Данилов Вячеслав Николаевич
Политолог. Кандидат философских наук. Исполнительный директор Центра политического анализа. Старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Редактор сайта Liberty.ru
Комментарии эксперта:
29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)
Главная городская тема повестки – коронавирус. То, как Сергей Собянин справился со вспышкой, как и то, как мэрия учитывала свои ошибки апреля-мая в июне и июле, вызывает уважение. Первое и главное, что позволяет дать такую оценку – последовательное снятие карантинных мер и постепенное возвращение города к нормальной жизни.
Конечно, существовала и существует определенная рассогласованность федеральной позиции по коронавирусу и позиции мэрии. Она неохотно снимала карантинные ограничения. И не исключено, что если бы не парад Победы и не всероссийское голосование, то мэрия вела бы себя более осторожно. И не снимала бы карантин. Федералов, обитающих в Москве, такой порядок не устраивал. Позиция главы государства и АП – более определённая, в сторону спасения экономики. Ведь за пенсии и пособия, а также рост безработицы отвечает федеральное правительство. Но, впрочем, конфликт по линии «государство — регионы — города» в контексте карантина проявил себя во всем мире. У нас он ещё более-менее оказался сглажен существующими механизмами вертикального управления.
Кроме того, столичная мэрия выглядела намного более адекватно, нежели мэры других крупных городов. Полицейские репрессии против граждан прекратились уже в апреле. Меры против вируса – несмотря на грозную риторику – оставались скорее рекомендательными. Это граждане приняли позитивно. Пусть ухмыляясь в ответ на некоторые слова, которые было слышно из мэрии.
Главный итог – это позитивное по Москве голосование в поддержку поправок к Конституции. При том, что Москва считается не без оснований самым оппозиционным городом.
Позиции Собянина прочны, проблем нет. Вопреки расхожим мнениям, у Собянина нет ни премьерских, ни мэрских амбиций. Он считает, что находится на своем месте, и в целом это выглядит так. А разговоры, которые шли во время коронакризиса в апреле и мае о том, что Собянина можно было бы принести в жертву ради рейтинга власти в целом, ушли в прошлое.
Да, нелегко пришлось обществу: оно оказалось расколото – прежде всего, в отношении строгости карантинного режима. Определенные группы населения – часть пенсионеров, бюджетников и остальных граждан, чья зарплата не зависит от работы, – карантин устраивал полностью. Де-факто люди сидели в оплачиваемом отпуске. Чай, плохо? Плюс Москва опустела, в метро не было толп. Вышеназванная публика (а её процент достаточно велик) откровенно наслаждалась карантином, и ей не понравилась его отмена. Наоборот, средний класс, который завязан на сферу услуг и торговли, был в бешенстве (в городе это существенный кластер). Недовольны были и родители, которых привязали к детям. Студенчество было недовольно тоже – косвенно именно это недовольство выплеснулось во множество студенческих активизмов вокруг ВШЭ, МГУ, дела Мифтахова, дела Сети и т. п.
И этот раскол между «дармоедами» и «оппозиционерами» сыграл, в том числе, и на голосовании по Конституции. Эта проблема будет оставаться постоянно с мэрией, и только лишь нормализацией городской жизни её не решить.
В экспертном сообществе также наблюдался раскол. Но уже по иной линии. В целом почти все эксперты, кроме возможного ряда известных маргиналов, были против тех мер карантина, которые ввела Москва. Но спор основывался на том, являются ли эти меры эффективными и достаточными или же чрезмерными. В итоге к июлю эта дискуссия более-менее затихла.
Резюмируя: мэрия в целом справилась с коронакризисом успешно. Были ошибки, но не фатальные. Москва, что бы там ни говорили о якобы сокрытой статистике смертей, вышла из кризиса так, что иным городам, и не только в России, стоит поучиться.
Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)
Если оценивать деятельность мэра российской столицы Сергея Собянина по десятибалльной шкале, то, на мой взгляд, это полноценная «9».
В принципе, Собянин не был особенно заметен на фоне кампании по изменению Конституции. Но явление коронавируса изменило ситуацию. Как начальник штаба по борьбе с вирусом, Собянин является главным спикером по этой теме в стране. Его опыт эффективного риск-менеджера будет очевидно использован.
Собянин находится в сложной ситуации. До определенного момента она была шизофренической. Часть элит и населения требовала жестких карантинных мер, часть находилась в состоянии полного отрицания – мол, коронавирус – это какая-то ерунда. В ситуации такого «двойного приказа» Собянин предпринимал достаточно компромиссные шаги – например, зачем-то разрешая собрания до 5 тысяч человек (почему не 10 000? Или не 20 000?). Долго не запрещал концерты и прочие массовые мероприятия.
