Шиндяев Владислав Васильевич

Политконсультант, руководитель Фонда «Отражение» (г. Иркутск)

 

 

 

Комментарии эксперта:

27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)

Врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев, придя в регион в декабре 2019 года, ведёт масштабную кампанию, направленную на устранение многих затяжных и сложных проблем региона. Решаются и текущие задачи, причём достаточно оперативно. Можно отметить, работает Кобзев практически без выходных – за прошедшие со своего назначения месяцы он посетил многие уголки нашего региона. Поэтому в сознании наблюдателей новый врио губернатора выглядит довольно мобильным и коммуникабельным.

Кобзев – в постоянных встречах, работает с муниципалитетами, различными группами общественных структур, беря на контроль их обращения и разрешая проблемные моменты. В общем, Игорь Кобзев производит впечатление человека деятельного, который с высокой степенью активности распределяет свои созидательные усилия по всей территорией региона. Особенно заметно его участие в решении проблем таких больных мест области, как Байкальск, последствия ситуации с затопленным Тулуном, экологическая угроза в городе Усолье-Сибирское.

Деятельность главы этим летом проходит на фоне, в том числе, и собственной предвыборной кампании. Сама избирательная гонка этого лета идёт с поправками на эпидемиологическую ситуацию: на сегодняшний день у нас не отменён режим самоизоляции, уровень заболеваемости в регионе остаётся достаточно высоким. Тем не менее, предвыборная активность двух основных кандидатов весьма заметна. По сравнению с прошлыми выборами губернатора, желающих поучаствовать в предвыборной гонке за главное кресло в регионе стало на 10 кандидатов больше. Причём проявили себя новые для местных кампаний организации, например КПСС. Все политпартии подошли к выдвижению кандидатов довольно организованно: все выдвинутые ими кандидаты – 6 человек – были зарегистрированы. А вот из 12 самовыдвиженцев большая часть не смогли собрать необходимое количество документов, а один из них не прошёл проверку собранных подписей, в результате остался всего один «самостоятельный» кандидат – врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев.

Надо отметить, что ограниченный из-за коронавирусной опасности формат избирательной кампании (сжатые сроки, невозможность публичных мероприятий) привёл к тому, что по уровню известности и рейтингу лидерство в гонке захватил врио губернатора, который представляет себя как активной деятельностью в качестве первого лица территории, так и обилием наружной рекламы, агитационных материалов – газет, плакатов. Основной противник Кобзева – кандидат от КПРФ Михаил Щапов, он пытается активно включиться в кампанию и наверстать упущенное из-за пандемии время.

Отметим, что кампанию характеризует отсутствие общей повестки, общих тенденций. В прошлую подобную кампанию область входила в состоянии информационной войны, с разбродом в региональных элитах, а сегодня «острых углов» не наблюдается. Если такое положение дел сохранится, то нынешний врио губернатора сможет подтвердить свой приоритет. Однако расслабляться ему рано – нельзя забывать, что долгое время регионом управлял губернатор-коммунист, пошло довольно много муниципальных кампаний, где кандидаты от КПРФ достигали победы, и вообще сам по себе иркутский регион достаточно протестный. Поэтому наблюдатели не исключают попыток мобилизации протестного электората, которые могут сыграть в пользу кандидата от КПРФ, что заставит избирательную кампанию развиваться интересно и непредсказуемо, а наблюдатели смогут увидеть серьёзное противостояние соперников.

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

Отставка губернатора Иркутской области Сергея Левченко не стала неожиданностью для местных наблюдателей. Накопился целый ряд вопросов – в первую очередь, связанных с необходимостью оперативного управления регионом, принятием безотлагательных мер для решения накопившихся вопросов на фоне сложной ситуации, связанной с целым рядом обстоятельств, в том числе и непреодолимой силы.

Назначенный исполняющим обязанности главы региона Игорь Иванович Кобзев позиционирует себя как человек, который умеет разрешать самые сложные ситуации и умеет работать с самыми сложными вопросами. С ним связывают ожидания по разрешению целого ряда накопившихся проблем.

Первые дни Кобзев провел в Тулуне, «горячей точке» региона. Затем занимался проблемами Байкальска. В общем, новый руководитель активно погружается во все проблемные темы региона, чего и ожидает от него общественность.

Однако ожидания также касаются и выстраивания стратегии развития региона. Игорь Иванович активно начал работать с общественностью и конкретными людьми по животрепещущим темам. Но выльется это в стратегию, или станет рутиной решения повседневных проблем и наведения порядка, большой вопрос.

Не раскрыт пока и план развития внутренней политики региона – выстраивание взаимоотношений с муниципалитетами, работа с конкретными группами влияния и политическими структурами. В этой части иркутский регион отличается особой активностью, которая повлияла на эффективность работы и перспективы практически всех предыдущих губернаторов. Вспомним Сергея Ерощенко – он проиграл кампанию из-за войны с элитами. Не сложились такие взаимоотношения и у Левченко, руководившего регионом в состоянии постоянной информационной войны.

