Сулейманов Раис Равкатович

Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем

 

 

Комментарии эксперта:

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Средний и малый бизнес Казани понёс большие потери за время вынужденных ограничений, связанных с пандемией, и до сих пор не оправился, несмотря на то, что Татарстан вступил во вторую стадию снятия запретных мер (впрочем, подобная картина финансовых потерь бизнеса наблюдается по всей стране).

С 11 июня открылись рестораны, у которых есть летние веранды, но всё равно с ограничениями – расстояние между столиками должно быть 1,5 метра. И, конечно, представители этой части бизнес-сообщества вздохнули с некоторым облегчением. Но не все даже предприятия общепита могут обеспечить веранды на свежем воздухе, а доставка, по информации от самих бизнесменов, выступающих в СМИ, даёт выручку примерно в 10% от прежних оборотов.

В середине июля власти Татарстана пошли на очередные послабления: теперь разрешили работать всем заведениям общепита, пускать внутрь помещений посетителей, правда, обставив это рядом ограничений. Среди самых жёстких – сохранение на запрет кальянов. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что сейчас Госдума приняла закон о запрете кальянов по всей стране, тем самым будет похоронен этот вид бизнеса (20 тыс. кальянных) в масштабах всей России, а не только в Татарстане.

Ещё один пострадавший пласт бизнеса – торговые центры: порядка 15 таких крупных точек в Казани смогли открыться только с середины июля. Кинотеатры и клубы закрыты. Предприниматели и их сотрудники высказывают недоумение, называя сдерживающие меры властей «половинчатыми»: люди ездят в битком набитом общественном транспорте, но при этом должны соблюдать социальную дистанцию в ресторанах и магазинах (заметим, что работать они стали относительно полноценно лишь в июле, а запреты введены с конца марта).

Сильная жара погнала людей на городские пляжи, но тут бдят полицейские, готовые штрафовать тех, кто пришёл спасаться от изнуряющего зноя. Это также вызывает негодование, которые мы видим в комментариях к статьям городских СМИ.

Мэру и региональному руководству тяжело: количество заболевших с каждым днём не уменьшается, количество умерших увеличивается, но и губить экономику города запретами – себе дороже.

Мэр Казани Ильсур Метшин не устаёт предостерегать жителей: отчасти его увещевания справедливы, потому что многие жители действительно расслабились, маски и перчатки не носят даже там, где это требуются официально.

На этом фоне идёт подготовка к выборам в Казанскую городскую думу – голосование пройдёт одновременно с выборами президента Татарстана в несколько дней: с 11 по 13 сентября. Мэра Казани выбирают из своей среды депутаты Казанской гордумы. Причём количество сроков не ограничено: Ильсур Метшин уже 15 лет правит городом и явно настроен править и дальше. Соответственно, он заинтересован, чтобы большинство будущих депутатов были «его» людьми, которые потом и изберут его на очередной срок.

Большинство, очевидно, будет у «Единой России»: при этом многие из «единороссов» будут стараться выдвигаться не от партии, а самовыдвиженцами. Понять их можно: рейтинг «партии власти» стремительно падает. Впрочем, в Казгордуме (в неё входят 50 депутатов, половина из которых избирается по партийным спискам, половина — одномандатники) будут избираться не только «еэровцы», но и представители других партий: КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», «Коммунистов России». Однако неясно, какими в результате будут особенности предстоящих выборов: из-за сохраняющейся эпидемиологической ситуации, связанной с коронавирусом, открытых встреч кандидатов в депутаты с избирателями либо вообще не будет, либо их будет крайне затруднительно организовать.

Отметим ещё одну деталь: сам 51-летний мэр Казани хочет омолодить городской парламент и от «Единой России» выдвигает людей, средний возраст которых – около 40 лет. Вероятно, за счёт обновления состава гордумы есть желание привлечь интерес к её деятельности у избирателей. Однако надо сказать, что сильного интереса у жителей Казани к выборам в городской парламент нет. Вероятно, оттого, что люди не ощущают влияния гордумы на свою жизнь, а обратной связи с депутатами на практике нет. Можно констатировать, что свои чаяния жители Казани меньше всего связывают с городским парламентом.

