденные в результате бездорожья детали автомобилей была сорвана сотрудниками полиции. Это, однако, не улучшило качество дорожного покрытия и не пресекло протесты. Начался сбор подписей под соответствующую петицию, которую уже поддержало несколько тысяч человек. По многочисленным свидетельствам, состояние городских дорог нынешней весной действительно оказалось необыкновенно плохим. Показательно, что предложение авторов петиции, привлечь общественников к контролю за ситуацией, оказалось созвучно мнению, высказанному представителями местного отделения «Общероссийского народного фронта».
Мовлат-Гирей ДЗАГИЕВ
Председатель Общественной Палаты Республики Ингушетия
Назрань, — очень древний город. В последнее время он стал в масштабах Республики достаточно крупным по размерам и населению. Сейчас Назрань удивительно благоустраивается: разбиваются скверы, парки, наводится порядок на придомовых территориях, большое внимание уделяется безопасности дорожного движения. Во всем этом немалая заслуга лично нашего мэра, — Асланбека Тумгоева. Он очень энергичный, очень деятельный руководитель. Почти никогда его нельзя застать в кабинете, — мэр постоянно встречается с людьми, находится в движении, хорошо знает каждый уголок Назрани. Сейчас не без его инициативы открыт новый парк. Благоустраивается набережная, расширяется и укрепляется русло Алханчуртского канала, что само по себе очень важное для города и Республики дело. Водная стихия создавала серьезные проблемы для окрестных жителей. Бывали и трагические случаи. Теперь здесь, после укрепления русла, реконструкции мостов, предстоит создать новую парковую зону с большим пешеходным тротуаром вдоль набережной, велосипедной дорожкой, местами проведения досуга для горожан. С подачи мэра Назрань сегодня обладает библиотеками, домами культуры, которые содержатся в хорошем состоянии. Очень внимательно Асланбек Тумгоев относится к созданию комфортной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Для этой категории граждан создаются специальные лифты, пандусы, дорожки. Эти, на первый взгляд, незначительные преобразования очень помогают таким людям.
Городские проблемы Назрани носят общероссийский характер. В некоторых местах возникают транспортные пробки. Причина этого, — сочетание резко увеличивающегося автомобильного парка и старой дорожной сети. Появилась настоятельная необходимость строительства объездных маршрутов. У нас ещё имеется ветхое жильё. Но здесь и республиканские, и городские власти инициируют переселение из него жителей в новые, комфортные дома. Понятно, что это дело не одного года, — процесс требует времени, так же, как решение транспортных проблем.
В целом, могу сказать, что Асланбек Магомедович обеспечивает нормальное функционирование всех муниципальных служб и объектов. Я уверен, что если бы такие люди стояли во главе многих малых и средних городов России, — там всё было бы хорошо.
Олег РЕУТ
Политолог, публицист, старший научный сотрудник Института экономики Карельского НЦ РАН (г.Петрозаводск)
Петрозаводский городской округ не вписывается в региональную властную вертикаль, построением которой активно занимается администрация Главы Карелии. Очевидно, что федеральный центр оказывается во всё большей мере озабоченным ситуацией в республике. Результаты электоральной кампании-2016, когда одновременно будут выбираться депутаты Государственной думы, Законодательного собрания Республики Карелия (РК) и, вполне вероятно, Петрозаводского городского совета, находятся за пределами даже минимальной предсказуемости, что определяется открытой конфликтной ситуацией между губернаторской командой и соратниками мэра столичного города.
