Российским чиновникам может быть запрещено отдыхать за границей за деньги иностранцев и российских компаний, получающих средства из-за рубежа. Но спонсировать государственных и муниципальных служащих смогут рядовые россияне и компании с госучастием, например, Газпром. Минюст предлагает поправить законы о госслужбе и об НКО — иностранных агентах. Самим «агентам» чиновники хотят еще больше усложнить жизнь.
Выезжать станет еще труднее
Министерство юстиции предлагает расширить перечень запретов для государственных и муниципальных служащих — и тем, и другим может быть запрещен выезд за пределы России за счет иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, а также российских юридических лиц, получающих деньги и имущество из-за рубежа. Проект поправок в законы о государственной и муниципальной службе опубликован на портале проектов нормативных актов.
Сейчас законы о государственной и муниципальной службах содержат запреты на служебные поездки чиновников за счет любых граждан и компаний — они возможны лишь при наличии специальной договоренности российских властей с зарубежными (или международными организациями). Минюст предлагает распространить запрет и на внеслужебные зарубежные поездки чиновников — например, на отпуска. Но исключения из этого правила будут другими, следует из текста законопроекта — оплачивать зарубежные неслужебные поездки может быть разрешено коммерческим компаниям с госучастием. В перечне таких компаний, в частности, ОАО «Газпром» и «Роснефть». Оплачивать такие поездки чиновников по-прежнему смогут и рядовые россияне — как получающие, так и не получающие деньги из-за рубежа — запрета на их спонсорство законопроект не содержит.
Из документа Минюста также следует, что госслужащие и работники местного самоуправления не смогут поучаствовать в мероприятиях, организованных иностранцами, в том числе за рубежом. Для этого им потребуется письменное разрешения начальства, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Федеральный чиновник считает инициативу Минюста здравой, поскольку ситуации, когда иностранные государства, организации или граждане оплачивают поездки российских чиновников, быть не должно. В то же время, по его словам, новый запрет никак не отразится на реальной ситуации. «Все можно оформить как командировки», — говорит собеседник РБК.
Чиновники должны ездить за рубеж в служебных целях за счет бюджета, а отдыхать — за свой, и никакие организации или компании не должны оплачивать какие-либо поездки, говорит бывший вице-губернатор Кировской области, кандидат в депутаты Мосгордумы Мария Гайдар. По ее словам, гораздо большую опасность представляют российские компании, которые в обмен на привилегии «возят чиновников на Мальдивы отдыхать на частных самолетах». Гайдар полагает, что такой проблемы, как финансирование внеслужебных поездок чиновников иностранными государствами, компаниями, гражданами и т.д. не существует.
Это очередной шаг в сторону национализации элит, уверен оппозиционер Константин Мерзликин, занимавший в 2003-2004гг. пост руководителя аппарата правительства. Законопроект, если он будет принят, продолжает Мерзликин, может сузить возможность участия российских чиновников в международных программах: останутся только мероприятия, организованных российской стороной. «В советское время тоже обращались за разрешением выехать за рубеж в профком, комитет партии и т.д. Этот законопроект ограничит самостоятельность принятия решений среди чиновников», — заключает бывший чиновник.
«Агентам» снова усложняют жизнь
Остальные поправки в документе Минюста касаются ужесточения правил работы некоммерческих организаций-«иностранных агентов». В частности, дается новое, чуть более широкое, определение «иностранного агента». Ими предлагается считать не только те НКО, которые, как указано в действующей редакции закона, действуют «в том числе в интересах иностранных источников», а любые организации, получающие зарубежное финансирование и участвующие в политической деятельности. Понятие такой деятельности также предлагается расширить: если сейчас в законе указано, что к такой деятельности можно отнести организацию и проведение акций с целью повлиять на органы власти и мнение общества, то теперь Минюст предлагает отнести к ней и «иные акции», не оговаривая значение этого термина.
Также законопроект прописывает процедуру выхода из реестра иностранных агентов. Чтобы выйти из реестра, НКО должна сообщить регулятору о том, что за год до подачи заявления организация не получала средств из-за рубежа и не осуществляла политическую деятельность. Подача заявления об исключении из реестра станет еще одним основанием для внеплановой проверки. Решение об исключении НКО из реестра будет приниматься в течение трех месяцев со дня поступления заявления.
Кроме того, Минюст предлагает расширить отчетность «иностранных агентов». Если сейчас они ежеквартально отчитываются о своей работе и финансовой деятельности, а раз в год предоставляют бухгалтерский отчет, который подлежит обязательному аудиту, то ведомство Александра Коновалова предлагает, чтобы НКО сдавали «программы и иные документы» по организации мероприятий за иностранный счет в трехдневный срок со для утверждения такой программы или заключения договора.
В начале весны МИД России рекомендовал сотрудникам силовых ведомств воздержаться от поездок в страны, где они могут пострадать от провокаций из-за санкций, введенных в отношении России на фоне украинского кризиса. В апреле стало известно о запрете на выезд в нескольких российских силовых ведомствах — в частности, в МВД и ФСКН. В мае выезд в 173 страны был запрещен сотрудникам российской прокуратуры — речь о странах, с которыми у США заключены соглашения о выдаче граждан других государств, сообщали СМИ.
Фарида Рустамова, Светлана Бочарова