ШимановскийШимановский Михаил Иосифович

Политтехнолог, руководитель «PR-мастерской политических, бизнес, SMM и гуманитарных технологий» (г. Великий Новгород)

 

 

 

Комментарии эксперта:

25 февраля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)

С одной стороны, четыре года – именно столько лет Новгородскую область возглавляет Андрей Никитин – отмечать вроде нерезонно, но когда решается вопрос – второй срок или нет, то этот год становится определяющим. Потому что он может стать подготовкой либо к следующей избирательной кампании, либо к приходу нового исполняющего обязанности.

В этом году акцент именно на губернаторских вехах: как Никитин себя поведёт? Пока он не предпринял никаких серьёзных шагов, ничего выдающегося. Наблюдается обычное для него ровное движение.

Многое для губернатора будет зависеть от экономической стабильности. Плюсом к тем 15 млрд рублей долгов, которые остались от предыдущего губернатора Митина, добавились за последние годы ещё 3 млрд – это «от Никитина». Область, можно сказать, балансирует. Технический дефолт уже пережили. Экономическая модель, которую проповедовал Никитин, была хороша, когда софинансирование посредством федеральных программ давало какие-то локальные вспышки активности. Но поскольку понятно, что сейчас будут сворачиваться все расходы на регионы, учитывая постпандемическое состояние экономики РФ в целом, боюсь, что эта модель перестанет давать эффект. Опять же важный вопрос: если губернатор собирается на второй срок, он должен перестраивать экономическую модель.

Этот год будет в любом случае. После послания президента Федеральному Собранию и съезда «Единой России» начнётся избирательная кампания. Для Никитина год ещё и с этой точки зрения будет сложным, потому что он всячески дистанцировался от политики. Политический практик он – невеликий. Поэтому я думаю, что всё будет определяться избирательной кампанией.

Этот год нужно потратить на прорывные дела, так как сейчас Никитину нечего предъявить избирателю: «Ребята, смотрите, я закончил свой срок, видите результаты? В следующий  – сделаю больше».

Рассмотрим проекты Никитина, например, научно-техническую школу. Хороший проект, но, с другой стороны, он ничего не даёт людям в регионе в экономическом смысле. Как объект, как движение в сфере университета – может быть, но не поднимает благосостояния, не даёт перспектив массе людей, не улучшает его рейтинг. Таковы все проекты губернатора. Они хороши для технократического подхода, когда участвуешь в федеральных начинаниях, но это не даёт экономического или социального эффекта на территории – и это самая главная проблема Андрея Никитина.

 

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

Переадресация президентом борьбы с пандемией на губернаторский корпус стала для них неожиданным сюрпризом. Доминирующая практика действовать по установкам кураторов из АП и вовремя отчитываться не предполагала самостоятельных решений и действий.

Грубо говоря, губернаторов-технократов подбирали для контроля над бюджетными потоками и своевременного их освоения, а не для того, чтобы становиться фигурами влияния. 

Надо сказать, что новгородский губернатор Андрей Никитин довольно спокойно и не раздумывая взял на себя ответственность.

Создан оперативный штаб по борьбе с коронавирусом, из бюджета области были выделены серьёзные деньги для региональных доплат медикам, работающим на первой линии борьбы с вирусом.

Но главным фактором стали регулярные личные видеообращения Никитина к населению с разъяснением ситуации.

Важно также, что губернатор не скрывал проблем и акцентировал свою личную ответственность. Эта искренность сыграла свою роль: удалось избежать протестных всплесков.

Запрос населения на защитника был удовлетворён.

Кстати, искреннее поведение губернатора повлияло и на парламентские оппозиционные партии в законодательных собраниях региона – они не предприняли попыток использовать кризисную ситуацию в политических целях.

А такая возможность была очень реальной угрозой, учитывая разогретую ещё с прошлого года ситуацию в здравоохранении региона.

Главные потери приходятся на экономику региона: сворачиваются малый и средний бизнес, падает НДФЛ, будет расти безработица.

На ближайшую перспективу нарастание кризисной ситуации в экономике становится главным дестабилизирующим фактором.

Голосование по поправкам в Конституцию, довыборы в облдуму по девятому избирательному округу, выборная кампания в муниципальные думы в сентябре вернут все политические силы региона в активную фазу.

Все скопившиеся проблемы и массовые настроения будут быстро катализированы и оформлены в протестной плоскости, что неизбежно выведет пока глухое и скрытое недовольство населения в открытую форму.

Следствием станет продолжение падения рейтингов власти.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Недавно новый мэр Великого Новгорода Сергей Бусурин отметил 100 дней в должности. Пока его наиболее заметные действия – это формирование новой команды и изучение «наследства» предыдущего мэра – Юрия Бобрышева. Именно его большинство экспертов считают наиболее сложным фактором для качественного старта нового мэра.

При дефиците ресурсов необходимо будет справляться с предельным муниципальным долгом, оттоком населения, проблемами уборки и инфраструктуры города, падением уровня жизни горожан и доверия к власти в целом. Элитная оценка замерла в режиме ожидания. Явных конфликтов нет, поскольку все понимают, что Серей Бусурин одобрен губернатором, имеет его поддержку в виде выделения дополнительных бюджетных средств по ряду проектов и прежде всего, ремонту дорог. Городская дума, за единичным исключением, готова сотрудничать с мэром. Отношение жителей города к новому мэру в полной мере будет определено в ходе избирательной кампании по выборам депутата Госдумы. Кандидат от власти и Единой России бывший мэр Юрий Бобрышев неизбежно будет привязан к городским проблемам политическими конкурентами, а Сергею Бусурину придется вести агитационную кампанию в пользу Бобрышева. То есть, по сути, взять эти проблемы на себя. Обычно же, у преемника всегда есть как минимум год, чтобы иметь прикрытие, ссылаясь на проблемы, оставленные в наследство. Именно эта коллизия, на выходе из кампании в сентябре-ноябре, по-настоящему задаст вектор восприятия нового мэра на всю поствыборную перспективу.

 

Декабрь 24, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2015 года)

Внутренние конфликты и разборки никогда не идут власти на пользу – в случае с Сергеем Митиным я имею в виду конфликт с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым. Кроме того, губернатор фактически «проиграл» два импичмента мэру – и это с несопоставимыми ресурсами. На это хотелось бы обратить внимание прежде всего.

Другая причина падения позиций губернатора в Национальном рейтинге – социально-экономическая ситуация. Население Новгородской области, кажется, ни на что благоприятное в большинстве своём не надеется – ситуация усугубилась информацией о «дефолтности» региона. 15 миллиардов регионального долга – это очень серьезно.

Новгородская область – регион маленький, дотационный, политику в котором в основном определяют бюджетники, которым сейчас активно «режут» зарплаты. Все друг друга знают, у всех кто-то в бюджетной сфере трудится – так сокращения, задержки зарплат, урезание премий формируют негативное общественное мнение.

Третий фактор: Сергей Митин несколько раз «собирался» уходить – то в Совет Федерации, то в Госдуму, то в Министерства. Два года шла своеобразная «раскачка». Местная элита не связывает с Митиным никаких ожиданий: если завтра он уйдет, зачем на него ставить сегодня – к тому же имеет место конфликт с мэром, который как раз-таки местный. Крупный бизнес области не ставит на губернатора, он ставит на мэра Новгорода – политического противника Сергея Митина.