Метротрамвай: новая жизнь челябинской подземки

Че­ля­бин­ское мет­ро, ко­то­рое на­ча­ли про­кла­ды­вать еще в 90-е годы про­шло­го века, ин­те­гри­ру­ют в су­ще­ству­ю­щую трам­вай­ную сеть. Три ли­нии мет­ро­трам­вая, ко­то­рые пла­ни­ру­ет­ся за­пу­стить уже в 2024 году, свя­жут все рай­о­ны го­ро­да. Про­ект, одоб­рен­ный ко­мис­си­ей пра­ви­тель­ства Рос­сии по ре­ги­о­наль­но­му раз­ви­тию, пред­ста­вил об­ще­ствен­но­сти гу­бер­на­тор Алек­сей Текслер. Как мет­ро­трам­вай мо­жет из­ме­нить жизнь сто­ли­цы Юж­но­го Ура­ла? Рас­ска­зы­ва­ем в об­зо­ре РК.

Вы­зов и меч­та

Пре­зен­та­ция про­ек­та мет­ро­трам­вая про­шла на уже по­стро­ен­ной стан­ции че­ля­бин­ской под­зем­ки «Ком­со­моль­ская пло­щадь».

Алек­сей Текслер при­знал­ся жур­на­ли­стам, что до­строй­ка мет­ро­по­ли­те­на ста­ла для него «се­рьез­ным вы­зо­вом», с ко­то­рым он столк­нул­ся, ко­гда при­е­хал в Че­ля­бинск.

«По­ми­мо того что это меч­та для мно­гих, боль­шой, се­рьез­ный ин­же­нер­ный про­ект, зна­чи­тель­ная часть ра­бо­ты уже сде­ла­на, оста­вить это без вни­ма­ния, бро­сить уже невоз­мож­но. Го­род тра­тит до­ста­точ­но боль­шие день­ги — сот­ни мил­ли­о­нов руб­лей — на еже­год­ную под­держ­ку экс­плу­а­та­ции той ча­сти мет­ро­по­ли­те­на, ко­то­рую уже по­стро­и­ли, плюс это во­про­сы без­опас­но­сти», — об­ри­со­вал си­ту­а­цию гу­бер­на­тор.

Че­ля­бин­скую под­зем­ку на­ча­ли про­кла­ды­вать еще в 90-х го­дах про­шло­го века. Сей­час по­стро­е­ны плат­фор­ма и вто­рой ве­сти­бюль стан­ции «Ком­со­моль­ская пло­щадь», по­чти до­стро­е­на плат­фор­ма и один из двух ве­сти­бю­лей стан­ции «Тор­го­вый центр». Прой­де­но 3,3 км транс­порт­ных тон­не­лей. За­вер­ше­ние про­ек­та в фор­ма­те мет­ро­по­ли­те­на по­тре­бо­ва­ло бы ко­лос­саль­ных вло­же­ний. Толь­ко на до­строй­ку пер­вой пус­ко­вой ли­нии по­тре­бо­ва­лось бы 100 млрд руб­лей, от­ме­ча­ет­ся в со­об­ще­нии пресс-служ­бы гу­бер­на­то­ра.

В ито­ге было най­де­но ре­ше­ние, ко­то­рое со­че­та­ет в себе эле­мен­ты из­на­чаль­но­го, еще со­вет­ско­го, пла­на со­зда­ния мет­ро­по­ли­те­на, а та­к­же но­вые тех­но­ло­ги­че­ские под­хо­ды: со­зда­ние мет­ро­трам­вая.

В рам­ках про­ек­та по­тре­бу­ет­ся до­стро­ить две под­зем­ные стан­ции, про­ло­жить 7,2 км тун­не­лей и 3,9 км на­зем­ных трам­вай­ных пу­тей. Об­щая сто­и­мость ра­бот со­ста­вит 45-46 млрд руб­лей. Ре­ги­он смо­жет по­лу­чить необ­хо­ди­мую сум­му за счет ин­фра­струк­тур­но­го бюд­жет­но­го кре­ди­та.

Ожи­да­ет­ся, что в 2024 году в Че­ля­бин­ске бу­дут вве­де­ны в экс­плу­а­та­цию три ли­нии мет­ро­трам­вая, ко­то­рые свя­жут все рай­о­ны го­ро­да.

«Пла­ни­ру­ем до­стичь со­вер­шен­но дру­гой мо­биль­но­сти пас­са­жи­ров в Че­ля­бин­ске на элек­тро­транс­пор­те, рас­счи­ты­ва­ем, что это бу­дет се­рьез­ная аль­тер­на­ти­ва лич­но­му ав­то­мо­би­лю. Раз­ви­тие всей сети об­ще­ствен­но­го транс­пор­та, в первую оче­редь мет­ро­трам­вая, бла­го­при­ят­но ска­жет­ся на эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции в го­ро­де. Та­к­же про­ект при­вле­чет до 1,5 ты­ся­чи ра­бо­чих мест, а са­мое глав­ное – поз­во­лит сде­лать жизнь го­ро­жан зна­чи­тель­но ком­форт­нее», – под­черк­нул Алек­сей Текслер.

