В конце прошлой недели в Иркутской области произошли знаковые назначения. Главу областного правительства Руслана Болотова сменил Константин Зайцев, ранее руководивший региональным управлением ФНС. Еще одно ключевое кадровое решение – назначение первым заместителем губернатора Дмитрия Бердникова, до этого занимавшего пост мэра Иркутска. Эти назначения изменяют конфигурацию политического пространства, а инициатором данного процесса выступает врио губернатора Игорь Кобзев.
Правительство региона, сформированное Кобзевым в самом начале его пребывания на посту главы Иркутской области, соответствовало двум принципам: «переприсяга» как основной мотив (большинство министров занимали свои посты еще при Левченко) и назначение новых функционеров на проблемные сферы. Внешнее обновление не сделало правительство центром выработки и принятия политических решений, оно выполняло хозяйственные задачи. Однако произошедшие изменения – это эволюция структуры, финальным этапом которой должна стать полноценная команда врио губернатора.
Внедрение в правительство региона таких игроков, как Зайцев и Бердников, безусловно, усиливает Игоря Кобзева перед грядущей региональной кампанией 2020 года. И это усиление происходит через сопутствующую эволюцию правительства как органа власти. Зайцев и Бердников – сильные автономные игроки: каждый из них в свое время мог рассматриваться в качестве потенциального претендента на пост губернатора. Константин Зайцев был депутатом Госдумы, возглавлял региональное отделение «Единой России», а в последние годы – региональное управление Федеральной налоговой службы. Дмитрий Бердников – популярный глава города, поддерживаемый определенной частью элит в Иркутской области. С их появлением правительство становится не просто структурой, выполняющей хозяйственные задачи, а претендует на полноценное участие в разработке и принятии стратегических решений.
Отдельный сюжет – назначение Дмитрия Бердникова на пост первого вице-губернатора Иркутской области. Связка Кобзев – Бердников должна была проявиться, ведь Иркутск был в свое время слабым местом для Сергея Ерощенко. Однако внешне самое простое закрепление этой связки – поддержка Бердникова на пост сити-менеджера главой региона – в этом году перспектив не имела. Изменение устава города, согласно которому мэр избирается депутатами думы из числа кандидатов, утвержденных конкурсной комиссией, создало серьезный ограничитель для перспектив Бердникова снова возглавить муниципалитет.
В связи с этим интеграция Дмитрия Бердникова в команду Игоря Кобзева произошла по другому сценарию. Помимо того что с 17 марта Бердников начинает исполнять обязанности вице-мэра, он будет заниматься вопросами восстановления территорий, пострадавших в результате масштабного наводнения прошлого года. Это очень ответственная проблемная зона. Именно в качестве борца с последствиями наводнения Игорь Кобзев «зашел» в регион. Успех на этом направлении является важной составляющей электоральной привлекательности Кобзева. А эффективность, продемонстрированная Бердниковым, может существенно повлиять на его перспективы.
Решение Кобзева назначить Бердникова означает и то, что он освоился в регионе и начинает играть по правилам Иркутской области. Специфическая характеристика региона – яркое стремление институтов к автономии и расширению своих статусных полномочий, которое нередко приводит к открытой конфронтации между ними. Глава региона не может оставаться в стороне от этих конфликтов, ему приходится функционировать в этой системе. В этом контексте в регионе формируется запрос на медиатора. Простые способы вроде призывов к гордуме Иркутска взаимодействовать с исполнительной властью, к которым ранее прибегал врио, не давали эффекта. Так что это решение Кобзева направлено на снижение уровня конфронтации между ветвями власти в Иркутске. При этом врио губернатора сохраняет в своей команде политически значимого игрока.