На днях Евгений Куйвашев заявил об объединении областной и екатеринбургской медицинских систем. Планируемое нововведение должно обеспечить развитие учреждений горздрава наряду с региональными больницами. В итоге все медучреждения в регионе будут находиться в подчинении одного ведомства – минздрава области, где ожидается смена руководителя: на место Андрея Цветкова прочат главу 9-й детской горбольницы Андрея Карлова. Увеличится ли от этого нагрузка на министерство здравоохранения Свердловской области, какую работу предстоит провести чиновникам и выиграют ли от этого объединения обычные врачи – в материале «ФедералПресс».
Десятилетние разговоры
Вопрос о переформатировании работы системы здравоохранения в Свердловской области поднимался с 2011 года. На примере других российских практик в регионах предлагалось объединить региональное и екатеринбургское ведомства в одну систему с единым источником бюджетирования. Однако в столице Урала наотрез отказывались от подобного «эксперимента», не желая терять медицинское хозяйство, для чего воспользовались пунктом федерального закона № 223 о разделении полномочий. На тот момент команда управления здравоохранения Екатеринбурга во главе с Александром Дронбушом упорно отстаивала независимость городских больниц. Им это удалось.
Спустя четыре года, в 2015-м, тему вновь поднял свердловский губернатор Евгений Куйвашев, который заявил, что не исключает возможности передачи муниципальной медицины в регион. Причиной послужили скандалы вокруг оптимизации поликлиник, которые находятся на окраине Екатеринбурга.
В очередной раз к обсуждаемому вопросу на Среднем Урале вернулись в 2020 году на фоне активного разброда по региону коронавирусной инфекции. И ключевым толчком для этого стала внезапная массовая вспышка COVID-19 в екатеринбургской городской больнице № 1: заразу подхватили более 100 человек, в числе которых оказались и врачи. Одновременно с этим в чиновничьей среде подняли тему о качестве медицины и контроле над ней. А после визита в Екатеринбург министра здравоохранения Михаила Мурашко глава свердловского региона объявил о слиянии двух информационных медицинских систем. Претензий не возникло, инициативу поддержал мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, назвав ее «благом с точки зрения привлечения дополнительных средств на развитие здравоохранения».
«Наверное, это действительно та ситуация, которая позволяет выявить все недостатки, имеющиеся в здравоохранении: отсутствие коммуникации, отсутствие реагирования на решения, принимаемые на уровне субъекта, неисполнение рекомендаций, что, в общем-то и привело к достаточно печальным последствиям и росту нагрузки на систему здравоохранения в целом», – прокомментировал вопрос слияния первый вице-губернатор Свердловской области Алексей Орлов.
Более того, на фоне слияния обоих ведомств в Свердловской области меняется (как сообщают СМИ) глава регионального минздрава Андрей Цветков. Ожидается, что его место займет главный врач детской городской клинической больницы №9 Андрей Карлов. Показательная ротация кадров говорит только об одном – за здравоохранение в Свердловской области взялись с новыми силами.
«Эти события, конечно, связаны с приездом министра Минздрава РФ Михаила Мурашко. Думается, что решение было вынесено по итогам совещания. Я думаю, что ничего удивительного в этом нет. Это понятное решение, которое вынесено из анализа эпидситуации в регионе», – считает руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в УрФО Анатолий Гагарин.
Ожидание = реальность
Слияние двух систем – вопрос времени, но достаточно затяжной. Для того чтобы окончательно перевести муниципальные больницы и поликлиники на баланс области, первым делом нужно провести полную инвентаризацию имущества городского здравоохранения. А затем переоформить права не земельные участки и провести кадастровый учет всех зданий и сооружений.
Сейчас в свердловском заксобрании готовятся внести и рассмотреть законопроект о передаче в область 23 городских медучреждений. Для этого, по предварительным подсчетам, понадобятся дополнительно 723 млн рублей. По словам авторов законопроекта, профильная комиссия должна пересмотреть структуру и штат областного минздрава.
В случае принятия документа он вступит в силу с 1 января 2021 года. Областному минздраву в свою очередь предстоит наладить единый стандарт работы для всех больниц региона. Соответственно финансирование, приобретение новых аппаратов и устройств, капитальный ремонт – все это теперь будет обеспечиваться областным ведомством. Как полагают эксперты, централизация процессов – один из главных плюсов новой системы.
«Сейчас система финансирования здравоохранения будет меняться достаточно быстро: во-первых, добавлены большие деньги, во-вторых, есть инновации в принципах оплаты. Поэтому не нужно стремиться за федеральными деньгами, нужно правильно распоряжаться региональными», – говорит директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович.
Второй плюс – создание в Екатеринбурге современной сети больниц, в которой смогут работать лучшие специалисты региона и, возможно даже, соседних субъектов. К сожалению, реальность такова, что в маленьких городах нет возможности создавать крупные больницы с современным оборудованием, которое по сути некому будет обслуживать. Поэтому куда проще с этим вопросом в городах-миллионниках, где медтехника загружена и дает эффект.
«Да, врач-терапевт и другие специалисты должны присутствовать и работать в малых городах. Но высокотехнологичную помощь оптимально оказывать в областных центрах. Отправить специалиста, чтобы он сидел где-то в деревне, – неправильно даже с точки зрения логики. Проще отправить его на машине, чтобы он все проверил и уехал обратно», – считает депутат свердловского заксобрания Вячеслав Вегнер.
Еще одним плюсом эксперты называют увеличение заработной платы врачей, пришедших из муниципальной медицины. По предварительным подсчетам, жалованье должно возрасти в среднем на 25–30 % от существующих ежемесячных выплат и приравняться к средней заработной плате по области. Кроме этого, деньги, которые обычно городской бюджет выделял на медицину, можно направлять на другие нужды.
«В плане организации медицина нисколько не пострадает. Рядовой житель не заметит отрицательных изменений. Мне кажется, будет только лучше – в плане организации работ, снабжения и медтехники», – добавляет свердловский парламентарий.
Впрочем, наблюдаются в этом объединении и определенные недочеты, с которыми и так сейчас сталкивается региональная медицина. Например, в Красноярском крае передача больниц из муниципалитета в область не дала особых выгод. До этого в городской больнице уже были установлены современные аппараты, работал высококлассный персонал, а финансирование выделялось с лихвой. Поэтому переход под крыло области не дал особых дивидендов для руководства больницы и ее сотрудников.
По мнению некоторых специалистов, подобная схема работы больше выгодна районным и сельским больницам, где местные власти не могут в полной мере обеспечить финансирование учреждений.
«Это ответная реакция на то, что все шарахнулись в сторону чрезмерной централизации. Все отдали на места. А на местах, к сожалению, кто-то может, а кто-то не может содержать», – считает замдиректора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, эксперт аналитического центра при правительстве РФ Фарит Кадыров.
Необходимо добавить, что Екатеринбург – один из немногих городов, где серьезно вкладываются в развитие медицины. В городском бюджете на 2020 год затраты на муниципальную медицину заложили в размере 2 млрд 236 млн рублей. В 2019 году сумма была меньше и составила 1 млрд 647 млн рублей.