По сло­вам гла­вы ре­ги­о­на, ре­а­ли­за­ция про­ек­та бу­дет иметь вы­со­кий муль­ти­пли­ка­тив­ный эф­фект, свя­зан­ный с ак­ти­ви­за­ци­ей жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства, воз­ве­де­ни­ем ком­мер­че­ской недви­жи­мо­сти, воз­ник­но­ве­ни­ем вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных про­из­водств.

Про­ект мет­ро­трам­вая ра­нее уже был рас­смот­рен на за­се­да­нии ко­мис­сии пра­ви­тель­ства РФ по ре­ги­о­наль­но­му раз­ви­тию. 19 мая вице-пре­мьер Ма­рат Хус­нул­лин рас­ска­зал рос­сий­ско­му пре­зи­ден­ту Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну о кон­цеп­ции за­вер­ше­ния стро­и­тель­ства мет­ро в Че­ля­бин­ске и ин­те­гра­ции его в трам­вай­ную сеть. Хус­нул­лин от­ме­тил, что про­ект прак­ти­че­ски го­тов, до­ра­ба­ты­ва­ют­ся де­та­ли.

Ве­рить в го­род

Telegram-ка­нал «Юж­но­ураль­ская па­но­ра­ма» уточ­ня­ет, что пер­вая вет­ка мет­ро­трам­вая про­тя­нет­ся от ули­цы Чи­че­ри­на до ули­цы Лизы Чай­ки­ной, вто­рая — от Че­ля­бин­ско­го ме­ха­ни­че­ско­го за­во­да до ТРК «Ал­маз», тре­тья — от Че­ля­бин­ско­го трак­тор­но­го за­во­да до Мед­го­род­ка.

В ка­че­стве по­движ­но­го со­ста­ва бу­дут ис­поль­зо­вать двух- и трех­сек­ци­он­ные трам­ваи Усть-Ка­тав­ско­го ва­го­но­стро­и­тель­но­го за­во­да.

«Вме­сте с ин­те­гра­ци­ей мет­ро­по­ли­те­на в Че­ля­бин­ске пла­ни­ру­ет­ся мас­штаб­ное об­нов­ле­ние элек­тро­транс­пор­та. Речь идет о за­куп­ке но­вых трам­ва­ев, трол­лей­бу­сов и кап­ре­мон­те со­пут­ству­ю­щей ин­фра­струк­ту­ры. Что ка­са­ет­ся мет­ро­трам­вая, кон­цеп­ция преду­смат­ри­ва­ет раз­ви­тие до 2030 года. Си­нюю вет­ку пла­ни­ру­ют се­рьез­но рас­ши­рить, пу­стив ва­го­ны по ули­це Бра­тьев Ка­ши­ри­ных. Все это по­слу­жит драй­ве­ром раз­ви­тия не толь­ко транс­пор­та, но и все­го об­ласт­но­го цен­тра», — со­об­ща­ет ка­нал.

Ур­ба­нист, ав­тор про­ек­тов «Кар­та ДТП» и «Транс­мет­ри­ка» Алек­сей Рад­чен­ко счи­та­ет, что про­ект мет­ро­трам­вая поз­во­лит трам­вай­ной си­сте­ме Че­ля­бин­ска стать луч­шей в стране.

«Че­ля­бин­ску от всей души же­лаю ре­а­ли­за­ции тех гран­ди­оз­ных пла­нов, ко­то­рые были озву­че­ны, меч­тать ши­ро­ко, не огля­ды­вать­ся ни на ка­ких со­се­дей, а с до­сто­ин­ством при­ме­рять на себя роль фе­де­раль­но­го иг­ро­ка. Ну и жи­те­лям ве­рить в го­род — без это­го ни­как», — на­пи­сал Рад­чен­ко в сво­ем Telegram-ка­на­ле по­сле по­езд­ки в Че­ля­бинск.

Он та­к­же за­ме­тил, что го­род в це­лом про­из­вел на него бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние.

