Васильев Александр Анатольевич
Политолог, исполнительный директор Союза городов Центра и Северо-Запада России”, автор книги “Мэры городов. Всерьез и в шутку”
Комментарии эксперта:
27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)
Наблюдая за ежемесячным определением рейтингов руководителей городов, у меня возникает ассоциация с некоторыми не очень понятными процессами из макроэкономики. Например, нормальный человек, по-моему, никогда не поймет, как это та или иная компания вдруг за день упала в цене на несколько миллиардов! Те же площади, здания, оборудование, квалификация персонала – и куда эти миллиарды делись?
Так же с рейтингом мэров. Результаты работы (а оценивать надо именно это) зависят всего лишь от двух факторов. В каких условиях (в какие времена) довелось руководить городом, и каков ты сам управленец. И всё! А это за месяц не меняется.
В оценке людей, безусловно, есть поводы для резкого повышения или падения рейтинга. Ввёл в эксплуатацию пару долгожданных и важных социальных объектов – рейтинг вверх. Ляпнул на публике что-то не то – рейтинг вниз. Но, согласитесь, это не оценка результатов работы.
Мне интереснее наблюдать, как меняются руководители городов на более длительном отрезке времени.
В советские времена хоть и не было местного самоуправления, но руководители городов были. Это первый секретарь горкома и председатель исполкома. Полномочий у них было предостаточно. По уровню влияния они стояли запредельно выше в сравнении с современными руководителями. Шутка ли – в их руках выделение бесплатного жилья, предоставление мест в детских садах, пионерлагерях и т. д. Вспомните ещё, что это годы дефицита почти на всё, а в их руках – торговля! На заседании исполкома был и прокурор, и руководители банков, и директора градообразующих предприятий, и именно председатель исполкома ставил перед ними задачи. Каково? Нынешним про прокурора, думаю, особенно понравится.
Но самостоятельности, как у топ-менеджеров, у них не было. Всё доводилось сверху. Да и экономики, по сути, не было. Главные личные профессиональные качества – умение выбивать.
В девяностые годы по итогам первых альтернативных выборов руководить городами стали председатели горсоветов и председатели исполкомов. В дополнение к почти тем же ресурсам у них появилась еще и независимость от вышестоящих органов власти. Реально, почти полная! Ненадолго. А ещё у них добавилась такая интересная функция, как проведение приватизации.
Личные качества этих людей сильно разнились. Здесь и ученые и директора, и врачи, и инженеры… Далеко не все из них закрепились в сфере управления. Но и сегодня есть действующие министры, губернаторы и олигархи из этой среды.
Следующее десятилетие – примерно с 1993-го (роспуск представительных органов власти) до 2003 (принятие ФЗ-131 о местном самоуправлении). Руководители городов по отношению к объекту управления напоминают бизнесменов. Каждый день – доходы, расходы, изыскание резервов. Почти всё самостоятельно. А самое главное – надо выиграть реальные выборы. Как следствие – требуемые качества: нравиться населению, уметь договариваться с бизнесом, не всегда легальным. Поддерживать нормальные отношения с региональным руководством. Создавать, работать с командой, опираться на профессионалов. Мало кто из действующих сегодня мэров смог бы реализоваться в те годы.
Ну и наконец современный период. Муниципального имущества и муниципальных объектов осталось с гулькин нос. Очень многие полномочия изъяты на государственный уровень (здравоохранение, социальная защита, образование частично, распоряжение землей и многое другое). Налоговая база сократилась до безобразия. Жесточайший контроль со стороны многих государственных служб. Выборы стали почти такой же формальностью, как и в советскую эпоху. Для того, чтобы на них выйти, надо сначала, чтобы тебя выбрал губернатор.
В этих условиях опять меняются требования к личным качествам руководителя. И вновь на первое место выходит выстраивание отношений с верхами и умение выбивать.
Конечно, и сегодня много талантливых руководителей.
По-прежнему из этой среды вырастают многие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители субъектов РФ и федеральных структур.
Но и там сегодня, я бы сказал, запрос на специфические личные качества.