Семаго Владимир Владимирович

Российский политический деятель и бизнесмен, депутат Государственной Думы РФ (1993-1999; 2006-2007 гг.)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)

Вопреки всем крикам и вакханалии с недопущением на выборы ряда кандидатов, приходится констатировать: Сергей Собянин выиграл московские выборы, сформировал свою бригаду в Мосгордуме, за исключением малочисленных потерь из старого состава. КПРФ, конечно, получила несколько дополнительных мест. Но разве Мосгордума вообще оказывает какое-либо влияние на жизнь в Москве? Это декоративный орган, по сути, надстройка, которая иногда участвует в политических представлениях.

Понятны ошибки, которые были допущены во время предвыборной кампании в МГД – тупая топорная работа с выборами, хотя можно было бы все провести мягче, изящнее и без репрессий. В конце концов, общий язык был найден. Например, депутатом избран оппозиционер Митрохин: все довольны, все свободны. По моим сведениям, Митрохин достаточно давно и успешно сотрудничает с мэрией. Не в плане соглашательства (он свою нишу занял и пестует): он встроенный оппозиционер. Как встроенная КПРФ, встроенная Справедливая Россия… Поэтому оппозиция – не повод для беспокойства Сергея Семёновича. Он работает в органично созданной системе взаимоотношений, основанных на финансовом благополучии. Потому что Москва – это никоим образом не регион или город. Москва – это сгусток всего, центр всего богатого, способного регенерировать денежные средства; местность. Без какого-либо административного определения: место – куда стекаются деньги и люди, которые формируют новые деньги.

Политическая атмосфера в российской столице, настроения людей, — все это во многом зависит не от градоначальника, а от той социальной расслоённости, которая здесь существует. Официально в Москве проживают 12 миллионов человек, неофициально – порядка 20 млн. И можно с уверенностью сказать, что часть жителей столицы абсолютно не соотносят себя с этим городом – они приехали сюда как на Клондайк, в Калифорнию, — «помыть немного золота», а потом вернуться домой, или, в лучшем случае, перетащить сюда свою семью и попытаться начать жить долго и счастливо. Эти люди никогда не будут глубоко погружены в проблематику города, а, значит, для Собянина они не представляют никакого интереса.

Следующая категория не менее важная – служащие, правоохранители, судейские – то есть вся та машина, которая существует благодаря выстроенной подобной вертикали власти, в которой Собянин занимает вполне определённую позицию и от которого очень много зависит. Эти люди существуют благодаря этой системе, значит – благодаря Собянину. Они так же, как и вышеозначенный пласт, не будут участвовать ни в каком процессе критического рассмотрения того, что происходит вокруг с точки зрения – правильно это или неправильно.

Ещё одна столичная довольно большая социальная группа – люди, живущие на дотации от государства. И они понимают, что своим собственным трудом сейчас вряд ли что смогут сделать (это пенсионеры, инвалиды, все те, кто в силу каких-то причин не способен зарабатывать), они зависят от дотаций, которые власть им выделяет.

Далее – люди искусства, люди, которые получают некие финансовые вливания в Москве, а Москва делает много – снимает кино, ставит спектакли, создаёт всякого рода театрализованные действа, которые оплачиваются из бюджета города. Поэтому организаторы таких мероприятий тоже заинтересованы в благостной структуре взаимоотношений с властью.

И таких категорий ещё можно вспомнить много. Исключение составляет только студенчество, которое не во всех вузах зажато до последнего предела. То есть группа людей, к которой прислушался бы Сергей Семёнович, очень небольшая.

Вот эта общая успокоенность сыграла отрицательную роль: расслабились нижестоящие чиновники. Сам Собянин не стоит во главе каждого процесса и не дает соответствующие рекомендации. Это имитация управления. Он сам, в свою очередь, тоже встроенный объект и тоже не может ничего решать кардинально, так, как он бы хотел. Собянин существует в рамках возможных разделённых полномочий и в этих полномочиях он выстроил ту систему, которая даёт ему успешное существование и благополучие. Все это укладывается в выстроенную за последние 20 лет жёсткую, точную, хорошо работающую, при этом абсолютно порочную систему управления страной.

 

Сентябрь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2017)

Последний раз мне довелось участвовать в выборах мэра в 1999 году. Происходило это в Москве. До этого в 1988 году участвовал в выборах мэра города Нижний Новгород. Рассматриваю выборы как позитивную и полезную для общества процедуру. При условии полновесного освещения в СМИ и проведения дебатов и дискуссий между кандидатами. Считаю полнейшим анахронизмом и политической стагнацией организацию и проведения выборов мэров в нынешних политических условиях, там, где они есть. Мэр как общественная и политическая фигура будет полезным и необходимым лишь как составляющая часть общей системы муниципальной власти. Власть в городе должна принадлежать улице. Приближенность и актуальность решаемых муниципалами вопросов к реальной жизни горожан, делает её прозрачной и контролируемой. Когда граждане слышат о Керченском мосте, то их отношение к этому проекту весьма безразличное. Когда же речь заходит о том, что бы починить мост через речку, то каждый из жителей ощущает значимость этой проблемы: он по нему каждый день ходит. Когда пишут, что украли миллиарды из казны, это мало кого задевает. Когда человек узнает, что улицу не ремонтируют, потому что пропали деньги, он легко политически возбуждается и стремится найти и деньги и виновного. Мэр города – политическая и хозяйственная фигура, в компетенции которой находятся вопросы общегородского масштаба. Городской орган представительной власти находится в положении контролирующего органа, способного донести до граждан результаты своего контроля через муниципальные советы. Формирование городского представительного органа, его функции, права и обязанности должны рассматриваться в жёсткой связке с деятельностью мэра. Только в условиях сбалансированного функционально связанного существования мэра и городской представительной власти может возникнуть эффективная модель управления городом.