События в Крыму и будущее Украины глазами россиян

Сейчас мы переживаем момент, характер которого всё ещё не осознан до конца подавляющим большинством аналитиков и сторонних наблюдателей: события на Украине со времени ввода российских войск в Крым утратили своё локальное значение и приобрели характер глобальный. Отныне не только Россия, Украина, но вся система международных отношений в своей совокупности находится в точке бифуркации. Закончился важный этап, длившийся четверть века, когда мировая цивилизация «переваривала» крушение Советского Союза и почти безучастно наблюдала возникновение нового центра силы в лице Китая. Трагические события на Украине знаменовали вступление в качественно новую фазу развития. Сложно предсказать, какой возобладает сценарий, даже будет ли это сценарий прогресса или деградации, но одно можно утверждать точно: мир уже никогда не будет прежним.

По ряду объективных и субъективных причин происходящее с наибольшей остротой воспринято в двух соседних странах: в России и на Украине. Это предопределяет особую актуальность социологических исследований проводимых на территории этих стран и посвященных указанной выше теме.

В рамках проекта «Народный рейтинг», 6-7 марта нынешнего года был проведен телефонный опрос, напрямую связанный с событиями на Украине и вводом российских войск в Крым. Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», проводивший опрос, выяснил мнение 1000 респондентов в 80 регионах Российской Федерации. Статистическая погрешность выборки исследования не превышает 5%.

Первый вопрос, предложенный респондентам, должен был выявить не только отношение россиян к самому факту ввода войск в Крым, но и то, какая часть населения поддерживает идею расширения военного присутствия России на Украине.

Каким Вы видите военное присутствие России на Украине, в случае угрозы местному населению?

 Варианты ответа

% по столбцу

Следует ограничить его Крымом

19,3%

Следует ввести войска в Крым и восточные районы Украины

37,3%

Я против любого военного присутствия России в этой стране

43,4%

Полученный результат позволяет утверждать, что с одной стороны, большинство граждан поддерживает последние военные акции руководства России, но с другой, количество россиян, категорически их отрицающих, весьма велико. Особое значение имеет то обстоятельство, что «пацифисты» [1] показали свою силу в самом начале развития событий. Кровь пока не пролита, санкции не приняты или не повлияли на жизнь широких слоев населения – в этих условиях 43,4% недовольных исключительно грозная цифра для внешней политики нынешнего российского руководства. 

Однако, подавляющее большинство тех, кто одобрил ввод войск в Крым, настроены весьма решительно и готовы поддержать расширение военного присутствия  России в других регионах соседнего государства, «в случае угрозы для местного населения». По состоянию на сегодняшний день милитаристский потенциал данного кластера далеко не исчерпан. Всё это, по мнению специалистов ЦИК «Рейтинг», свидетельствует о серьезном расколе нашего общества и существовании тренда на углубление этого раскола.

bu1Игорь БУНИН

Доктор политических наук, президент Центра политических технологий

Опрос показал, что наше общество переживает момент естественной консолидации вокруг флага, которая происходит вначале любых военных действий. Все мы знаем, как 1 августа 1914 года вся Россия радовалась тому, что мы начали воевать с Германией. А потом самый главный лозунг, сплотивший широкие массы населения, оказался: «Покончим с империалистической войной!». При этом достаточно большая доля населения, не желающая военного присутствия России на Украине, вспоминает об Афганистане или думает о тех санкциях, которые возможно будут введены против России. Хотя в настоящий момент доминируют те, кто считает безусловным благом присутствие вооруженных сил России в Крыму или даже на Юго-Восточной Украине. Но всё это результат только первой прикидки, посмотрим, что произойдет через несколько месяцев, когда по рублю будет нанесен дополнительный удар, когда фондовый рынок будет под угрозой, когда исчезнут некоторые продукты, к которым мы уже привыкли, или они будут слишком дороги, — посмотрим, какова тогда будет реакция населения.  

Общее число россиян, поддерживающих ввод российских войск в Крым, весьма внушительно и доминирует над «пацифистами» — 56,6%.  Важной особенностью этого кластера является то, что он в предела статистической погрешности  соотносится с цифрами февральских социологических исследований уровня поддержки В.Путина (смотри, например, показатели соответствующих опросов Левада-центра  58%) или даже существенно недотягивает до них (ВЦИОМ  67,7%). Если принять во внимание данные ВЦИОМа, можно сделать вывод, что далеко не все граждане, поддерживающие В.Путина как политика, склонны одобрять его решения по Крыму. Благоприятен этот вывод для нынешних российских властей или нет, сказать сложно. Скорее всего, это будет зависеть от развития ситуации в стране: при одних условиях люди из этого кластера могут присоединиться к «милитаристам», при неблагоприятном для России сценарии, они первыми проявят склонность отказать в поддержке Президенту России не только в вопросах внешней политики.

Второй вопрос формально не касающийся военного аспекта проблемы, предлагал респондентам определить отношение к политическому устройству соседнего государства.

Каким Вы видите будущее государства Украина?