Анализируя деятельность Ильсура Метшина на посту мэра Казани, можно сказать, что он так и не решил той проблемы, которая ежегодно возникает в городе в течение всего 15-летнего срока его правления в столице Татарстана и которая так явно подрывает его имидж «крепкого хозяйственника» и «эффективного менеджера»: это ливнёвки. Польёт дождь, и в городе – потоп. И так 15 лет происходит, а ситуация не решается. В городе уже смеются: дескать, если в Интернете встретишь фотографии или видео, на которых запечатлено, как тонут автомобили, то можно даже не указывать город, все и так поймут, что это Казань.

Так и неясно, почему за 15 лет не получилось решить эту проблему в городе, который позиционирует себя как третья столица России. Говоря о каких-то положительных изменениях в развитии Казани за 15 лет, следует понимать, что это в абсолютном большинстве заслуга республиканских, а не городских властей. Многие объекты инфраструктуры города, в том числе и общественные пространства в виде новых парков, скверов, прогулочных зон – это дело рук властей Татарстана, а не Казани. Зачастую инициатива исходит от президента Татарстана и его команды, а не от мэра Казани.

Вот и получается, что мэр города часто – «свадебный генерал» на открытии многих знаковых объектов в столице Татарстана, а реальная работа по привлечению иностранных инвестиций или траншей из федерального бюджета в их строительство ведётся Миннихановым.

Одной из долгоиграющих проблем в развитии Казани остаётся ужасно медленное строительство метро. 21 год строилась первая и пока единственная ветка Казанского метрополитена: с 1997-го по 2018-й. Сейчас приступили к строительству второй ветки, но, по озвученным прогнозам, её строительство завершится где-то к 2035 году, если не позднее. Такие черепашьи темпы особенно контрастно смотрятся в сравнении со скоростью строительства метро в Москве, где в год открывают по 2-3 станции. Хуже того, в начале июля Ростехнадзор потребовал приостановить строительство второй ветки метро из-за обнаруженных многочисленных нарушений. Это, естественно, тоже бьёт по рейтингу Метшина. 1,5-миллионный мегаполис без метро не может существовать, а тут не то, что не известно, когда достроят вторую ветку метро, но и строят её, оказывается, с массой нарушений.

Ещё одна из тем, которая сегодня волнует определенную часть жителей Казани, связана с предстоящим строительством мусоросжигательного завода на северо-западе от столицы Татарстана. В 2017-2019 гг. прокатилась волна уличных протестов экозащитников и жителей города против этого предприятия. И в ходе встречи с ними в апреле 2018 года мэр Казани, убеждая их в абсолютной безвредности строительства завода, пообещал купить дом для одного из своих детей прямо в поселке, где будет построен МСЗ. Два года прошло, а о выполнении этого обещания ничего не слышно. Более того, казанский штаб Алексея Навального снял несколько видеороликов, разоблачающих коррупцию в верхах местной власти, в том числе выдвигающих претензии к мэру Казани и его семье. Причина, по которой Метшина можно считать долгожителем на посту мэра Казани, заключается в том, что нет открытого противостояния или соперничества между ним и президентом Татарстана. Такое было у его предшественника Камиля Исхакова, что закончилось для него длительным отъездом из Казани: вначале полпредом на Дальний Восток, а потом постпредом РФ при Организации Исламского сотрудничества в Саудовской Аравии.

Позиции Минниханова очень сильны, чтобы пытаться бросить ему вызов. Поэтому, если у Метшина и есть амбиции стать когда-нибудь руководителем региона, то единственная его надежда – на то, что Минниханов пойдёт на повышение в правительство России. Но тот не стремится покидать Татарстан. Так и получается, что в ближайшие пять лет республикой управлять будет Минниханов, а Казанью – Метшин. В том, что он станет мэром, сомневаться не стоит: большинство в гордуме будет за «ЕР», а они изберут Метшина на очередной пятилетний срок.