В условиях не слишком активного инвестирования со стороны частного бизнеса, бюджетные расходы и расходы в рамках национальных проектов становятся основными источниками социально-экономического роста в Российской Федерации. При этом именно в муниципалитетах и регионах приоритеты государственных расходов, имеющие высокий кумулятивный эффект, видны наиболее четко. Соответственно, эффективное использование и даже возможное уточнение бюджетных полномочий представительных органов власти должно стать одним из приоритетов во внутренней политике государства.
Об этом, в своем выступлении на Первом Уральском форуме «Устойчивое развитие», который проходил в Екатеринбурге при поддержке рабочей группы Высшего Совета партии «Единая Россия», рассказал Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков. Мероприятие модерировал референт Управления Президента по приграничному сотрудничеству Ю.Е. Шувалов:
— В преддверии активного бюджетного процесса на следующий год, важно осознать то, что на сегодня бюджет и национальные проекты – основные источники социально-экономического развития для страны. Частный бизнес, в условиях макроэкономической неопределенности, занимает пока, скорее, выжидательную позицию. И, подводя промежуточные итоги исполнения бюджета на 2019, уже есть возможность проанализировать эффективность использования средств. Этот вопрос идет параллельно с тем, что мы вновь поднимаем важную дискуссию о полномочиях представительной власти. Из центра, где аккумулируется большинство средств, далеко не всегда видны местные приоритеты, которые сказываются на комфорте жизни и экономическом росте. Проще говоря, централизованно распределяемые средства могут уйти не на самые важные и нужные дела, такие как создание новых высокотехнологичных рабочих мест, укрепление промышленного и экспортного потенциала страны. При этом и у региональных и муниципальных властей с точки зрения социально-экономического развития сейчас основная надежда на национальные проекты. Именно поэтому к их реализации и мониторингу надо привлекать экспертное и научное сообщество, в том числе и из таких университетов как Уральский федеральный университет. Данный мониторинг позволит вовлечь в дискуссию депутатский корпус всех уровней власти и общественные организации, что скажется, в свою очередь, на более тщательном планировании бюджетных расходов. В итоге мы получим уникальные данные, которые, при соответствующей систематизации и обработке, дадут возможность внести необходимые коррективы в полномочия региональной и муниципальной власти, вплоть до создания соответствующей «дорожной карты». Тогда бюджеты каждого муниципалитета и региона станут по-настоящему бюджетами развития. Как это сейчас и необходимо.