С одной стороны, Глава Петрозаводского городского округа Галина Ширшина продолжает реализовывать линию поведения, направленную на медиатизацию признаваемого всеми политнаблюдателями обострения отношений с губернаторской администрацией. Она открыто заявила о политической подоплёке уголовных дел в отношении своих соратниц – заместителя председателя Законодательного собрания РК А. Кравчук, депутата городского совета О. Залецкой и главы торгового дома «Ленторг» А. Корниловой. Смошенничав, по версии следствия, они нанесли Петрозаводску ущерб на сумму более десяти млн. руб. при продаже здания комбината школьного питания (на некоторое время двое из трёх фигурантов даже были помещены под стражу, сейчас же находятся под домашним арестом, депутат карельского парламента смогла «защититься» трёхмиллионным залогом). Ранее аналогичные заявления петрозаводская градоначальница делала при комментировании рассматриваемого в горсуде уголовного дела в отношении её заместителя Е. Сухоруковой.
Стоит отметить, что в сравнении с первым годом своего руководства позиции Г. Ширшиной в городском парламенте заметно ослабли. Это произошло в связи со сменой председателя Петросовета. Экс-глава О. Фокин, проведя более двух месяцев в сизо, переведён под домашний арест (по версии следствия, руководители частной компании, которой фактически управлял политик, представили в налоговую инспекцию декларацию на возмещение НДС, включив в неё ложные сведения о выполнении работ при строительстве административного здания). За это время он лишился председательского кресла. Новым главой городского парламента был избран Г. Боднарчук, сменился и один из его заместителей, им стал И. Шарапов. Оба депутата полностью следуют в фарватере рекомендаций, подготавливаемых советниками Главы Карелии. И именно они выступают за скорейшее инициирование неудовлетворительной оценки работы петрозаводского мэра.
При этом Г. Ширшина предпочла в одностороннем порядке перенести свой ежегодный отчёт перед депутатским корпусом на лето, рассчитывая в ходе начавшихся встреч с горожанами заручиться, прежде всего, их поддержкой для того, чтобы в дальнейшем обвинить оппозиционно по отношению к ней настроенный Петросовет в предвзятости и неучёте мнения петрозаводчан. Однако выступления перед жителями столицы Карелии с отчётом о проделанной в 2014 году работе проходят в атмосфере предельной агрессии. На них заявляются специально подготовленные провокаторы, которые стараются «забить информационный фон» репликами, вопросами и претензиями о многолетних, не решаемых любой горадминистрацией проблемах, соединяя их с личностно окрашенными выпадами в адрес мэра.
В предсказуемый, казалось бы, спор с депутатским корпусом, когда у Г. Ширшиной будет аргумент в виде «народного доверия», ей необходимо вносить оперативные корректировки. Расчёт на то, что поскольку администрация организует встречи с горожанами, то большая часть аудитории будет гарантированно доброжелательно подобранной, оказался неверным. Предварительный разогрев депутатского корпуса лишь навредит мэру, но и остановить его уже нельзя, так как механизм «общественного контроля» запущен.
9 апреля карельская оппозиция собралась провести митинг за отставку Главы Карелии А. Худилайнена, однако им пытались помешать республиканские власти. Так как отказ в согласовании публичного мероприятия в Петрозаводске не мог быть результативным – митинги санкционирует городская администрация (и здесь со стороны Г. Ширшиной препятствий быть просто не могло), губернаторская команда решила пойти другим путём: устроить свой ура-патриотический сход на том же месте, но на час ранее. Поскольку митинг в поддержку действующего главы региона выглядел бы несуразно, республиканские власти решили отметить в компании «специально приглашённых» бюджетников и чиновничества присвоение Петрозаводску звания Города воинской славы.
При всей сложности ситуации (и наличии слабо прогнозируемых издержек) у петрозаводского мэра открывалось окно возможностей для совершения политического поступка: выбрать один из митингов и обратиться к собравшейся публики, предельно чётко представляя свою позицию. Но, как и в подавляющем большинстве подобных случаев, петрозаводская градоначальница оказалась неспособной проявить политическую волю. Продолжая позиционировать себя как хозяйственника, Г. Ширшина всё более отдаляет от себя перспективу продемонстрировать способность проводить, несмотря на сопротивление, свою волю в политике, а ведь это является единственным критерием реальной политической власти.
