Носович Александр Александрович

Политолог, обозреватель аналитического портала RuBaltic.ru, сопредседатель международного дискуссионного клуба «Калининградский блог-пост»

 

 

Комментарии эксперта:

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

Монотемой последних 2-3 месяцев в Калининградском регионе, как и во многих других российских уголках, была коронавирусная повестка. Борьба с инфекционной напастью затмила все другие дела и выступления, которыми мог бы проявить себя губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Но и население другие темы в принципе не интересовали: вся жизнь в регионе зависела от усилий, которые здесь предпринимались для нераспространения эпидемии. А внимание местного общества в основном было приковано к деятельности федерального правительства и президента РФ.

Пожалуй, можно вспомнить лишь реакцию Антона Алиханова на «разжигающие» милитаристские заявления советника президента США по национальной безопасности и обороне о том, что «Калининградская область – это кинжал в сердце Европы», которым был обоснован выход из договора по «открытому небу». Алиханов в едкой манере предложил генералу «посетить Калининградскую область по электронной визе».

Сегодня Калининградская область, по большому счёту, подводит первые итоги противостояния Covid-19, потому что период начала пандемии у нас совпал с тем же периодом в Москве по вполне объективным причинам: Калининград – туристический хаб, популярный для посещения регион, со всех сторон окруженный Евросоюзом. Поэтому здесь после мартовских праздников приняли первых «гостей» из эпицентра пандемии.

Но сегодня мы, так же, как и Москва, уже выходим из режима ограничений.  

Основная часть предприятий уже открыта. На очереди – кинотеатры и рестораны. По большому счёту, первая волна эпидемии уходит. 

Если оценивать результаты менеджмента в этой волне, особой инициативы власть не проявляла, а активничала только в рамках, отведённых федеральным центром. После того, как в Москве решили дать субъектам Федерации больше самостоятельности и право исходить из региональной эпидемиологической ситуации, команда Алиханова начала действовать решительно.

31 марта, когда страну закрыли на «длинные выходные», это произошло и в Калининградской области. Дальнейшие шаги предпринимались также с оглядкой на Москву и в страхе перед неодобрением центра.

В целом местное правительство справилось с вызовом времени. Здесь не наблюдалось галопирующего прироста числа заражённых, не было ситуаций, когда не хватало медицинской помощи заболевшим, и в точно спрогнозированные сроки процент прироста инфицированных стал снижаться.

Конечно, были и ошибки: самая крупная – анонсирование губернатором в конце апреля отмены режима всеобщей изоляции. А затем, буквально за несколько часов до того, как это распоряжение начало выполняться, – его отмена и продление самоизоляции на все майские праздники.

Майские праздники и масочный режим – очевидная сфера принятия решений федерального центра. Не дожидаясь решения из Кремля, пообещав отмену самоизоляции и свободу передвижения по региону, Алиханов совершил грубую ошибку. Простят ли его? Ведь этот своего рода «демарш», разумеется, заметят в Кремле, где управление внутренней политики АП мониторит ситуацию режима «повышенной готовности» в регионах. И этот мониторинг стоит рассматривать и в разрезе карьерных перспектив глав субъектов. 

Думаю, серьёзных выводов всё-таки не будет: ситуация, которую мы все пережили, была чрезвычайной, а ошибки допускали все, в том числе и федеральные органы власти.

Подводя итоги прошедших месяцев ограничений, я могу предположить, что это время стало периодом весьма сильного давления на губернатора со стороны как населения области, так и региональных элит.  Далеко не все были довольны сдерживающими мерами, хотя и очевидными в мировом масштабе. Но поскольку решения принимал и отвечает за них глава региона, то достаточно многочисленная фронда местных ковид-диссидентов использовала их как повод для очередной критики губернатора.

Безусловно, губернатор ответственен в глазах населения и за экономическую ситуацию после пандемии, а у нас она будет очень тяжёлой, потому что коронакризис ударил по приоритетным, согласно Концепции развития области, отраслям: сфере обслуживания, туризму и областям, с ними связанным. Период испытаний и спада для них ещё продолжается.

На мой взгляд, нельзя утверждать, что Алиханов проверки этой кризисной ситуацией не выдержал. В общем и целом он держится, хотя приходится нелегко. А конечные выводы пока делать рано: будем их «считать по осени». 

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

Позиции губернатора Калининградской области Антона Алиханова заметно укрепились за это лето. Безусловно, ключевым фактором для Алиханова стало проведение мундиаля, успешное выполнение всех требований по безопасности и общей организации Чемпионата. С этой задачей Калининградская область справилась, что, разумеется, Москва записала в актив Алиханову.

Не менее заметное для региона событие этого лета — выборы в областную Думу. Предвыборная конкуренция создает опасность публичного конфликта региональных групп, региональных элит. И в этом отношении становится особо важна фигура Алиханова как человека, координирующего эти вопросы с позиции губернатора. Судя по тому, что на поверхность не пробились конфликты вокруг места в Госдуме от Калининграда, и с этой задачей Алиханов тоже справляется.

