Эксперт Центра европейско-азиатских исследований Заал Анджапаридзе (Грузия, Тбилиси) об итогах прошедшей в Брюсселе встрече министров иностранных дел стран программы «Восточное партнерство»
Встреча министров иностранных дел стран программы «Восточное Партнёрство» (ВП) в Брюсселе, посвященная 10-летнему юбилею программы была несколько скомкана отсутствием итоговой декларацией.
Участники так и не смогли прийти к согласию о формулировке и соответственно не подписались под нею. Например, Украина и Грузия, считающиеся наиболее «продвинутыми» участниками ВП, высказали ранее озвученные претензии насчет отсутствия в проекте декларации четкого обозначения для них европейской перспективы для этих стран. Остается не до конца понятным, на чем же все таки основываются амбиции Тбилиси и Киева на получение европейской перспективы, когда еще на саммите «Восточного партнерства» в Риге в 2015 году, Президент Совета Европы Дональд Туск заявил что странам «Восточного Партнерства» никто не давал гарантий автоматического вступления в Евросоюз, и что решения ЕС не могут соответствовать всем ожиданиям стран-партнеров.»
Принятый на встрече вместо декларации 8-пунктный документ подписанный Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини, выдержан в умеренно оптимистичных тонах. Документ гласит что «Благодаря Восточному партнерству государства-члены ЕС и восточноевропейские партнеры стали лучше понимать взаимные потребности, амбиции и ожидания.» Неужели участникам потребовалось для этого целых 3652 дней, и в чем же выражается расхождение целей и ожиданий сторон? То что у ЕС и стран-участниц ВП разные ожидания от программы подтвердилось и документом под названием «Мифы о Восточном партнерстве» выпущенном в канун юбилеиного мероприятия. Он отражает те противоречия которые преследовали ВП с самого начала ее запуска и потребовали разъяснения. В документе сказано, что «Стабильные, безопасные и процветающие страны по соседству с нами очень важны для стабильности, безопасности и процветания ЕC.” Там же особо подчеркнуто, что «Инициатива Восточного Партнерства – это не процесс вступления в ЕС. Ее цель – создать общее пространство демократии, процветания, стабильности и тесного сотрудничества». В документе отвергается тезис о том что программа направлена против Россий или же нацелена на смене существующих режимов в странах участников программы на более про-западные.
Создается впечатление что программа Восточное Партнерство служит неким промежуточным звеном в большой геополитической игре. Один из ее архитекторов Радек Сикорски, бывший министр иностранных дел Польши, а ныне спикер Сейма, в интервью грузинской службе радио «Свобода» на вопрос о том чего достигла и чего не достигла программа, сказал что Восточное Партнерство и последующее Соглашение Грузии об Ассоциации с ЕС, фактически изменило историю Восточной Европы, хотя и признал некоторые неудачи программы. Говоря о насущных задачах ВП на ближайщие десять лет, Сикорский пожалуй раскрыл ее истинную подоплеку, заявив что программа задумывалась как некая новая «Вышеградская Группа» для Восточной Европы (имея в виду страны постсоветского пространства)давая шанс странам участницам доказать что они достойны принятия в европейский клуб, как это сделали в свое время страны «Вышеградской Группы», или по крайней мере более тесно интегрироваться с ЕС.
Ни для кого ни секрет что «Восточное Партнерство» созданное как особое восточное продолжение разработанного Европейской политики соседства, замышлялся как геополитический проект на фоне нарастающего геополитического противостояния России и Запада. Надо сказать, что ВП при всех ее недостатках и вызовах, тем не менее медленно но верно выводит страны-участницы из-под влияния России, укрепляя там позиции ЕС, в том числе и насаждением европейских ценностей. При этом, ЕС стремятся держать «продвинутые страны» ВП в режиме позитивных ожиданий, связывая их европейскую перспективу с условиями, по принципу «большее за большее» (“more for more”).
