Филева Татьяна Юрьевна

Журналист, главный редактор газеты «Орловская среда»

 

 

 

Комментарии эксперта:

30 марта, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022)

Новая экономическая и политическая реальность никак не повлияла на деятельность мэра Орла Юрия Парахина. Если судить по официальной информации администрации города и по страницам мэра в социальных сетях, где он рассказывает о своей деятельности, то можно сделать вывод, что основное его занятие в последний месяц – это участие в различных мероприятиях. Он поздравляет коммунальщиков с профессиональным праздником, отмечает 25 лет со дня введения должности мэра Орла (при этом не забывает называть себя Мэром с большой буквы), награждает учителей и воспитателей года, поздравляет женщин с 8 Марта, а жителей города – с Масленицей. Разумеется, в ряду мероприятий есть и те, которые отвечают нынешней политической повестке: в марте мэр посетил пункт временного размещения беженцев из Донбасса, поучаствовал в праздновании годовщины Крымской весны.

Между тем жители города, как представляется, хотели бы сейчас видеть в Парахине прежде всего кризисного менеджера. В Орле, например, наблюдается дефицит сахара (при том, что в регионе действуют четыре сахарных завода), некоторых лекарственных препаратов, ряда других товаров. При этом, если областная власть и надзорные органы хоть как-то пытаются влиять на ситуацию (пока, правда, не слишком удачно), то мэр города ограничился тем, что в ответ на жалобы граждан демонстративно посетил один из магазинов и сообщил: сахар там есть. Между тем в соседнем Липецке местные власти решают «сахарную» проблему увеличением количества ярмарок выходного дня, где местные производители продают тот же сахар без розничной наценки. Парахин же, как глава муниципальной власти, не сделал даже попытки встретиться с представителями торговых сетей, работающих в областном центре, ни тем более организовать новые торговые площадки для местных производителей, чтобы обеспечить горожан продуктами первой необходимости по приемлемым ценам. Впрочем, это не мешает губернатору Клычкову считать мэра Орла управленцем, способным отвечать на новые вызовы, о чём он сам и сообщил на днях на встрече с депутатами городского и областного советов от СЗРП.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

На прошлой неделе мэр Орла Василий Новиков подтвердил свой статус декоративной фигуры, не имеющей какого-либо политического влияния. В повестку сессии горсовета в экстренном порядке был включён вопрос о внесении изменений в Устав города Орла, в соответствии с которыми глава муниципального образования будет одновременно являться главой администрации города Орла, и выбирать его будет некая комиссия, наполовину состоящая из представителей горсовета, наполовину – из представителей областной власти.

С инициативой о внесении подобных изменений в областной закон выступил губернатор Андрей Клычков, депутатское большинство (фракции «Единая Россия» и КПРФ) облсовета проголосовало за поправки, после чего осталось внести изменения в Устав города, что и было сделано в первом чтении на сессии горсовета. Примечательно, что одним из главных лоббистов изменений стал действующий мэр Орла Василий Новиков, который заявил, что «вопрос о мэре» (назовем его так) – не политический, а чисто технический. Когда же депутаты поинтересовались, почему городская власть не вышла к губернатору с инициативой изменить структуру управления городом – например, вернуть прямые выборы мэра – господин Новиков прямо ответил, что «если областные депутаты решат, что главу города необходимо избирать на прямых выборах, то горсовет примет и такое решение». Таким образом, действующий мэр наглядно продемонстрировал полную зависимость от директив областной власти.

При этом очевидно, что после сентябрьских выборов в горсовет Василий Новиков не рассчитывает занять должность мэра. Как отмечают наблюдатели, в кулуарах областной власти рассматривают несколько потенциальных кандидатур будущего градоначальника Средин них – глава Орловского района Юрий Парахин, замглавы администрации Орла Ирина Проваленкова и даже (что кажется фантастичным) нынешний советник губернатора Сергей Лежнев.

 

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

Можно сказать, что мэр Орла Василий Новиков – одна из наименее раздражающих политических фигур в регионе, особенно в сравнении с целым рядом областных чиновников, действия которых подвергаются резкой критике в СМИ и соцсетях. В последние несколько месяцев мэр демонстрирует активность во взаимодействии с гражданами, оперативно реагирует на жалобы жителей в социальных сетях, часто бывает в своем избирательном округе, регулярно проводит совещания по актуальным проблемам жизнедеятельности города – например, периодически собирает заседания оперативного штаба по вывозу мусора, контролирует ход ремонта дорог и дворовых территорий. На мой взгляд, такая активность, безусловно, связана с предстоящими в сентябре выборами в Орловский горсовет: скорее всего, мы увидим Василия Новикова в списке кандидатов от «Единой России».