Больным вопросом в бытность Алиханова врио губернатора, а затем губернатором в начале срока, было взаимодействие с региональными элитами. Антон Андреевич, как известно, не местный и очень молод, что многими представителями калининградского политического сообщества воспринималось как минус и приводило к пренебрежительному отношению к губернатору. Важной задачей Алиханова было утвердить себя в региональном истеблишменте. И, судя по тому, что за уже более, чем два года на своем посту он сумел успешно реализовать намеченные декларированные программы, противодействие местных элит ему удалось преодолеть.

То же касается и небольшой части СМИ, которые долгое время критически воспринимали Алиханова – не из личных побуждений, а по инерции, местные оппозиционеры всегда всех критикуют. Они в том числе раздули историю с «кочаном» (подвозили кочаны капусты к зданию правительства) и инициировали всевозможные мелкие придирки в отношении губернатора вплоть до обсуждения его куртки. Сегодня заметно снижен градус критики, а основная масса местных медиа губернатора поддерживает.

Смена мэра Калининграда, произошедшая сравнительно недавно, также положительно сказывается на образе местной власти в целом. За те полгода, что Алексей Силанов (сменил Александра Ярошука) возглавляет калининградскую мэрию, никаких трений между ним и Алихановым я не заметил, в то время, как между Ярошуком и предыдущим губернатором Николаем Цукановым противоречия были очень заметны.

В целом, по моей оценке, отношение людей к Алиханову нейтрально-положительное, резкого негатива к губернатору (как это было, например, в определенных группах по отношению к Георгию Боосу и некоторым другим главам области) сегодня ни в одной из серьезных групп влияния региона нет. Это мое субъективное мнение, но социологические опросы его подтверждают.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Эффективность деятельности врио губернатора Калининградской области Антона Алиханова оцениваю на твёрдую четвёрку по пятибалльной шкале. Не могу поставить высшей оценки по двум причинам.

Во-первых, Калининградская область не готова в полной мере к проведению Чемпионата мира по футболу. Фактически сегодня — это главная цель, которая стоит перед врио, основная задача, поставленная перед ним федеральным центром.

Во-вторых, не до конца выстроена коммуникация между главой региона и региональными элитами. Существует противодействие главе региона со стороны местных элитных групп. Антон Алиханов не местный, как и в своё время, Георгий Боос – он приезжий в Калининградской области. При этом, в отличие от Бооса, Алиханов не является политиком федерального масштаба, у него нет такого влияния и таких связей в Москве, какие были у Бооса во время его назначения губернатором Калининградской области в 2005 году.

 Поэтому местные политики не боятся Антона Андреевича так, как боялись 10 лет назад Георгия Валентиновича. Они позволяют в отношении временно исполняющего губернатора дерзости, а периодически даже саботаж его действий. Приведу недавний реальный случай. В моём родном городе Черняховске – это в 90 км от Калининграда, врио губернатора приезжал инспектировать ремонт железнодорожного вокзала и пригласил на встречу главу городского совета. Тот на встречу не явился: опоздал на 5 минут, а губернатор уже уехал. Это такое открытое проявление неуважения, которое, конечно, не осталось незамеченным. Очень характерный пример того, как региональные элиты позволяют себе коммуницировать с Алихановым. Конечно, это не общепринятая практика, но всё же приведённый случай – примечательный прецедент.

Тем не менее на самой предвыборной кампании и результатах выборов, думаю, эта ситуация никак не скажется.  Противодействие региональных элит главе региона носит характер фронды, а выборность, избрание губернатора – это вопрос, который решают не региональные элиты, а федеральный центр. У Антона Алиханова хорошие отношения с федеральным центром, хорошие связи в Москве, поэтому его избранию в губернаторы Калининградской области ничего не угрожает.

Думаю, что проблемы, скорее, начнутся у региональных элит. Как только избрание состоится, действия отдельных их представителей получат ответ. В отношении Алиханова они ведут себя очень недальновидно. Характерный пример такого поведения – мэр Калининграда Александр Ярощук.

Впрочем, ситуация противостояния областного центра и региональной власти не сводится к личности Антона Алиханова и личным взаимоотношением его и мэра. Противостояние города и области продолжается с середины 90-х годов. Это типичная ситуация для многих российских областей, в том числе для Калининградской области. Она была менее заметна, когда губернатором был назначен Георгий Боос – политик федерального калибра с очень серьёзными возможностями: когда он приехал в Калининград, против него боялись открыто выступать. Но уже после избрания губернатором Николая Цуканова ситуация напоминала сегодняшнюю — скрытого подспудного потаённого, как угодно, противостояния губернатора Калининградской области с мэром Калининграда. Она очень типична и ничего нового там нет.

При этом отношение жителей Калининградской области к врио преимущественно положительное. Антон Алиханов имеет высокий рейтинг у населения. В ситуации открытого конфликта губернатора с региональными элитами большинство населения, на мой взгляд, будет на стороне главы региона.