Что же получила Грузия за 10 лет сближения с ЕС в рамках «Восточного Партнерства»? Сотрудничество с ЕС в рамках ВП принесло соглашение об Ассоциации с Евросоюзом сопряженное с Углублённой и Всеобъемлющей Зоной Свободной Торговли (СА/УВЗСТ; АА / DCFTA), которое вступило в силу 2016 году. Это соглашение вывело отношения между ЕС и Грузией на качественно новый уровень, с точки зрения политического сотрудничества, экономической интеграции и приведения законодательства и стандартов Грузии с соответствие с законодательством и стандартами ЕС. К разочарованию Тбилиси, ЕС в программе Восточного Партнерства пытается дистанцироваться от этно-территориальных конфликтов в странах участников, и этот болезненный для Грузии вопрос вынесен за рамки повестки. Однако, достигнутые за 10 лет в рамках ВП результаты все же обнадеживающие.
С 2009 года помощь ЕС Грузии составила более 711 млн евро. Техническая и финансовая помощь ЕС была в основном направлена на выполнение ключевых структурных и институционаьных реформ. За это время обозначился ощутимый, хотя и оставляющий желать лучшего, прогресс в области образования, деловой и экономической среды, управление государственными финансами, безопасности, верховенства закона, повышение энергоэффективности, введение экологических технологии, реформировать сфер разведки и полицейского слежения, создания единого центра по анализу преступлений и т.д. Сразу же после боевых действий в августе 2008 года ЕС развернул в Грузии Миссию наблюдателей ЕС ведущей 24-часовое ежедневное патрулирование территорий прилегаюшей к демаркационным линиям c Абхазией и бывшей Южной Осетией. Несмотря на небольшую эффективность миссии, благодаря ей, структуры ЕС полностью информированы о нарушениях в этих зонах.
В целом, помощь ЕС имела ключевое значение для принятия более 7000 европейских стандартов в области здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды.
ЕС оказывает поддержку грузинским компаниям, предоставляя им финансирование, возможности для обучения и помощь в выходе на европейские рынки. С момента вступления в силу AA/DCFTA экспорт грузинских товаров на рынки Евросоюза постоянно растет и его доля превысила 27% во всей внешней торговле Грузии и ЕС становится крупнейшим торговым партнером Грузии.
Благодаря помощи ЕС кредиты на развитие получили 63000 предприятий, было создано 2450 новых рабочих мест. Поддержка сельского хозяйства со стороны ЕС привела к росте доходов грузинских фермеров на 20% и об увеличении вдвое занятости населения. Было создано свыше 1500 фермерских кооперативов, которые получили финансовую и техническую помощь. Программы ЕС помогли Грузии в разработке энергоэффективных систем и мер по защите окружающей среды. ЕС содействовал созданию правительственной службы правовой помощи, предоставшая бесплатные юридические услуги свыше 90 000 человек и представляла интересы в суде более 5000 несовершеннолетних. Кроме того, служба предоставила бесплатные юридические консультации социально неймущим 140 000 гражданам Грузии. Кроме того, ЕС оказывает помощь и в стратегических областях, например модернизации главной транспортной артерий страны – скоростную автомагистраль Восток-Запад, способствуя тем самим росту региональной торговли и пассажирских перевозок.
Помощь ЕС направлена и на подготовку молодых кадров, которые в перспективе должны составить политическую, научную и бизнес элиту Грузии. Более 4000 студентов и преподавателей из Грузии и более 5300 молодых людей, молодежных работников и исследователи учились или преподавали в ЕС по программе Erasmus+, и принимали участие в различных совместных проектах по исследованиям и инновациям.
Пожалуй самым знаковым достижением Грузии как члена ВП стало введение безвизового режима с ЕС в марте 2017 года более 330,000 граждан Грузии воспользовались этим. Хотя, в последнее время Грузия все в возрастающей степени сталкивается с опасностью приостановления безивизового режима в связи с резким ростом количества ее граждан ищущих убежище в странах ЕС. Согласно последнему (апрель 2019) опросу National Democratic Institute (NDI), после введения безвизового режима с ЕС, 90% опрошенных граждан Грузии так и не воспользовались им, по всей видимости из-за финансовых проблем. В марте 2014 года вступило в силу рамочное соглашение об участии Грузии в операциях общей политики безопасности и обороны ЕС, в рамках которой Грузия приняла участие в операциях ЕС в Центрально-Африканской Республике и Мали.