Однако теперь ситуация изменилась, сторонники жёсткого карантина победили. В целом меры мэра Собянина на сегодня выглядят разумными и опережающими события. Строятся мощности по приему заражённых. Введён условный карантин, то есть пока речь идёт о подготовке к встрече волны заразы. Были некоторые просчёты, связанные с рвением некоторых руководителей на местах. В частности, история с отловом «лиц китайской национальности». Однако пока в городе нет паники, несмотря на атаки людей на супермаркеты, товар не кончается. В общем и целом в ситуации половинчатого ЧС Собянин пока справляется.
Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)
Несмотря на выборный период августа и начала сентября 2019 г., мэр Москвы Сергей Собянин жил в своей традиционной конструктивной повестке, практически публично не реагируя на ход кампании и не вмешиваясь, во всяком случае, публично, в решения вопросов по протестам. Поэтому оснований рассуждать о перспективах Собянина в контексте протестов лета 19 года и ЕДГ-19 я не вижу. Мэр вполне дистанцирован от скандалов кампании и от результатов выборов.
Технически «команда Собянина», как представляли ее во время кампании, вместо «Единой России», что было, в целом, оправдано, победила. Большинство в МГД — у неё. Работать с большинством избранных депутатов будет вполне реально, включая яблочника Сергея Митрохина. Это системные люди. Маргиналов и случайных людей в МГД единицы. Поэтому вопрос взаимодействия с новым составом МГД, думаю, будет решаться позитивно. Конфронтации по линии правительство Москвы – МГД не просматривается. Да, МГД станет немного шумнее, чем раньше. Зато, возможно, улучшится качество законодательной работы, инициативы городских властей будут проходить через МГД чуть дольше, что, на мой взгляд, неплохо.
Основной вопрос – распределение по комитетам МГД и контроль над ними, это то, что будет требовать определённого внимания со стороны городского руководства. Но я полагаю, что и здесь никакой конфронтации не будет. Возможно, что в перспективе федеральных выборов руководителю города нужно будет задуматься о кадровом составе внутриполитического и общественного блока правительства города. Но «за битого двух небитых дают», так что мы можем и не увидеть скорых перестановок на этих позициях. Возможно, что Наталья Сергунина и Валентин Горбунов уйдут, но я не думаю, что это будет скоро и в наказание.
В любом случае уже сейчас необходимо разрабатывать стратегию на выборы в ГД и совместно с партией и лояльными общественниками искать людей, которые могли бы составит виртуальную московскую фракцию в новом составе ГД ФС РФ.
В СМИ и экспертных комментариях я заметил истеричные нотки о том, что у Собянина больше нет политических перспектив и т.п. Я абсолютно не разделяю такие оценки. Мэр популярен в городе, грязь от кампании на него не налипла. Он находится на своём месте, точка.
Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)
Общая оценка деятельности мэра Москвы Сергея Собянина, на мой взгляд, достигает 4,5 по пятибалльной шкале. После выборов мэра в городе не произошло ни одного серьезного публичного скандала. Грядущие выборы в Мосгордуму тоже пока выглядят тише воды ниже травы. Обычные для столицы истерики градозащитников по поводу точечной застройки, пробок, уборки снега, практически сведены к нулю.
На фоне публичного коллапса в Петербурге накануне выборов врио Александра Беглова, ситуация в Москве настолько благостна, что даже главный оппонент власти Навальный отсюда сбежал туда, где пахнет жареным – в Петербург.
Вертикаль в столице выстроена еще со времен Лужкова, абсолютная лояльность – условие работы. В принципе никаких «других властей» в городе и нет. Есть проблемы с координацией работы отдельных ветвей власти – Мосгордумы, например, и управ. Когда, к примеру, управы сами безосновательно меняют сроки исполнения решений МГД. Но это, в общем, частности. Есть некоторые кадровые проблемы на уровне управ, непонимание принципов работы в новых политических и экономических условиях. Но в целом машина городского управления работает.
Собянин держит российскую столицу под абсолютным контролем. Но есть определенные аппаратные проблемы, связанные с уходом Анастасии Раковой от контроля над публичной городской политикой. Новая команда пока не очень понимает, как все работает. Их действия непонятны старым политическим городским элитам.
При этом экспертное сообщество в целом относится к Сергею Семеновичу достаточно тепло. Однако есть вопросы, связанные с непониманием роли экспертов в новой конфигурации столичного УВП: кто и как будет работать с новым начальством? Насколько экспертиза будет «загружена» заказами? Опыт ряда экспертных структур, от которых отказалась Москва, сокращений на «Стрелке» — вызывает опасения.
