Дорханов Илья Андреевич

Политолог, магистрант, сотрудник научно-исследовательского проекта СЗИУ РАНХиГС «Повышение эффективности взаимодействия власти и общества на местном уровне»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Транспорт – кровеносная система современного мегаполиса. Любые изменения в этой сфере сразу же отражаются на качестве жизни людей, а значит, и на рейтингах политиков. Перед губернаторскими выборами Александр Беглов активно использовал в агитации тему развития транспорта в Санкт-Петербурге. Однако первые решения нового градоначальника в этой сфере едва ли можно назвать успешными.

В начале октября губернатор Санкт-Петербурга, наконец, открыл три многострадальные станции Фрунзенского радиуса – «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары». До этого сроки их запуска неоднократно переносились — как при Георгии Полтавченко, так и при Александре Беглове. Последние переносы были связаны с недоделками на станции и обосновывались требованиями безопасности. Скандалом обернулось сентябрьское «открытие» радиуса, когда собравшихся у новых станций горожан в итоге так и не пустили в метро, устроив лишь пробную поездку для Александра Беглова и журналистов. Однако даже после официального открытия на «Дунайской» со стен и потолка течёт вода, как это было ранее на «Беговой». Учитывая, сколько внимания приковано в городе к строительству метро, любые провалы на этом направлении (особенно после неоднократных обещаний всё наладить) весьма токсичны для рейтинга Александра Беглова.

Перед выборами одним из самых широко распиаренных жестов тогда ещё врио губернатора стал льготный проезд на городском и пригородном транспорте для некоторых категорий граждан. После выборов правительство города объявило о резком повышении тарифов в 2020 году: на наземный транспорт — до 55 руб., на метро — до 60 руб. Руководство города подчеркивает, что речь идет о стоимости разового билета, а цена на проездные останется неизменной. Однако столь резкий скачок цен всё равно вызвал нервную реакцию у многих горожан: из-за президентских и губернаторских выборов тарифы не повышались с 2017 года. Окончательное решение по данному вопросу пока не принято; произойдёт рост цен с января или с июля грядущего года — также неясно. Это создаёт отложенные риски, поскольку, как показывает опыт прошлых лет, повышение цен приводит к огромным очередям в кассах метро.

Ещё одна «транспортная» тема последних двух месяцев — обещанное Смольным упразднение маршрутных такси. Реформа предусматривает, в частности, замену 68 коммерческих маршрутов социальными и отмену ещё 237 как «дублирующих». На линии вместо микроавтобусов должны будут выйти единообразные автобусы большой вместимости. Однако пока в городском правительстве не уверены даже по поводу требований к возрасту закупаемых машин — звучат цифры от двух до семи лет. Нет ясности и по поводу того, насколько новые маршруты будут соответствовать старым, как они повлияют на транспортную связность города. Непродуманность реформы, нехватка финансирования и негативная реакция Федеральной антимонопольной службы ставят губернатора Петербурга в неудачное положение: он публично поддержал непопулярную меру, но не может пока назвать даже её точные параметры. Реформа предстаёт перед горожанами не только непопулярной, но и «сырой».

Пока транспортная политика нового губернатора выглядит довольно хаотично, а частично и вовсе выстраивается не им, а федеральной властью (как та же отмена маршруток) или логикой решений его предшественника. Однако репутационные издержки от неудачных решений неизбежно будет нести Александр Беглов. Косметическими улучшениями ситуацию переломить не удастся. Губернатору нужны реальные достижения в транспортной сфере, чтобы она перестала регулярно подпитывать негативную повестку дня.