Глеб ЯРОВОЙ
Исполнительный директор АНО «Центр публичной политики, гражданского образования и прав человека» (г. Петрозаводск)
В медийный и политический лексикон впору вводить понятие «петрозаводская весна»: отношения между региональными властями Карелии и городской администрацией Петрозаводска находятся «на пике» обострения, не добавляя рейтинговых очков ни той, ни другой стороне.
Вместе с тем, по состоянию на середину апреля, политический мяч, как представляется, находится на половине поля команды, в которой Галина Ширшина выполняет функции капитана, а должность главного тренера занимает Василий Попов – влиятельный карельский политик, крупный бизнесмен, лидер карельского отделения партии «Яблоко». В начале месяца из-под стражи под домашний арест были освобождены игроки «яблочной» команды – депутат Петрозаводского городского совета Ольга Залецкая и Александра Корнилова – директор торговой компании, аффилированной с Василием Поповым. Они обвиняются в совершении экономического преступления – мошенничества при продаже муниципального имущества, в результате которого городская казна якобы не досчиталась 16 млн. рублей. Депутата Законодательного собрания Карелии Анастасию Кравчук, супругу Василия Попова, которая проходит в качестве подозреваемой по тому же уголовному делу, и вовсе оставили на свободе под залог в три миллиона рублей.
Весьма неожиданно выпустили из СИЗО и экс-председателя городского совета Олега Фокина, не являющегося формально членом «яблочной» команды, но возглавлявшего в Петросовете группу поддержки Ширшиной (развивая спортивную тему – руководитель группы депутатов-чирлидеров).
Очень активно ведут себя «болельщики» команды: с перерывом в несколько дней в столице Карелии прошли тысячные пикеты и митинги «За освобождение Залецкой и Корниловой», «Против политических репрессий» и даже «За отставку Главы Карелии Александра Худилайнена». Бескомпромиссная позиция, занятая Галиной Ширшиной по вопросу уголовного преследования своих соратниц, похоже, приносит свои общественные дивиденды: наиболее активная и оппозиционно-настроенная общественность («фан-сектор») сплачивает свои ряды вокруг фигуры градоначальницы. Так, сопровождаемые провокационными выходками со стороны общественного движения «Против Гали и Васи» отчеты Галины Ширшиной перед горожанами (сам факт проведения которых говорит о стремлении городской власти к открытому общению с населением), получили сопротивление со стороны группы поддержки. Кстати, поддержку оказывают не столько «яблочные» болельщики, сколько персональные «фанаты» мэра.
Вместе с тем, следует признать, что давление на городскую администрацию не ослабевает. Команда соперников вовсе не собирается сдаваться: уголовные дела не прекращены, провокаторы продолжают работать, выстраивается система «активной обороны». Так, Законодательное собрание Карелии приняло изменения в закон о проведении митингов, который предписывает впредь согласовывать протестные акции, проводимые у зданий органов госвласти, со специализированным ведомством в региональном правительстве. Вероятно, это сделано для недопущения проведения систематических митингов в поддержку команды Василия Попова у зданий карельского правительства и парламента.
Важным фактором, вносящим неуверенность в действия «игроков», остается отсутствие на капитанском мостике самого Василия Попова, который, в том числе под давлением игроков, находится в (пусть временной) политической эмиграции, опасаясь преследования со стороны правоохранительной и судебной систем.
Алёна АФОНАСОВА
Доцент Курганского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Руководитель Курганского отделения Российского общества политологов
В октябре 2014 года Курганской Городской Думой Руководителем Администрации города Кургана назначен Александр Поршань. Поддержка депутатами городской Думы его кандидатуры вполне обоснована. Александр Васильевич, на тот момент, являлся управленцем со стажем. Обладая опытом руководящей работы на одном из крупнейших предприятий области, соответствующим образованием, он, возможно, сумеет выразить сложившиеся запросы на авторитетную, уважаемую, стабильную власть в Кургане.
