Трубникова Елена Александровна

Председатель Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (Москва)

 

 

 

Комментарии эксперта:

11 января, 2022 | Национальный туристический рейтинг – 2021

– Весь 2021 год шел процесс уверенного восстановления рынка оздоровительного туризма после провального пандемийного года, несмотря на действующие правила эпидемиологической безопасности и новые региональные ограничения.

Восстановлению санаторно-курортной отрасли в основном способствовали отложенный спрос и закрытые зарубежные направления. Многие россияне впервые познакомились с отечественными курортами, расширив и скорректировав их традиционную целевую аудиторию. Практически все представители здравниц, входящих в нашу ассоциацию, отмечают то, что гость в среднем помолодел на 10–15 лет. Качество и состав аудитории также меняется, и сегодня оздоровительный отдых все чаще становится семейным. Кроме того, увеличилось количество поездок с целью восстановления организма после перенесенного коронавируса. Сегодня уже более 30% российских санаториев реализуют специальные постковидные программы.

Ключевую позитивную роль, безусловно, сыграла масштабная кампания Ростуризма, направленная на развитие внутренних направлений. Программа туристического кешбэка, по оценкам здравниц, однозначно продемонстрировала свою эффективность в стимуляции потребительского спроса.

Считаем, что на допандемийный уровень в большинстве своем санатории по результатам 2021 года выйти должны, а некоторые даже улучшат свои показатели относительно 2019 года. В среднем, по нашим оценкам, в 2021 году объем рынка санаторно-курортного лечения достигнет 90–95% от уровня 2019 года. Если говорить о традиционных курортных направлениях, то Крым, Черноморское побережье Краснодарского края, Кавказские Минеральные Воды отчитываются о 90–100%-ной загрузке здравниц в осенне-зимний сезон.

Тенденция осознанного отношения к собственному здоровью укрепилась на фоне пандемии, и на рынок оздоровительного туризма пришли молодые, экономически активные покупатели, формируя новые, типичные для молодого поколения, запросы в плане комфорта и сервиса.

К оздоровительной отрасли резко вырос интерес и у крупных частных инвесторов. Среди них Александр Клячин, владелец сети отелей Azimut Hotels, который в конце 2020 года приобрел сеть санаториев «РЖД-Здоровье», состоявшую из 19 санаториев, расположенных в различных российских регионах, в том числе Краснодарском и Ставропольском краях, в Поволжье, Московской и Калининградской областях, Зауралье. А в 2021 году Олег Дерипаска, с которым связывают «ГОСТ Отель Менеджмент», специализирующийся на управлении отелями и санаторно-курортными объектами, заявил, что планирует создать новый бренд – «Клуб здоровья и долголетия Rodina» – сеть курортов, которые будут заниматься оздоровлением организма.

Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья в 2021 году продолжила развивать свои ключевые проекты, направленные на содействие развитию экономики оздоровительной отрасли. Так, в шестой раз вышел ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности «Топ-100 российских здравниц», который составляется ассоциацией при поддержке Ростуризма. По итогам рейтинга традиционно состоялся форум «Инвестиции в развитие здоровой страны. Цифры. Факты. Возможности».

Декабрь 20, 2019 | Национальный туристический рейтинг-2019

В 2019 году по сравнению с предыдущим годом мы наблюдаем положительную динамику как в целом по туристической отрасли, так и в оздоровительном сегменте. В среднем мы отмечаем ее рост не менее чем на 7–8%. Постепенно российский рынок оздоровительного туризма начинает меняться, появляются интересные проекты, которые ориентируются на новые целевые группы. В связи с этим изменяется набор услуг и качество сервиса, что привлекает молодую активную аудиторию, которая ранее отдавала предпочтение зарубежным курортам.

Благодаря тому, что государство стало активно включаться в продвижение туристических брендов на территории всей страны, стали расти потоки внутреннего и въездного туризма. Национальные проекты, направленные на сохранение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни, также вносят свои коррективы в развитие медицинского и оздоровительного туризма в нашей стране. Поддержка предприятий, которые внедряют для сотрудников спортивно-оздоровительные программы, способствует развитию корпоративного сегмента в здравницах.

На наш взгляд, со стороны государства необходимо усилить меры поддержки предприятий в части развития корпоративного направления. Важно выделить отдельную подпрограмму с грантами и дополнительными стимулирующими мерами для предприятий и проектов, направленных на популяризацию спортивно-оздоровительных программ для работающих граждан. Это привлечет дополнительный туристический поток на наши курорты и в здравницы.

В этом году Дмитрий Медведев утвердил «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». В ней сделан акцент на создании качественного конкурентоспособного туристического продукта как для внутренних туристов, так и для иностранных гостей. Важно, что основные индикаторы в данной стратегии – это экономические показатели, по которым планируется увеличить вклад туристической отрасли в ВВП с 3 до 7%.

Из наиболее ярких проектов я бы хотела отметить создание в Башкортостане единственного в России геопарка под эгидой ЮНЕСКО. Инициатором этого проекта выступил санаторий «Янган-Тау», один из лидеров рейтинга «ТОП-100 российских здравниц». Сегодня наши коллеги ведут серьезную научную работу, разрабатывают новые туристические маршруты и рекреационные зоны на территории геопарка. Заявка на получение международного статуса была одобрена советом ЮНЕСКО в сентябре 2019 года, а окончательно утвердить данное решение должны в апреле 2020 года.

 

Декабрь 20, 2018 | Национальный туристический рейтинг-2018

Сейчас уже можно говорить о том, что сформировался уверенно растущий тренд на оздоровительный туризм. Быть успешным и здоровым – необходимо, и россияне стали встраивать в стратегию сохранения своего личного здоровья поездку на лечебный курорт.

Мы также видим положительную динамику на рынке инвестиционных проектов в сфере санаторно-курортного лечения. Отрадно, что присутствуют все фазы инвестиций: активно обсуждаются концепции новых санаториев и spa-отелей, многие уже перешли от проектирования к строительству.

Например, власти Ставропольского края заявляют о восьми новых санаторных объектах, которые строятся в регионе на средства частных инвесторов. В Краснодарском крае в хуторе Кубанском Белореченского района частный инвестор Александр Удодов построил бальнеолечебницу.

Частные инвестиции приходят в отрасль, когда там очевидно есть потенциал развития рынка. И суммы вложений в объекты оздоровительного туризма могли быть значительно больше при выполнении двух условий. Во-первых, необходимо сформировать конкретные налоговые преференции для инвестиций в санаторно-курортные объекты. Во-вторых, оздоровительные кластеры России, в том числе Кавказские минеральные воды, Адыгея, Краснодарский край, подмосковные санатории, должны продвигаться на российском рынке единым брендом также организовано и успешно, как продвигают свои курорты наши турецкие коллеги или страны Европейского союза.

По-прежнему остается не решенным вопрос с налогом на землю больших курортных парков, которые принадлежат санаториям. Ставка налога недопустимо взлетела по значительному количеству объектов, т. к. санатории находятся в популярных курортных регионах с высокой кадастровой стоимостью. Экономика санатория никак не выдерживает налога в 1,5%.

Среди успешных санаторно-курортных проектов я бы выделила санаторий «Источник» в Ессентуках, который был введен в эксплуатацию в позапрошлом году. Новый санаторий Rosa Springs в Красной Поляне, позиционирующий себя как бальнеологический отель, получил высокую оценку среди молодой аудитории и также успешно развивается.

Показатель EBITDA санатория может достигать 20%. Срок окупаемости проектов составляет 7-10 лет, большого комплекса – 15-20 лет. В умелых руках эти сроки еще меньше.