Мошаров Станислав Иванович
Президент Союза российских городов, председатель Челябинской городской Думы, глава города Челябинска (2010-2015 гг.)
Комментарии эксперта:
Декабрь 01, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Ноябрь, 2015)
Современный муниципалитет – это часть одного большого целого. И главам городов, планируя и выстраивая работу на этом посту, необходимо понимать не только свою ответственность перед жителями города. Важно осознавать, что грамотное межмуниципальное сотрудничество, взаимодействие с федеральными структурами, работа в различных союзах и ассоциациях помогает направлять усилия всех муниципальных образований в едином направлении, действовать сообща на укрепление института государственности. Современные тенденции развития страны направлены именно на это – на создание сильной системы управления, эффективной вертикали власти.
Сегодня я вижу, что в Союз российских городов пополняется руководителями органов местного самоуправления нового формата, поскольку само время предъявляет к главам муниципалитетов особые требования. Прежде всего – это понимание происходящих в государстве перемен. А также грамотность – и управленческая, и юридическая, и политическая – чтобы перемены эти происходили максимально эффективно и без сбоев для городского хозяйства. Перед руководителями муниципальной власти на местах стоит непростая задача. С одной стороны, ежедневное качественное обеспечение жизнедеятельности города. С другой – вклад в разработку и реализацию стратегических, более масштабных проектов. И по работе Союза российских городов я вижу, что в нашем объединении преобладают именно такие руководители.
Тенденции развития муниципалитетов России в этом году связаны прежде всего с внедрением масштабной реформы местного самоуправления в стране. В некоторых городах, в результате реформирования, принципиально изменилась система власти, подход к осуществлению своих полномочий. Ставка была сделана на построение принципиально новой модели местного самоуправления в Российской Федерации с целью повышения эффективности управления на местах. Наказ Президента РФ Владимира Путина о том, что власть должна быть ближе к народу, обрела свое практическое воплощение.
Как известно местное самоуправление — это, с одной стороны, нижний уровень власти, а с другой – ближайшая власть к населению, формирующая структуру гражданского общества на местном уровне, вовлекающая широкие слои населения в процесс самоуправления. Челябинск – первый город в России, где реформа местного управления была внедрена. И, надо сказать, первые результаты этих перемен, мы уже ощущаем. Конечно, такие серьезные перемены, как реформа в органах власти, не может проходить без определенных трудностей – кое-где муниципалитетам не хватает полномочий, требуют соответствующих корректив и поправок федеральное законодательство. В этом контексте Союз Российских городов стал той организацией, которая смогла обобщить полученный опыт внедрения реформы в муниципалитетах, сформулировать единые предложения, пожелания, рекомендации для ее дальнейшего беспрепятственного внедрения и представить их в Федеральные органы власти.
Еще одно не менее важное направление работы Союза – это реализация пилотных проектов агломерации, к которым приступило Правительство РФ. В центре внимания оказались вопросы территориальной организации местного самоуправления, проблемы управления крупными городами в целом и городскими агломерациями в частности. И это понятно, ведь именно крупные города являются сегодня центрами экономического роста, а их развитие — важное условие обеспечения конкурентоспособности всей страны. Понимая, что жизнь подвигает нас к новым формам работы не только на уровне муниципалитетов, но и на межмуниципальном уровне, Союзом Российских городов была создана рабочая группа по разработке моделей управления городскими агломерациями и механизмов межмуниципального взаимодействия. Для этого было проведено обобщение и осмысление накопленного российского и зарубежного опыта агломеративного строительства, выявление основных препятствий на пути этого процесса. Была создана Межведомственная рабочая группа по развитию агломераций Минрегиона России, а позже Минэкономразвития, эксперты Союза активно включились в ее работу.
По инициативе нескольких регионов, реализующих пилотные проекты по развитию агломераций, Мы в Союзе российских городов понимаем, что целенаправленное развитие агломераций давно стало общемировым трендом. Россия даже с некоторым опозданием присоединяется к нему. А основная задача власти в этом контексте — помогать формировать инфраструктуру роста там, где есть объективные предпосылки для формирования агломераций. В данном случае я говорю уже не только как Президент Союза российских городов, а как инициатор одного из пилотных проектов – проекта развития Челябинской агломерации. Нам представляется, что формирование агломераций – это новый перспективный этап в развитии местного самоуправления.