Принимая во внимание относительно короткий срок работы на должности Руководителя Администрации, Александр Васильевич еще не стал объектом критики со стороны местной общественности. Он успешно выстраивает хорошие доброжелательные рабочие взаимоотношения с коллегами, открыт, доступен населению, что положительно отражается на эффективности работы Администрации, своевременном и компетентном подходе к решению местных проблем.
Еще одной проблемой характеристики образа Руководителя Администрации в общественном мнении стало обстоятельство, которое непосредственно связано с изменениями в политической системе региона, избранием и вступлением в должность Губернатора Курганской области Алексея Кокорина. Все внимание курганской общественности сосредоточено на нем, на его образе как политика.
Все же, в таких обстоятельствах, деятельность Руководителя Администрации города Кургана не ограничивается решением текущих проблем, которые во многом обусловлены продолжительным экономическим кризисом, слабой восполняемостью бюджета, трудностями реализации проектов, социальных программ и тому подобное. В мае Александр Поршань представит городской Думе и общественности отчет о результатах своей работы и Администрации города, по результатам которого население Кургана сможет сформулировать мнении о Руководителе Администрации, о его работе и положительных тенденциях развития города.
Дмитрий РУССКИХ
Депутат Законодательного собрания Кировской области
Оценивая работу муниципальных властей города Кирова, я бы хотел отметить, что за последние годы проблем в городе стало гораздо больше. Как депутат Законодательного собрания области, я постоянно поддерживаю связь с избирателями и могу уверенно утверждать, что 85-90% жителей недовольны создавшимся положением. Все приезжающие обращают внимание на ужасную точечную застройку, а это показатель коррумпированности власти, который никуда не скроешь. Ужасная динамика по скверам и паркам: активисты, защищающие муниципальные зелёные насаждения, составили список и 20-25 таких объектов, уничтоженных стараниями «отцов города». Вопиющая история происходит на наших глазах с победы Победы. Два года назад, под предлогом недостаточности финансовых средств, состоялась передача части этого парка в частные руки. Жителям гарантировали, что здесь будет построен спортивный комплекс. Комплекс этот, разумеется, так и не был создан, но буквально накануне 9 мая, неожиданно выясняется, что проданы ещё четыре гектара парка. Этот участок, находящийся практически в центре города ушел за 338 тыс. рублей. Теперь трудно в это поверить, но в 1975 году Киров был признан самым зелёным городом Российской Федерации. Наши родители, отцы и деды высаживали огромное количество цветов, деревьев… и во что превратили теперь всё это богатство?
Аналогичная ситуация складывается буквально во всех сферах городского хозяйства. В отвратительном состоянии дороги, зачастую, просто отсутствуют тротуары, нем мест отдыха. Бюджет города сводится с большим дефицитом, но проблема тут отнюдь не в пресловутых санкциях: всё ценное имущество распродано за бесценок, что негативно сказалось на формировании бюджета и его доходности. Я часто бываю в Москве и вижу, какая за последние два-три года в этом плане там проводится работа. Крайне неприятно, что ничего подобного в Кирове не происходит.
Теперь о то, что представляет из себя муниципальная власть города. Сегодня структура города такова – есть администрация города, есть глава администрации – Александр Перескоков и есть Глава города в лице городской Думы и ее руководителя – Владимира Быкова. В чем различие – администрация работает, а Глава города командует. В принципе, всю ответственность за рабочую деятельность связанную с мусором, с асфальтом, с грязью и все прочее несет на себе городская администрация. Все, что связано с принятием каких-то глобальных решений по недвижимости, по земле и по всему прочему – это все происходит только с согласия Главы города. Все те решения, все те команды, которые проводятся, исходят в основном, в большинстве случаев на 99% от Главы города. Одни работают, другие – командуют. Не зря он у нас генерал танковых войск. Правда, бывший.
Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»
(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать результаты опроса, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов)
Михаил ГУЛЕВСКИЙ
Глава города Липецка
Липецк стабильно входит в лидирующие группы большинства всероссийских рейтингов. Однако к данному проекту отношусь с особым уважением именно потому, что исследование названо «Народным рейтингом». Основная доля оценки формируется не мнениями экспертов, экономическими показателями или, как принято сейчас говорить, инвестиционной привлекательностью муниципалитета, а мнением его жителей. Это тот критерий, который считаю для себя и своей команды самым ценным.
Руковожу городом с 2003 года. За это время многое менялось, но неизменным оставались наши приоритеты – социальная направленность, максимальная открытость.
Стратегию работы муниципальных властей в последние годы наиболее полно отражает фраза «Муниципалитет в шаговой доступности». В ней – наша основная цель и условие для развития и процветания Липецка – привлечение жителей к управлению городом. Трезво гляжу на вещи и понимаю, что достичь здесь 100% показателя невозможно. Да, не все жители заботятся и хотят заботиться о своём городе. Но развивать город без участия жителей и представителей различных ветвей власти невозможно!
В Липецке эта мысль получила свое воплощение в организации советов общественного самоуправления в границах каждого избирательного округа города. В 2012 году возглавили эту работу депутаты городского Совета по каждому конкретному округу. Их команда – специалисты различных структурных подразделений мэрии, представители бизнес-сообщества и хозяйствующих структур, расположенных на этой территории, правоохранители и, конечно, более 70% состава советов – жители микрорайона, как никто знакомые с его сложностями и заинтересованные в его развитии.
Убежден, инициативные люди, объединенные в рамках территориального общественного самоуправления – фундамент муниципалитета.
Как результат, только за 2 года работы советов нам удалось разработать стратегические планы развития всех микрорайонов города на краткосрочный и среднесрочный период. В их основе – пожелания горожан, проанализированные представителями исполнительной и законодательной власти и заложенные в городской бюджет.
Проведена большая работа по текущему благоустройству. За сравнительно небольшой срок на городских территориях появилось более 500 новых объектов – детские и спортивные городки, локальные места отдыха. Объединение неравнодушных липчан вкупе с развитием дворовой инфраструктуры дало новый импульс любительскому спорту и досугу. Так, впервые в 2014 году прошли соревнования в рамках круглогодичного Кубка дворовых видов спорта. В соревнованиях по месту жительства приняли участие более 12 тыс. липчан в возрасте от 3 до 67 лет. Они стали самым массовым, длительным и масштабным спортивным соревнованием в истории Липецка. Данная практика была признана в числе лучших на II Всероссийском Форуме лучших муниципальных практик в Грозном. В декабре 2014 года изучать липецкий опыт приезжала официальная делегация Олимпийского комитета России.
Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности общественного самоуправления является то, что в нашем городе уменьшилось количество жалоб и обращений в различные органы власти – это означает, что советам общественного самоуправления удаётся решать очень многие вопросы на местах.
В юбилейный год 70-летия Победы общественное движение города сдало, на мой взгляд, главный экзамен на зрелость. По инициативе ветерана, участника войны в городе возникла и воплотилась в жизнь идея строительства стелы, посвященной Победе в Великой Отечественной войне. Причем городские власти присоединились к проекту уже на заключительном этапе. Локомотивом всего, начиная от определения места установки будущего памятника, до выбора проекта и сбора средств на начало строительства, стали горожане. Этот первый краудсорсинговый проект в Липецке объединил более 50 тысяч человек. Такое волеизъявление граждан не возможно было не поддержать. Итогом стало открытие накануне Дня Победы первого «народного» памятника в самом сердце города – 40-метровой стелы.
Вектор на вовлечение жителей в активное управление городом выбран нами всерьез и надолго. Он уже доказал свою эффективность.
В 2013 и 2014 году наши новации в организации общественного самоуправления были признаны лучшими муниципальными практиками в России.