Источники Znak.com рассуждают о возможном объединении регионов «матрешки»
Вариант объединения области и Югры мог обсуждаться в Кремле, но прошлым летом. А к осени ситуация изменилась и вариант с одним альфа-губернатором и двумя «подчиненными» главами в округах оказался более компромиссным |
Сегодня президент Путин подписал законы, которые, как их называют в народе, отменяют губернаторские выборы в автономных округах. На всю законотворческую процедуру, начиная от инициативы и заканчивая полной ратификацией, у Кремля ушло чуть больше двух месяцев. Однако, судя по настроениям северных элит и населения, спокойнее от воли президента сегодня им не стало. Главный вопрос, который волнует общественность, – кому губернатор области Владимир Якушев, получивший отныне право вносить кандидатов на рассмотрение Владимира Путина, и президент доверят управлять регионами. Есть и совсем конспирологические версии о том, что Кремль продолжит закручивание гаек и летом «тюменскую матрешку» ждут референдумы по объединению регионов.
В качестве двух основных вариантов развития событий в плане административного апгрейда называют два.
Первый касается референдумов по объединению Ямала и Югры. Есть мнение, что внедрение поправок в федеральное законодательство, которые нивелируют влиятельность губернаторов северных автономий, являлось прощупыванием почвы – в Кремле хотели посмотреть на то, какая реакция будет в округах, у местных элит. Практика показала, что, за исключением отдельных реплик представителей оппозиции на местах и вопроса президенту Путину на его пресс-конференции в декабре про возможное объединение «матрешки», масштабной негативной реакции в территориях не было. К слову, Путин тогда, отвечая на вопрос журналиста с Ямала, сказал, что вопросы территориально-административного устройства должно решать население, которое живет на этих территориях.
«У нас есть федеральный закон, и никакого другого пути, кроме объединения в один субъект, не существует, кроме волеизъявления людей на этой территории. Это должно проходить или через референдумы на всех территориях, или через парламенты. Навязывать сверху – непродуктивно. У нас все знают, что у нас абсолютно неравномерно производственные силы распределены. Доходы субъектов Федерации… в разы бюджеты отличаются, уровень жизни людей в этой связи отличается, медицинское обслуживание, образование… Это плохо. Но, повторю еще раз, это чувствительные вещи, особенно если связаны с национальными республиками. Люди только сами, на основе своего жизненного опыта, понимания, что происходит в экономике, могут принять такое решение», – заявил президент.
Знаковым в этой истории наблюдатели воспринимают комментарий бывшего губернатора и сенатора от Ямала Юрия Неелова, который после принятия Советом Федерации федеральных поправок заявил, что нужно было изначально проводить референдум, а не раздражать людей. «Есть ощущение, что он что-то знает и его оценка происходящего – некий намек, почва подумать», – делится мнением один из наблюдателей. – Вопрос – кому это нужно с политической точки зрения? Кто-то считает, что это укрепление группы Собянина. Но я не готов говорить сейчас об этом».
Наблюдатели в округах, комментируя версию возможного объединения Югры и Ямала, говорят, что элиты и население ХМАО и ЯНАО всегда относились друг к другу с большей симпатией и лояльностью, чем, к примеру, к Тюмени. Поэтому, если такой вопрос будет выставлен на референдум, то отторжения эта идея может и не вызвать.
«Я критически отношусь к версии об объединении округов. Это наоборот будет означать укрепление автономности нефтегазового Севера, чего Кремль допускать не хочет и опасается, – говорит один из наших экспертов. – В новейшей истории России мы видели примеры объединений лишь в паре «область – округ», но не «округ – округ». Так что в случае с «тюменской матрешкой» это будет нелогично, так как одна из главных целей Кремля – бюджетное выравнивание регионов (Путин как раз об этом говорил в декабре). В данном случае получится объединение двух богатых субъектов в один мегабогатый субъект с бедным югом по соседству. В этой связи более реальным вариантом я вижу возможное объединение юга области и Югры, что позволит как раз достичь и бюджетного выравнивания, и уменьшения бюджетных трат на бюрократический аппарат, и подкрепить нефтегазовый добывающий сектор научным потенциалом тюменского юга. К тому же можно будет говорить о коммуникации в социальной сфере – северной Югры с тюменским югом, обладающим должной инфраструктурой в виде медицинских учреждений, нового жилья, образовательных учреждений, вузов для детей северян».
Один из наших источников делится мнением о том, что такой вариант мог обсуждаться в Кремле, но еще прошлым летом. А к осени ситуация изменилась и стороны переговорного процесса пришли к тому, что вариант с одним альфа-губернатором в области и двумя «подчиненными» главами в округах наиболее удобен как с точки зрения внешней политики, так и с точки зрения внутренней.
Пока факт один – в «тюменской матрешке» тревожные ожидания продолжаются. Будут ли они оправданы?
Тем временем в одном из справочников о практике объединения российских регионов в нулевые годы говорится следующее: «Эксперты Института современного развития считают, что запущенный в России процесс объединения регионов не дал ожидаемых властью результатов и в будущем может привести к конфликтам. Изменение статуса округа повлечет за собой значительные сокращения занятых в социальной и образовательной сфере. Бывшие автономные округа в составе реформированных субъектов Федерации (кроме Красноярского края) именуются округами с «особым статусом». «В результате везде, кроме Красноярского края, после появления объединенных регионов появилось некое новое административно-территориальное образование на уровне между муниципальным и региональным, не упомянутое в Конституции страны».
По информации: znak.com