Борцы с коррупцией сходили по маленькому

Главными коррупционерами в России снова признаны врачи, учителя и соцработники.

За коррупцию в прошлом году в России были осуждены 9,5 тысяч человек. Эту цифру привел председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на семинаре-совещании председателей республиканских, краевых и областных судов. «За взятки на сумму до 10 тысяч рублей осуждены 77%, от 10 тысяч до 50 тысяч — 13,8%, а выше 1 миллиона рублей — менее 1 %», — приводит слова Лебедева ИТАР-ТАСС.

Ровно половина (50%) осужденных взяточников — это государственные и муниципальные служащие, 29% -работники здравоохранения и социального развития, 10,5% — работники образования, 6,3% — сотрудники службы исполнения наказаний.

Интересная статистика. Получается, что подавляющее большинство пойманных мздоимцев — это мелочевщики, готовые рисковать своей свободой, репутацией и, в конце концов, работой, «хлебным» местом за мизерную, в общем-то, сумму, на которую можно приобрести, например, стиральную машину или не самый «крутой» телевизор на хорошей распродаже.

Честно говоря, даже как-то неловко слышать, что наши взяточники настолько измельчали!

Впрочем, что касается профессиональной принадлежности перечисленных взяточников, то врачи районных поликлиник, школьные учителя и воспитатели детских садов вряд ли могут рассчитывать на более значительные «подогревы» — люди, с которыми они имеют дело, как правило, не самые денежные.

Ни в коей мере не оправдывая даже копеечное стяжательство, странно слышать про такую же «мелочность» чиновников из числа государственных и муниципальных служащих. У них-то, как показывает практика, размах несравненно шире, а пресловутая «лапа», на которую надо «дать» — несравнимо больше. Но судебная статистика нас уверяет, что это не так.

А как же тогда другая статистика, согласно которой средняя взятка у подмосковных чиновников в прошлом году равнялась 300 тысячам рублей? Эти данные в ноябре 2013 года на встрече с журналистами привел начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Московской области, подполковник полиции Андрей Позднышев. Причем, по его словам, по сравнению с 2012 годом средняя взятка «подорожала» на 50 тысяч.

«Средний размер взятки, которую вымогают служащие у граждан, к сожалению, несколько возрос. Он составляет 300 тысяч рублей. В прошлом году он составлял порядка 250 тысяч», — отметил тогда Позднышев.

Не иначе как чиновники при своих «расчетах» стали учитывать инфляцию.

Понятно, что в суды попадают те дела о взятках и подкупах должностных лиц, которые раскрыли правоохранительные органы. Но, судя по статистике, доблестные борцы с коррупцией свои силы, умение и основную массу служебного времени тратят на разоблачение взяточников-щипачей, а не на «крупняк», не на матерых коррупционеров.

Да, наверно прищучить на взятке недобросовестного врача или школьного учителя гораздо проще, особенно когда доведенная до отчаяния постоянными поборами мамаша сама придет к следователю с заявлением. Гораздо сложнее разоблачить хитроумную многоуровневую цепочку взяточников-чиновников федерального уровня. Правда, такой избирательный подход напоминает откровенное очковтирательство.

Мы привыкли считать, что статистика никогда не врет. Наверно так оно и есть, с той лишь поправкой, что органы на местах, которые своей работой и формируют эту статистику, не всегда добросовестно выполняют свои служебные обязанности. У них ведь тоже своя статистика — по раскрываемости, например.

Хотя, справедливости ради, надо отметить, что у правоохранителей случается и крупный улов вроде мэра Астрахани Михаила Столярова, задержанного прошлой осенью, по версии следствия, при получении от бизнесмена взятки в размере 10 миллионов рублей. Или, скажем, бывших чиновников Московско-Окского управления Росрыболовства Романа Постникова и его зама Бориса Симонова, которым за требование от предпринимателей взятки в 10 миллионов рублей суд в 2011 году дал по три года. Можно вспомнить, что в том же 2011 году суд признал виновным в получении взяток на сумму 36,5 миллионов рублей управляющего свердловским отделением Пенсионного фонда России Сергея Дубинкина, за что и «выписал» ему 10 лет колонии строгого режима.

Этот список мздоимцев из числа крупных чиновников различного профиля можно продолжать долго, поскольку взяточникам в России несть числа. Хотя, судя по словам председателя Верховного суда, мздоимцы-миллионеры составляют всего лишь один процент от общего числа стяжателей.

По данным международной неправительственной организации «Transparency International», которая занимается исследованием коррупции по всему миру, в прошлом году Россия заняла 127 место и набрала 28 баллов. Замеры уровня коррупции в государственном секторе эта организация проводит в 177 странах и оценивает по 100-балльной шкале, где ноль баллов — это самое высокое распространение коррупции. Такое же количество баллов, как и Россия, набрали Азербайджан, Гамбия, Ливан, Пакистан и некоторые другие государства.

Что же касается сфер деятельности, наиболее подверженным взяткам, то председатель правления «Transparency International» Угетт Лабелль отметила, что угроза коррупции существует на всех уровнях управления, начиная от выдачи разрешений на местах до практического исполнения законов и правовых норм.

Словно в ответ на опубликованный в декабре прошлого года рейтинг «Transparency International», в декабре же в администрации президента России было создано управление по вопросам противодействия коррупции, которое возглавил Олег Плохой. Новая структура призвана, в частности, готовить для главы государства предложения по эффективной борьбе с коррупцией в госорганах. И, возможно, в одном из отчетов, сделанном для президента, появится статистика по осужденным в прошлом году за коррупцию. А руководитель страны, ознакомившись с этими цифрами, потом скажет журналистам, что, мол, у нас и коррупции-то как таковой нет, так, за редким исключением, — одна мелочевка.

Кто кого обманывает?

 

Геннадий ШАЛАЕВ

Источник:  nvdaily.ru