Моргулес Дмитрий Юрьевич

Журналист, публицист, руководитель челябинского бюро информагентства «Европейско-азиатские новости»

 

 

Комментарии эксперта:

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Сейчас власти в любом регионе страны находятся в тяжелейшем поиске баланса между строгостью противоэпидемических мероприятий и функционированием экономики (увы, чем строже меры, тем сильнее страдает экономика, и без того находящаяся в не лучшем состоянии). К тому же федеральная власть во главе с президентом, по факту, сбросили ответственность с себя на глав регионов, не оставив никаких ЦУ и не выделяя особых денег, но на всякий случай пригрозив губернаторам уголовной ответственностью, «если что». Такой вот заплыв между Сциллой, Харибдой и Посадкой.

На мой личный взгляд, до последних дней, когда количество заражённых выросло в три с лишним раза, властям Челябинской области, её губернатору Алексею Текслеру удавалось этот баланс найти, пусть и во многом интуитивно. При этом очевидно, что главе региона явно не хочется ужесточать меры до предела. В то же время ряд очевидных мероприятий (прежде всего, поголовный карантин всех прибывающих в Челябинскую область авиа- и железнодорожным транспортом) надо было вводить раньше и смелее.

Что же до экономики, то власти региона выдали «на гора» три блока мер поддержки бизнеса, причём, по сути, использовали почти весь набор полномочий, которые есть у властей субъекта федерации и муниципалитетов. Почти не считаясь с прямыми и потенциальными потерями регионального и местного бюджетов, которые, по большому счёту, ещё не подсчитаны детально. Но беда в том, что самих полномочий у властей субъектов Федерации очень немного. Для того, чтобы на местах реально влияли на ситуацию, надо менять всю бюджетную систему страны и межбюджетные отношения между регионами и центром. Но на это «федералы» не пойдут никогда, даже если вся страна останется без работы.

 

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Наталья Котова, полгода исполнявшая полномочия главы Челябинска, лишь 19 ноября решением депутатов городской думы стала «полноценным» мэром города-миллионника, столицы Южного Урала. Поэтому и её нынешние оценки — это, скорее, общий взгляд на неё с позиций её предыдущего опыта, а также аванс, прогноз на ближайшее будущее.

Наталья Котова была не единственным, а изначально — даже не основным кандидатом на пост градоначальника. Но именно Котова в итоге смогла убедить губернатора Челябинской области Алексея Текслера (который, на самом деле, и принимал решение о том, кто станет мэром областного центра) в том, что именно она достаточно владеет темой и ситуацией и способна справиться с городским хозяйством. Ну, хотя бы не «накосячит» так, как это делали её предшественники.

На самом деле у Натальи Котовой две сильных и две слабых стороны. И они одинаковы. Во-первых, Наталья Петровна — женщина. Во-вторых, она работала в мэрии Челябинска, в том числе, первым заместителем главы города, последние 14 лет — при Юревиче, Давыдове, Тефтелеве и Елистратове. И знает все «грязные места» и коррупционные лакуны в городском хозяйстве. Не может не знать. За 14-то лет… С одной стороны, это может ей помочь в «зачистке» всех этих «авгиевых конюшен». С другой стороны, Котова — опытнейшая аппаратчица и «византийка» похлеще многих: последние месяцы она не просто увольняла кого-то из проштрафившихся подчиненных, но и аккуратно ставила на его место своего человека. И большая часть ключевых должностей в мэрии — это уже люди именно Котовой. Прежде всего, в социальной сфере. Где, как известно, самые большие расходы бюджета… Впрочем, то, как себя проявит новый градоначальник, покажет время…

 

Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)

Надо четко понимать, что на момент отставки предыдущего главы региона Бориса Дубровского, ситуацию в Челябинской области трудно было характеризовать иначе, чем «болото». Все более или менее «живые» экономические «темы» были распределены строго между несколькими основными «кланами» — «магнитогорскими», пришедшими к руководству области вместе с Дубровским, и тем, кому удалось договориться с ними. Все это перемножалось на ужасающее качество госуправления и качество управления муниципалитетами, серьезную коррупцию (свидетельство этому многочисленные уголовные дела коррупционной направленности).

Собственно, отставка Дубровского, причем отставка досрочная — следствие того, что состояние дел в области было, мягко говоря, запущено.

Соответственно, перед назначенным в марте и.о. губернатора Алексеем Текслером стояло (и во многом — до сих пор стоят, несмотря на выигранные выборы) сразу несколько очень разноплановых задач, которые, к тому же предстояло решать одновременно.

Во-первых, ему предстояло для начала разобраться в реальных политических и экономических раскладах во вверенном ему регионе.

Во-вторых, — была необходимость принимать весьма срочные кадровые решения по замене части ключевых персон во власти. Причем в условиях цейтнота и отсутствия подготовленной «скамейки запасных».

В-третьих, — налаживать качество госуправления, провести его аудит, одновременно латая наиболее серьезные «пробоины» в инфраструктуре.

В-четвертых, — получить качественную обратную связь с населением. Дать людям надежду на позитивные изменения.

В-пятых, — выиграть выборы губернатора и одновременно провести качественную избирательную кампанию по выборам Челябинской городской думы.

В-шестых, — наладить качественный поток федеральных ресурсов на программы развития региона в целом и муниципалитетов области.

Отчасти эти, первоначальные задачи, Алексей Текслер решил.

Выборы губернатора выиграл.

Вменяемую (хоть и немного «ватную») городскую думу Челябинска сформировал.

Обратную связь с населением с помощью частых поездок по территориям и соцсетей (прежде всего — Инстаграмм, в котором набралось более 120 тысяч подписчиков), получил.

Верхний руководящий эшелон областной власти (частично) и несколько глав в крупнейших городах (Челябинск, Златоуст, Копейск) поменял.

Ряд федеральных программ с приличным финансированием в регион привлек.

Ряд откровенно коррупционных схем, с которых «питались», выжирая ресурсы у Челябинска и у области, несколько кланов, пресек.

Однако, на самом деле, работа по приведению Челябинской области в порядок у Алексея Текслера только начинается.

Да, значительная часть областной верхушки сменилась, но во власти и при власти осталось еще немало весьма «токсичных» персон. Кроме того, нуждается в обновлении «второй эшелон» власти. При этом есть риск заполнения вакансий выходцами из знакомых Текслеру Красноярска, Норильска, Мурманска, Минэнерго, «Норильского никеля». Это, по сути, уравняет Текслера в глазах обывателя с тем же Дубровским и его «магнитогорцами».

Да, был задан определенный заряд позитива населению и бизнесу, однако он быстро заканчивается, а реальных позитивных перемен, заметных «простому жителю» или бизнесу, да еще и «невооруженным глазом», почти нет.

Нужно налаживать элементарное управление в целом ряде депрессивных и «сложных» территорий (Верхний Уфалей, Копейск, Златоуст, Миасс, Коркино, Карталы и т. д.), причем в условиях жесткого кадрового дефицита на местах и органического неприятия «варягов» местными, в том числе местечковыми «элитами».

В ближайшие два года область ждут масштабные избирательные кампании — выборы в заксобрание, в местные собрания депутатов и глав ряда муниципалитетов (2020-й) и в Государственную Думу (2021-й).

От того, как со всем этим справится в ближайшие год-два (быстрее не получится) Алексей Текслер и его команда, зависит и состояние дел в регионе, и личные перспективы челябинского губернатора на более отдаленную перспективу.