Шиндяев Владислав Васильевич

Политконсультант, руководитель Фонда «Отражение» (г. Иркутск)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)

Деятельность мэра Иркутска Дмитрия Бердникова в августе — начале сентября была ознаменована его активным участием в предвыборной кампании. Было создано движение «Наш Иркутск», на которое многие наблюдатели возлагали большие надежды, думая, что новое объединение даст какие-то новые идеи, темы, стимулы для появления перспективных проектов развития Иркутска. Однако по итогам выборов стало понятно, что кроме популистских лозунгов от движения «Наш Иркутск» ожидать нечего. Созданное под выборы, оно оставило после себя лишь разочарование. Активная деятельность этой структуры после выборов фактически закончилась.

Сам Бердников от депутатского мандата отказался, объявив, что решил продолжить свою деятельность на  посту  мэра.  И это вполне логично, так как решение о выдвижении в думу Бердников принимал ещё в рамках действия прежнего законодательства и иного порядка выборов городского главы. Но в Иркутске практически сразу после выборов был принят  закон о сити-менеджере, который не подразумевает обязательное наличие депутатского мандата у кандидатов на должность руководителя города.

Пока не внесены необходимые поправки в устав города, не определен порядок избрания сити-менеджера, но уже точно определено, что наличие депутатского мандата для того чтобы занять кресло градоначальника перестало иметь какое-либо значение. Фактически новый порядок избрания городского главы начнет действовать по истечению срока полномочий нынешнего мэра – Дмитрия Бердникова, то есть в марте 2020 года. И можно утверждать, что Дмитрий Викторович, скорее всего, обязательно поборется в качестве основного претендента за возможность возглавить город в новом статусе.

Первое заседание обновленной думы Иркутска 27 сентября показало, что местные элиты могут перестраивать политическую ситуацию очень быстро и переориентироваться в очень сжатые сроки в зависимости от коньюнктурных интересов конкретных групп влияния в конкрентный момент. Это в принципе для нас не новость. Такое у нас случается довольно часто. Меняются расклады, меняются союзы, меняются председатели и замы. До марта срок очень большой – поэтому конкретнее о перспективах той или иной кандидатуры, считаю пока говорить неуместно. Сейчас надо дождаться пока вновь избранная дума седьмого созыва сформирует свой аппарат, будут в соответствии с действующим законодательством подготовлены и внесены изменения в Устав города, определяющие порядок выбора сити-менеджера. В рамках проработки логистики избрания сформируются и определят свои интересы все группы влияния, которые будут проводить переговоры в связи с этими изменениями. При этом сейчас всем нужно оценить перспективы работы думы 7 созыва и тональность её работы, работоспособность и продуктивность, в том числе по выстраиванию рабочих отношений с администрацией города Иркутска. Посмотрим насколько эффективно им удастся сработаться. Это будет видно уже на следующих заседаниях. Всем также важно увидеть как будут действовать группы влияния при рассмотрении текущих вопросов деятельности думы, и как будут распределяться голоса в рамках голосования по основным вопросам. 

В Иркутске политическая ситуация давно является разбалансированной. Отсутствие в течение длительного времени работы по партийному конструированию, эффективному партийному  управлению и партийному строительству привело к тому, что у нас в регионе и городе на политическом поле борятся между собой не столько политические структуры, сколько различные группы влияния и кланы. Именно они очень часто влияют на конкретные расклады и партийную борьбу.  Они являются аккумуляторами ресурсов и действуют, как правило, вне зависимости от политических предпочтений, правил и границ. Поэтому все процессы носят высококонкурентный характер. Наличие ресурсов и работа вне правил какой-то конкретной политической структуры позволяет большинству групп влияния быстро перестраиваться и играть всегда по своим правилам в зависимости от ситуации и конкретных интересов. Объединение групп практически всегда недолгосрочно и действует только в пределах конкретных актуальных тем. Пропадает интерес и тема, и пропадает объединение с договоренностями. Изменение метода избрания мэра Иркутска было тоже продиктовано конкретной ситуацией. Принятие этого закона носит временный, конъюнктурный характер. Есть большое количество групп влияния, которых данный закон не устроил.

Скорее всего новый порядок избрания главного управленца города будет носить недолгосрочный характер и через какое-то время процедура избрания мэра Иркутска будет вновь изменена. Но когда это случится, не знает никто, также как и рано говорить о том, как мы будем выбирать сити-менеджера. Впереди нас ждёт много борьбы, противостояний и войн. Поэтому рассуждать сейчас о том – отразятся ли или нет новые правила на персоне мэра действующего и как, не имеет смысла.