Сейчас наблюдается период затишья – продолжится ли он конструктивной работой власти с группами влияния, или же область вновь погрязнет в медийных сражениях – зависит от шагов нового врио губернатора.

 

Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)

Деятельность мэра Иркутска Дмитрия Бердникова в августе — начале сентября была ознаменована его активным участием в предвыборной кампании. Было создано движение «Наш Иркутск», на которое многие наблюдатели возлагали большие надежды, думая, что новое объединение даст какие-то новые идеи, темы, стимулы для появления перспективных проектов развития Иркутска. Однако по итогам выборов стало понятно, что кроме популистских лозунгов от движения «Наш Иркутск» ожидать нечего. Созданное под выборы, оно оставило после себя лишь разочарование. Активная деятельность этой структуры после выборов фактически закончилась.

Сам Бердников от депутатского мандата отказался, объявив, что решил продолжить свою деятельность на  посту  мэра.  И это вполне логично, так как решение о выдвижении в думу Бердников принимал ещё в рамках действия прежнего законодательства и иного порядка выборов городского главы. Но в Иркутске практически сразу после выборов был принят  закон о сити-менеджере, который не подразумевает обязательное наличие депутатского мандата у кандидатов на должность руководителя города.

Пока не внесены необходимые поправки в устав города, не определен порядок избрания сити-менеджера, но уже точно определено, что наличие депутатского мандата для того чтобы занять кресло градоначальника перестало иметь какое-либо значение. Фактически новый порядок избрания городского главы начнет действовать по истечению срока полномочий нынешнего мэра – Дмитрия Бердникова, то есть в марте 2020 года. И можно утверждать, что Дмитрий Викторович, скорее всего, обязательно поборется в качестве основного претендента за возможность возглавить город в новом статусе.

Первое заседание обновленной думы Иркутска 27 сентября показало, что местные элиты могут перестраивать политическую ситуацию очень быстро и переориентироваться в очень сжатые сроки в зависимости от коньюнктурных интересов конкретных групп влияния в конкрентный момент. Это в принципе для нас не новость. Такое у нас случается довольно часто. Меняются расклады, меняются союзы, меняются председатели и замы. До марта срок очень большой – поэтому конкретнее о перспективах той или иной кандидатуры, считаю пока говорить неуместно. Сейчас надо дождаться пока вновь избранная дума седьмого созыва сформирует свой аппарат, будут в соответствии с действующим законодательством подготовлены и внесены изменения в Устав города, определяющие порядок выбора сити-менеджера. В рамках проработки логистики избрания сформируются и определят свои интересы все группы влияния, которые будут проводить переговоры в связи с этими изменениями. При этом сейчас всем нужно оценить перспективы работы думы 7 созыва и тональность её работы, работоспособность и продуктивность, в том числе по выстраиванию рабочих отношений с администрацией города Иркутска. Посмотрим насколько эффективно им удастся сработаться. Это будет видно уже на следующих заседаниях. Всем также важно увидеть как будут действовать группы влияния при рассмотрении текущих вопросов деятельности думы, и как будут распределяться голоса в рамках голосования по основным вопросам. 

В Иркутске политическая ситуация давно является разбалансированной. Отсутствие в течение длительного времени работы по партийному конструированию, эффективному партийному  управлению и партийному строительству привело к тому, что у нас в регионе и городе на политическом поле борятся между собой не столько политические структуры, сколько различные группы влияния и кланы. Именно они очень часто влияют на конкретные расклады и партийную борьбу.  Они являются аккумуляторами ресурсов и действуют, как правило, вне зависимости от политических предпочтений, правил и границ. Поэтому все процессы носят высококонкурентный характер. Наличие ресурсов и работа вне правил какой-то конкретной политической структуры позволяет большинству групп влияния быстро перестраиваться и играть всегда по своим правилам в зависимости от ситуации и конкретных интересов. Объединение групп практически всегда недолгосрочно и действует только в пределах конкретных актуальных тем. Пропадает интерес и тема, и пропадает объединение с договоренностями. Изменение метода избрания мэра Иркутска было тоже продиктовано конкретной ситуацией. Принятие этого закона носит временный, конъюнктурный характер. Есть большое количество групп влияния, которых данный закон не устроил.

Скорее всего новый порядок избрания главного управленца города будет носить недолгосрочный характер и через какое-то время процедура избрания мэра Иркутска будет вновь изменена. Но когда это случится, не знает никто, также как и рано говорить о том, как мы будем выбирать сити-менеджера. Впереди нас ждёт много борьбы, противостояний и войн. Поэтому рассуждать сейчас о том – отразятся ли или нет новые правила на персоне мэра действующего и как, не имеет смысла.