Время от времени звучат идиотские прогнозы относительно будущего премьерства Собянина. Они конечно беспочвенны. Для Собянина пост главы города – предел его политической карьеры, он с поста мэра никуда не уйдет, кроме пенсии, конечно. Определенные ошибки мэрия совершает. Например, в вопросах давления на сообщество автолюбителей или в недостаточном публичном обеспечении ряда своих инициатив, таких как введение системы зон для проезда в городском транспорте. Но в целом эти ошибки выглядят таковыми только из перспективы той или иной группы населения или экспертной группы. В целом для Москвы существует проблема комплексного целеполагания. В принципе, в существенной степени и в городе уже реализован План Собянина по организации города, удобного для жизни. Тактическая глубина процессов на ближайшие 5 лет понятна: программы по благоустройству, объединение транспортной сети и ее развитие, вытеснение из города низкобюджетных групп и автомобилей. Но некоторой цели, какой-то мечты, у города нет.
Впрочем, отношение местного населения к руководству столичного города умеренно позитивное с тенденцией к постепенному улучшению. Людям, в общем, нравится Москва Собянина.
Август 29, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)
Трудно найти в стране политика, а тем более губернатора, который сидел бы на своем месте более прочно, чем Сергей Собянин. В электоральной ситуации любой политик чувствует стресс, но не Собянин. Команде мэра удалось украсть выборы, так что транзит 18 года Москва и ее руководство не заметят.
Кража выборов предполагает, что и сам фаворит не особенно светится. Для Собянина такая ситуация остаётся наиболее комфортной. Он не харизматик лужковского типа, ему для руководства городом не нужны публичные жесты. Отчасти поэтому Собянин не светился на фоне образцово проведенного Чемпионата мира. Я как раз был среди тех консультантов, которые не считали, что ЧМ – идеальный повод для триумфальной кампании Собянина, как и не полагал, что таковую необходимо вести.
Куда важнее для Собянина не контроль над голосами масс, и через него – бюрократии, как делал Лужков, а контроль над массами через бюрократию. Поэтому в системе ценностей мэра публичное мероприятие вроде Московского урбанистического форума важнее Чемпионата мира. Тренд политического сезона – демотивация оппонентов с мобилизацией лояльных. А последнее реализуется в традиционном режиме административной явки. И пусть в целом как таковая она не будет высокой, в случае пролонгирования Собяниным его полномочий главы города, это не важно. Ставки уровня референдума в городе нет. Обсуждать особенно нечего. И даже прошлогодняя тема реновации ушла в тень и не стала общегородской. Люди живут своей жизнью, и город их не отвлекает. За это москвичи в своей несерой массе градоначальнику благодарны.
Еще один фактор, позволивший Собянину украсть выборы, – наличие мощной федеральной повестки. Прежде всего, угрозы пенсионной реформы. Собянин, хоть и член руководства ЕР, которое будет вынуждено продавливать реформу через Думу, тем не менее абсолютно никак не ассоциируется с реформой в массовом сознании. И даже наоборот: есть некоторые данные социологи, которые позволяют увидеть, что часть москвичей считает, что Собянин скорее их защитник перед лицом федеральных новостей. То есть часть москвичей уверена, что московская система социальной защиты позволит им избежать проблем с повышением пенсионного возраста.
Июль 31, 2017| Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2017)
Динамика устойчивости мэра Москвы в конце весеннего сезона 2017 года определяется практически теми же факторами, которые влияли на его публичное и аппаратное позиционирование на протяжении всего текущего срока во главе города. В мае-июне эти факторы достигли своего экстремума, однако их негативный эффект к началу июля благодаря, прежде всего, аппаратной поддержке и федеральным усилиям удалось существенным образом свести на нет.
Публичное поле вокруг мэра Москвы Сергея Собянина в весенней части политического сезона 2017 определялось практически только одной темой – реновацией. Грядущие муниципальные выборы в городе, которые должны состояться в сентябре, ушли полностью в тень, благо, холодным летом с этим дефицита не наблюдается, несмотря на активность оппозиционных кандидатов, которые стараются эксплуатировать протестный longtail реновации. Протесты по реновации, достигнув пика в конце весны — начале лета, практически сошли на нет. Московский урбанистический форум, последовавший за принятием Госдумой закона о реновации, поставил точку в этом болезненном вопросе. Протестная весна показала как реальный потенциал критики мэра и его команды, так и уровень – реально высокий – федеральной поддержки действий Сергея Собянина. Собянин стал фигурой, для поддержки которой консолидировались даже конфликтующие группы из парламента и Администрации президента.
Тем не менее, несмотря на аппаратные и политические успехи, публичное позиционирование мэра, как и медийно-политическое сопровождение инициатив его команды, оставляет желать много лучшего. Заново возник интерес к команде Собянина, журналисты ищут компромат на его сотрудников. Статья в «Медузе» молодой «спецкорки» Т. Бекбулатовой об А. Раковой обозначила старт новой волны критики мэра и его команды и несколько подпортила в целом удачное завершение трудного политического периода для Собянина и его команды.