 Варианты ответа

% по столбцу

Как единую неделимую державу

13,6%

Как страну, распавшуюся на части

23,1%

Это решать самим жителям Украины

63,3%

NIK1Вячеслав НИКОНОВ

Доктор исторических наук, президент фонда «Политика», декан факультета государственного управления МГУ, Депутат Государственной Думы

Присутствие российских войск в Крыму — состоявшийся факт. Показательно, что даже с учётом этого факта, подавляющее большинство респондентов, в том числе, занявших в ходе опроса различные позиции, считает, что политическую судьбу государства Украина должны решать сами её жители путем волеизъявления. Таким образом, факт военного присутствия российских войск в Крыму, и будущее государства Украина, — это два разных, совершенно не связанных друг с другом, вопроса. 

Результаты сопоставления ответов на первый и второй вопрос, выявили очень любопытные особенности менталитета россиян. Казалось бы, цифра 56,6% поддержавших военную акцию, даже со скидкой на первый патриотический порыв, должна была свидетельствовать о необыкновенной живучести имперских настроений среди широких слоев население России. Однако, как оказалось, большинство в этом кластере совсем не восприняло идею, что Украина должна распадаться на части. Более того, даже среди тех, кто поддерживает дальнейшее расширение присутствия российских войск на Украине, не менее трети так же разделяет вполне миролюбивые установки, что судьбу страны должны решать сами её жители. Таким образом, по мнению значительной части респондентов, военные силы России на Украине нужны только для того, чтобы обеспечить возможность самим жителям Украины решить вопрос о будущем своей страны.

Не меньший сюрприз преподнесли «пацифисты», подавляющее большинство которых, как оказалось, априори не готовы рассматривать Украину, как неделимую державу. Все ссылки на необходимость «самим жителям» решать вопрос единства Украины волей-неволей допускают развал этой страны, как вполне приемлемый для этого кластера вариант. Главное, чтобы развал этот происходил без участия российских вооруженных сил.

Третий вопрос, предложенный респондентам, хотя и непосредственно связанный с событиями на Украине, прямо этих событий не касался. Гражданам России было предложено определить своё отношение к факту ухудшения отношений с Западом.

Беспокоит ли Вас ухудшение отношений с Западом?

 

% по столбцу

Очень беспокоит

31,5%

Беспокоит, но «Битва за Крым» важнее

32,2%

Отношение Запада меня не волнует

36,2%

Здесь  следует отметить определенно «антизападные» настроения подавляющей части отвечавших. Тех, кого отношение Запада не волнует в принципе, вместе с теми, для кого «Битва за Крым» важнее, оказалось 68,4%! Даже среди отрицательно относящихся к вводу войск, не менее чем 27,4% выказали безразличие к мнению западных стран. С учетом того, что поддержка военной операции в Крыму и беспокойство по поводу отношений с Западом не относятся к контрарным понятиям, приведенная выше цифра (27,4 %) является наименьшей из возможных. Эта та, весьма немалая часть «пацифистов», которая потенциально вполне может переменить своё мнение относительно действий Российских властей. Хотя, с учетом всей совокупности обстоятельств, специалисты ЦИК «Рейтинг» считают более вероятным уменьшение поддержки населением внешней политики России в Крыму, чем рост такой поддержки.

32Олег МАТВЕЙЧЕВ

Кандидат философских наук, политолог, профессор Высшей школы экономики

Наиболее символичны, на мой взгляд, результаты опроса, касающиеся отношения жителей России к Западу. В условиях нарастающей конфронтации, когда эти отношения вызывают наибольшую озабоченность и оказываются в фокусе общественного внимания, менее трети респондентов указали, что мнение Запада для них является чем-то наиважнейшим. Тут следует вспомнить, что для оппозиции в России именно воля, мнение, ценности и пожелания Запада являются краеугольным камнем: на этом основаны вся программа, вся пропаганда, все заявления оппозиционеров.

Далеко не все люди, которых чрезвычайно волнуют отношения с Западом, и кто возражает против ввода российских войск в Крым, являются оппозиционерами. Поэтому результаты опроса со всей очевидностью показывают, что политики-оппозиционеры, в том числе в вопросе о Крымских событиях, пользуются поддержкой очень небольшой части россиян, и по большому счету агитируют сами себя. 

Если говорить в целом, комбинации мнений, смешение и непоследовательность понятий, характерные для значительной части респондентов самых разных взглядов, позволяют специалистам ЦИК «Рейтинг» делать вывод, что отношение граждан России к событиям на Украине носит скорее эмоциональный, чем последовательный и осознанный характер.  Речь не идет о целостных доктринах или системах, с поправкой на их восприятие широкими массами населения. Следовательно, в данном случае, «мнение народное» будет весьма склонно к резким переменам в ту или иную сторону, и социологов ждут самые неожиданные сюрпризы.


[1] Данное определение, как и прочие подобные в данной статье («милитаристы», «имперский»), приводится условно и безо всякой эмоциональной окраски.