С другой стороны, как глава города господин Новиков пока не смог добиться практического решения ни одной значимой для города проблемы. Возглавляемый им штаб по вывозу мусора заседает регулярно, однако ситуация в этой сфере не меняется. Мэр периодически выражает недовольство работой городского транспорта (в Орле это – одна из главных проблем), требует принять меры к перевозчикам, но администрация города вместе с перевозчиками эти требования фактически игнорируют. Кроме того, в отношении целого ряда проблем, вызывающих нарекания граждан, мэр занимает позицию невмешательства. Например, в городе активно вырубаются зелёные насаждения, проводятся непрозрачные конкурсы по отбору городских территорий для благоустройства, предпринимаются попытки «реконструировать» территорию памятников истории и культуры и т. п., о чём буквально «кричат» СМИ и общественность, а глава города просто не реагирует. То есть у граждан складывается впечатление, что мэр просто не имеет влияния на действия городской администрации во главе с сити-менеджером Муромским, хотя и является непосредственным его работодателем, а по большому счёту не обладает каким-либо значительным политическим и административным влиянием вообще.

Аналогично и в ситуации с коронавирусом: все решения фактически принимаются на областном уровне, а мэр и возглавляемых им горсовет следуют в фарватере в силу своих полномочий.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

На сегодняшний день деятельность врио губернатора Орловской области Андрея Клычкова преимущественно направлена на создание собственного имиджа, а не на решение конкретных проблем, которых в регионе масса. Частые поездки по районам области – это, по сути, предвыборные встречи с населением, но практических итогов от таких поездок за семь месяцев пребывания Андрея Клычкова в статусе врио нет.

Ярким политиком Андрея Клычкова также назвать нельзя, принадлежность к КПРФ он старается не подчеркивать, что вполне оправдано после крайне неудачного трехлетнего губернаторства коммуниста Вадима Потомского и деградации местного отделения КПРФ. С другой стороны, Клычков не спешит избавляться от одиозных чиновников из команды Потомского, показавших за три года свою несостоятельность в важнейших сферах управления областью. Более того, он фактически повторяет алгоритм действий предшественника перед выборами: выступает с сомнительными проектами вроде строительства аэропорта или пешеходного моста через Оку, создает штат советников, которых привозит из столицы, создает отделы и департаменты специально под приехавших с ним чиновников.

При этом ключевые проблемы региона, прежде всего экономические, остаются нерешенными, и похоже, Клычков до сих пор не знает как с ними справляться: область продолжает брать кредиты, не решены проблемы долгов по зарплате, обманутых дольщиков, обеспечения школьников бесплатными учебниками, падают объемы строительства и т.д. При этом Андрей Клычков активно пытается вмешиваться в деятельность муниципальных властей, прежде всего в г. Орле: выступает с инициативой реконструкции городского парка, дает оценки руководству муниципальных предприятий, фактически поддерживает строительство в черте города завода ПВХ-покрытий, против которого активно выступают жители Орла. Примечательно, что реальной помощи муниципалитету областная власть при этом не оказывает. Например, орловский горсовет несколько раз выходил в область с инициативой о перераспределении бюджетных доходов (с тем, чтобы 10% налогов, собранных в Орле, оставались в городе), однако реакции со стороны областной власти нет.

Естественно, все это вызывает настороженное отношение к врио у населения, СМИ и представителей бизнеса.

Среди позитивных моментов последнего времени можно назвать критику Андреем Клычковым работы руководителей ряда областных департаментов, неоднократные обращения к руководителям налоговых органов о недопустимости создания препятствий для развития бизнеса, а также контакты с представителями федеральных министерств и ведомств на предмет реализации в регионе ряда проектов. Впрочем, всё это носит пока декларативный характер.

В целом, по итогам семи месяцев пребывания Андрея Клычкова в должности врио губернатора, к сожалению, нельзя сказать, что он готов управлять регионом, особенно таким проблемным, как Орловская область. Уровень Клычкова – это скорее уровень главы муниципального образования, не более.