Халтурина Дарья Андреевна
Кандидат исторических наук, социолог, председатель правления Региональной общественной организации «Совет по общественному здоровью и проблемам демографии». Сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем и Российской антитабачной коалиции
Комментарии эксперта:
Ноябрь 23, 2015| Национальный Рейтинг Трезвости (№1)
У регионов есть полномочия, которые не зависят от центра – ограничение времени и регулирование других условий продажи алкогольной продукции. Но регионы, прежде всего, зависят от федерального центра. Они, по сути, заложники, и вынуждены бороться с последствиями, не касаясь причин возникновения проблемы. Регионы могут только расширять ночной запрет, сокращать количество точек продаж или увеличивать уставной капитал для продавцов, как это сделали Якутия и Московская область. Но тут есть риск расширения нелегальной торговли. Динамика у нас следующая: примерно с 2006 года был принят пакет антиалкогольных поправок, и произошло серьезное сокращение алкогольных проблем. Количество отравлений алкоголем сократилось примерно в 4 раза. Однако, в прошлом году эта тенденция была повернута вспять. Потому, что повышение акцизов на алкоголь оказалось ниже, чем внезапно выросшая инфляция. Но самое плохое произошло в начале этого года: были заморожены акцизы, т.е. понижены на уровень инфляции. Самое печальное — на водку. Кроме того, была снижена минимальная цена на водку благодаря лобби водочных компаний. Озвучивалась даже странная идея, что понижение акцизов на водку и доступность легального алкоголя улучшит ситуацию с отравлениями. Однако, все получилось наоборот. Произошел рост алкогольных отравлений. Фактически была перевернута многолетняя положительная динамика. Что могут сделать регионы? Лоббировать повышение акцизов? Но это стало еще сложнее. Регионы теперь зависят не только от федерального уровня, но и от межнационального. Ведь прямо сейчас идет обсуждение так называемой гармонизации ставок акциза. Россия имеет наиболее высокие ставки из всех стран ЕврАзЭС, но планируется снижение акцизов на водку, чтобы гармонизироваться, например, с Арменией, у которой таких проблем нет и подавно. В такой ситуации говорить отдельно о регионах странно, потому что мировая практика показывает, что пропаганда здорового образа жизни неэффективна. Работают ограничительные меры: повышение цен, запрет на продажу ночью, сокращение количества точек продаж.