«Цен­траль­ная ули­ца во вла­сти ди­зайн-кода, за­бо­ры убра­ны, на раз­де­ли­тель­ной цве­тут яб­ло­ни, а в зна­ме­ни­том на всю Рос­сии сос­но­вом бору непе­ре­да­ва­е­мый за­пах леса в са­мом цен­тре го­ро­да. Го­род го­раз­до бо­лее «хип­стер­ский», чем ожи­да­ешь, и это здо­ро­во. От­лич­ная кух­ня, люди в пар­ках и на пло­ща­дях со­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся, сме­ют­ся и улы­ба­ют­ся вам. Да, го­род мас­штаб­ный, да, го­род про­мыш­лен­ный, но ка­жет­ся, что он вполне ото­шел от яр­лы­ков из «На­шей Раши» и те­перь, ско­рее, на­хо­дит­ся в по­ис­ке себя», — по­де­лил­ся мне­ни­ем Рад­чен­ко.

Ис­то­ри­че­ские со­бы­тие

По­ли­то­лог Алек­сандр Мель­ни­ков рас­ска­зы­ва­ет, что за по­след­ние 10 лет че­ля­бин­ские по­ли­ти­ки неод­но­крат­но воз­вра­ща­лись к во­про­су стро­и­тель­ства мет­ро­по­ли­те­на, од­на­ко ни­ка­ких прак­ти­че­ских дей­ствий для ре­ше­ния про­бле­мы дол­го­строя не пред­при­ни­ма­лось.

«В ре­зуль­та­те меч­ты че­ля­бин­цев о соб­ствен­ном мет­ро пре­вра­ти­лись в пред­мет скеп­си­са и иро­нии», — от­ме­ча­ет со­бе­сед­ник РК.

Ре­ше­ние о стро­и­тель­стве мет­ро­трам­вая Мель­ни­ков на­зы­ва­ет ис­то­ри­че­ским.

«При под­держ­ке фе­де­раль­но­го цен­тра ре­ги­о­наль­ны­ми вла­стя­ми мо­жет быть ре­а­ли­зо­ван крайне важ­ный для го­ро­да ин­фра­струк­тур­ный про­ект, ра­зом ре­ша­ю­щий про­бле­му дол­го­строя и обес­пе­чи­ва­ю­щий го­род но­вой раз­ви­той си­сте­мой об­ще­ствен­но­го транс­пор­та», — рас­суж­да­ет по­ли­то­лог.

Мель­ни­ков об­ра­ща­ет вни­ма­ние, что про­ект мет­ро­трам­вая пла­ни­ру­ет­ся ре­а­ли­зо­вать очень быст­ро. С этой точ­ки зре­ния объ­ект та­к­же бу­дет про­рыв­ным.

По оцен­ке глав­но­го ре­дак­то­ра ин­фор­ма­ци­он­но-по­ли­ти­че­ско­го агент­ства «По­ли­т74» На­та­льи Око­ро­ко­вой, стро­и­тель­ство мет­ро­тра­ма – один из наи­бо­лее мас­штаб­ных и ам­би­ци­оз­ных про­ек­тов в Че­ля­бин­ске за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия.

Со­бе­сед­ни­ца РК по­ла­га­ет, что этот про­ект необ­хо­дим го­ро­ду и го­ро­жа­нам не толь­ко для раз­ви­тия си­сте­мы об­ще­ствен­но­го транс­пор­та, но и в мен­таль­ном плане.

«Со­вре­мен­ная транс­порт­ная си­сте­ма с на­ли­чи­ем мет­ро – неиз­мен­ный ат­ри­бут круп­но­го ме­га­по­ли­са. А у че­ля­бин­цев, как ни стыд­но это при­зна­вать, го­да­ми скла­ды­вал­ся му­чи­тель­ный ком­плекс непол­но­цен­но­сти — в первую оче­редь, ко­неч­но, по от­но­ше­нию к Ека­те­рин­бур­гу. Го­ро­жане ре­гу­ляр­но срав­ни­ва­ют Че­ля­бинск с со­сед­ним мил­ли­он­ни­ком, и по­чти все­гда это про­ис­хо­дит не в их поль­зу. На­стро­е­ние «тут ни­че­го не раз­ви­ва­ет­ся, тут уже ни­че­го хо­ро­ше­го не бу­дет» со­зда­ет от­ри­ца­тель­ный об­раз Че­ля­бин­ска, при­чем фор­ми­ру­ет­ся он ру­ка­ми са­мих жи­те­лей. Для даль­ней­ше­го раз­ви­тия го­ро­да нуж­но пе­ре­ло­мить в первую оче­редь имен­но эту тен­ден­цию», — объ­яс­ня­ет Око­ро­ко­ва.

Экс­перт уве­ре­на, что мощ­ный ры­вок в раз­ви­тии круп­но­го про­мыш­лен­но­го цен­тра, ка­ким яв­ля­ет­ся Че­ля­бинск, в ито­ге ста­нет од­ним из фак­то­ров по­вы­ше­ния бла­го­по­лу­чия стра­ны в це­лом.

 

 

regcomment.ru