Согласно оценке Индекса Восточного Партнерства (Eastern Partnership Index) у Грузии неравномерные достижения по таким двум главным оценочным параметрам как — «сближение» (approximation) и “взаймосвязь” (linkage). Например, наблюдается некоторый спад по таким показателям как глубокая и устойчивая демократия, интеграция и конвергенция и устойчивое развитие. В то же время наблюдается подьем по таким показателям как секторальное сотрудничество и торговый поток, граждане в Европе, международная безопасность, политический диалог и сотрудничество. Несмотря на это Грузия продолжает оставаться одним из признанных лидеров ВП позволяющего ей претендовать на большее чем нынешний уровень интеграции с ЕС. В 2018 году грузинское правительство, отзываясь на призыв гражданского сектора из грузинской национальной платфрмы форума гражданского общества Восточного Партнерства, представило концепцию дорожной карты по интеграции в Евросоюз.
Cреди выделенных ИВП вызовов для Грузии в 2019 году, проблема неформального правления, соответствие международным стандартам в государственном администрирований в рамках институциональных реформ, независимость и профессионализм судебной системы и системы прокуратуры, защита прав меньшинств, растущая ксенофобия, гомофобия и язык ненависти, а также преступления на их почве. Грузию призывают в 2019 году обратить особое внимание на эффективное и повсеместное осуществление требований AA/DCFTA, вместо их формального применения. В политической части, ЕС призывает Грузию сменить Конституцию для обеспечения в стране реальной многопартийной демократии и перехода к полностью пропорциональной системе выборов уже к 2020 году, а не в 2024 как это прописано в новой Конституции.По всей видимости изначальные оптимистичные оценки по Грузии в выполнений AA/DCFTA постепенно сменяются на критические.
В 2017 году Грузия и ЕС утвердили повестку дня Асоцирования с ЕС на период 2017-2020. На самите ВП в Брюселе в 2017, было принято решение о новом инструменте финансирования, включающем в себе 20 целевых продуктов, которые Грузия, вместе со странами Восточного Партнерства получит к 2020 году. Эти 20 продуктов детально прописаны в официальном документе Eastern Partnership — 20 Deliverables for 2020 — Focusing on key priorities and tangible results и охватывают 4 сферы 1/ экономическое развитие и рыночные возможности, 2/ укрепление институтов и хорошее правление 3/ взаймосвязь, энергетика, экология и и изменение климата, 4/ перемещение и межлюдские контакты.
Одним из измерямым индикатором воздействия ВП в Грузии является незыблемая поддержка уверенным большинством населения (70-80%) курса на интеграцию в Евросоюз и НАТО вот уже на протяжений 10 лет. Согласно последнему опросу проведенному NDI в апреле этого года 77% опрошенных (против 83% в декабре 2018) поддерживают членство Грузии в ЕС, и если бы завтра проводился бы референдум по этому вопросу, 68% сказало бы твердое «да». Мотивы которыми сторонники интеграции с ЕС обосновывают свою позицию, включают экономический рос, больше рабочих мест и безопасность, доступ к качественному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д. Хотя тут же следует отметить, что 41% опрошенных полагает что Евросоюз создает угрозу грузинским национальным ценностям, традициям и устоям.
Несмотря на высокую степень «проевропейских» настроений, большинство населения Грузии весьма скептически настроено о перспективах членства в ЕС. Большинство (59%) считает что Грузия не готова для этого и среди затрудняющих причин называют территориальные конфликты (36%), позицию России (20%) и дефицит демократий (20%).
Дальнейщее развитие отношений Грузии с ЕС в рамках ВП во многом, если не полностью, будет зависеть от политической конъюнктуры, которая сложится в Европе, особенно после выборов в Европарлемент. Если политику ЕС в отношений ВП будут определять евроскептики, то возможно, определенные сферы сотрудничества будут пересмотрены в сторону уменьшения.
Однако, сотрудничество ЕС и Грузии в рамках повестки АА/DCFTA 2017-2020 скорее всего продолжится в полной мере и ЕС будет оказывать на Грузию позитивное давление на выполнение в полном объеме еще невыполненных обязательств.
Сохранение этого формата сотрудничества ЕС со странами постсоветского пространства обусловлено, в том числе, и теми стратегическими целями, которые ЕС заложил в свое время в программе Восточного Партнерства.
В то же время, с точки зрения получения европейской перспективы, в среднесрочной перспективе Грузия будет оставаться в состояний неопределенности, со всеми вытекающими отсюда рисками и вызовами.
Заал Анджапаридзе/Андрей Русаков