Поляков Сергей Валентинович

Политолог, руководитель «Центра электоральных практик»

 

 

 

Комментарии эксперта:

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

Главной темой политической повестки апреля-мая, безусловно, был коронавирус и всё, что с ним связано. Москва оказалась  регионом, где эта зараза распространилась наиболее широко. Мэр Москвы, кроме того, возглавивший рабочую группу по противодействию коронавирусу при Госсовете, оказался не только формально, но и фактически на передовой борьбы с новой угрозой. Поэтому и внимание к деятельности Сергея Собянина на этом поприще было особенно пристальным.

Если в целом подводить итоги этой борьбы «Собянин vs covid19», то мэр понес очень серьёзные репутационные потери как в глазах федерального центра, так и в глазах москвичей.

В первую очередь негативно воспринималась непоследовательность действий. Многие московские обыватели так и не смогли уловить логику в действиях московских властей. С самого начала было понятно, что основной удар придётся на Москву как на крупный туристический, перевалочный, логистический хаб, куда обязательно привезут заразу. Но не было принято никаких мер для организации именно карантина, то есть изоляции тех людей, которые были потенциальными носителями вируса. При этом введён тотальный запрет на передвижение москвичей, а в это же время массово продолжались работы по так называемому благоустройству (перекладке плитки и бордюров), были проведены аукционы по закупке бордюров на колоссальные суммы в миллиарды рублей. Естественно, эти факты ни у федерального центра, ни у избирателей понимания не вызывали. Аукционы были отменены, по слухам, после недоумения, высказанного президентом. Необдуманное введение пропусков привело к массовым столпотворениям на входе в подземку и массовым заторам на въезде и выезде из Москвы. По всей видимости, в конце апреля – начале мая всплеск заболеваемости был связан, в том числе, и с этими просчётами властей.

Надо сказать, что, несмотря на все драконовские, но при этом хаотичные меры, затормозить распространение коронавируса в Москве не получилось. Статистика зафиксировала в апреле-мае резкий рост заболеваемости. При этом существуют сомнения в достоверности предоставляемой статистики: количество сообщений о заболеваниях резко увеличилось.

Оказалось, что «оптимизированная» медицина Москвы была совершенно не готова к такому вызову. В истории с «оптимизацией» здравоохранения Москва была в числе регионов, наиболее рьяно проводящих политику сокращения больничных коек и медицинского персонала: было закрыто рекордное количество больниц, и даже после Нового года, когда уже появились сообщения об эпидемии в других странах, больницы в Москве продолжали закрывать. При этом Сергей Семёнович представлял это как достижение, хотя и подвергался критике на отчёте перед депутатами Мосгордумы. В итоге сейчас в авральном порядке строятся «чумные бараки», под медицинские цели перепрофилируются выставочные и торговые центры. Но здания-то можно найти и построить, а где взять врачей? Углубившись в запретительные меры, каких-то мер реальных, которые могли бы способствовать нераспространению вируса, своевременной организации эффективного карантина прибывавших в Москву людей, организации нормальной медпомощи, материальной поддержки москвичей, лишившихся средств к существованию, мэрией предпринято не было. И, пожалуй, только с точки зрения штрафов Москва работает чётко. Штрафы – за передвижение на автотранспорте без пропуска, за отсутствие масок или перчаток, за не отправленное в ночи сэлфи, штрафы, штрафы штрафы… 

Последствия для Собянина всей кризисной ситуации этой весны будут достаточно неприятными и долгосрочными. Стена между московской властью и москвичами заметно увеличилась, хотя столичные жители в целом с пониманием и терпением относятся ко многому, происходящему в Москве. Но теперь, судя по реакциям из Кремля, есть недовольство Собяниным и на самом высоком федеральном уровне.

После того, как в 2019 году была избрана не совсем лояльная мэру Мосгордума, сегодня неудобные вопросы всё чаще задаются и с её трибуны, формализуются на районных советах депутатов, которые просто так игнорировать нельзя. Активизировалась не только системная оппозиция – «Яблоко» и КПРФ, но и несистемная оппозиция берёт на вооружение критику в адрес столичного мэра, что находит отражение в сердцах москвичей. Горожане лично наблюдают происходящие безобразия и солидаризируются с критиками Сергея Собянина.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Губернаторские праймериз проходили в ситуации, когда исполняющие обязанности – кандидаты были уже назначены на свои посты президентом. Это определило как закрытую модель проведения предварительного голосования, так и достаточно спокойный характер самой кампании. В ходе праймериз, в первую очередь, решались не политические, а технологические задачи: формирование программы кандидата, мобилизация новых групп сторонников, коррекция образа кандидата и другие.  Для кандидатов–варягов праймериз стали хорошей возможностью лучше познакомиться с регионом и выстроить отношения с региональной элитой.  Пожалуй, только в Севастополе  вокруг губернаторских праймериз возникла напряжённая атмосфера, не прибавившая плюсов Дмитрию Овсянникову. Иная ситуация складывалась на предварительном голосовании по отбору кандидатов в законодательные собрания субъектов и в органы местного самоуправления.  В ряде регионов  острая борьба за  «номинацию» на предстоящих выборах сопровождалась резким обострением внутриэлитных конфликтов. Наиболее острая ситуация сложилась в Краснодарском крае, праймериз накануне выборов депутатов законодательного собрания  носили скандальный характер и серьёзно ослабили позиции Вениамина Кондратьева.

Непростая ситуация на предварительном голосовании  складывалась в Приморском крае, Тверской и Ярославской областях.  И если Миклушевскому удалось выйти из сложной ситуации с минимальными потерями, то позиции Рудени и Миронова заметно ослабли. Напротив, те главы регионов, где праймериз прошли не только без скандалов, но и помогли стабилизировать внутриэлитную ситуацию, заметно укрепили свои позиции. Это, в первую очередь, губернатор Алтайского края Александр Карлин и губернатор Омской области Виктор Назаров.

Следует учитывать, что менее чем через год состоятся выборы президента и этим объясняется повышенное внимание к прозрачности и открытости электоральных процедур, в том числе внутрипартийных, как со стороны федерального центра, так и со стороны избирателей. Плюсы и минусы, заработанные главами регионов в ходе проведения предварительного голосования, будут оказывать существенное влияние на их позиции на протяжении длительного времени.