Халилов Халил Шарипович

Главный экономист Фонда «Реальная политика». Член Общественного совета при Минэкономразвития Дагестана

 

 

Комментарии эксперта:

25 февраля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)

В ходе недавней видеоконференции с президентом новый врио главы Дагестана Сергей Меликов сообщил об основных направлениях будущей работы на этой должности. Среди одного из приоритетов он назвал обеспечение безопасности граждан в условиях пандемии. Меликов подчеркнул важность укрепления экономического состояния республики и налаживания связи власти с различными слоями общества.

Действительно, за прошедшие январь-февраль Меликов и его команда отлично справилась с организацией мероприятий по борьбе с коронавирусом и обеспечением безопасности граждан в условиях пандемии, показав слаженную работу команды. Сегодня Дагестан является регионом, где динамика роста инфицированных – одна из низких по стране.

Также Сергей Алимович первостепенное значение уделяет вопросам укрепления контактов власти и общества: с первых дней руководства республикой были проведены встречи с общественниками, журналистами, блогерами, лидерами общественного мнения среди молодежи, разными волонтёрскими и добровольческими организациями, благотворительными фондами. Формат общения и их регулярность вызывает очень большое доверие лиц, участвующих в этих встречах. В то же время врио главы республики пришлось пройти экзамен на выдержку перед нахлынувшими проблемами – последствиями от ушедшей в отставку предыдущей команды: это мусорный коллапс в Махачкале и Каспийске, подача грязной воды жителям Каспийска, Буйнакска, Махачкалы, необходимость обеспечения нормальной санитарно-эпидемиологической ситуации в республике в связи с возникающими отравлениями жителей в разных городах и районах из-за качества питьевой воды.

Скажу прямо – такого жёсткого экзамена, наверное, никто не ждал. Но к чести генерала, Меликов показал стойкость характера, выдержку и самообладание, практически взял управление кризисными ситуациями в свои руки и с помощью ручного управления, используя свой авторитет среди дагестанцев, призвал их на субботник и к взаимовыручке. Сегодня есть уверенность, что с весны мусорная проблема войдёт в штатный режим. Предпринимаются меры и по другим острым, злободневным проблемам.

Однако, как мне кажется, не во всём можно похвалить власть и беспечно радоваться промежуточными итогами деятельности за январь-февраль. Одним из приоритетов своей работы глава республики обозначил важность укрепления экономического состояния региона. Сразу по прибытии в Дагестан он заявил: нужна концепция социально-экономического развития до 2024 года, и что она будет принята до конца 2020 года. За прошедшие месяцы Меликов утвердил новую структуру правительства и принял кадровые решения по назначению кабинета министров. Так вот, новое правительство, или «правительство Меликова», успешно похоронило слова врио о принятии концепции социального-экономического развития до 2024 года, не представив обществу для обсуждения проект такого документа. На скорую руку подобранные ответственные лица в правительстве пытаются вместо обещанных разработок вручить главе «Стратегию социально-экономического развития республики до 2024 года», хотя никто не понимает, какую стратегию можно принимать на почве уже принятых и утверждённых бюджетных планов в Республике Дагестан на 2021-2023 гг.?

Экспертное сообщество и общественники оценивают сформированный кабинет министров республики в части профессионального и организаторского уровня как самое слабое правительство за последние десятилетия. И это вызывает очень большую обеспокоенность на фоне возросшего уровня безработицы, сокращения реальных денежных доходов населения и стагнации экономики республики.

Поэтому врио главы республики надо срочно формировать команду профессионалов, «заточенных» на решение амбициозных задач и скорейший вывод региона из затянувшегося кризиса.

 

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

С политической точки зрения главным событием 2020 года для Махачкалы и для главы города Салмана Дадаева должны стать сентябрьские выборы депутатов внутригородских районов, из числа которых будет сформирован новый состав Городского собрания.

Неофициальный старт избирательной кампании должен был состояться 1 апреля, именно до этой даты потенциальным кандидатам в депутаты от «Единой России» необходимо было подать документы в местные ячейки партии, чтобы принять участие во внутрипартийных выборах кандидатов на включение в партийные списки. Итоги праймериз планировали подвести 31 мая по результатам электронного голосования. Но эти планы спутала пандемия коронавируса и указ президента от 25 марта о нерабочих днях.

На сегодняшний день непонятно, как будут формироваться партийные списки кандидатов от «Единой России», но, видимо, уже не по результатам праймериз, хотя его и могут ещё успеть провести до начала избирательной кампании, но либо в другом формате, либо в экспресс-режиме после снятия самоизоляции.

Вместе с тем, Салман Дадаев для политических экспертов пока остаётся тёмной лошадкой, так как чиновник он уже давно, а вот в прямых выборах ещё не участвовал ни как кандидат, ни как руководитель штаба, и как он себя поведёт в этом году в период избирательной кампании, можно только предполагать. Будет ли разыгрывать политическую карту или вытягивать ситуацию, демонстрируя результаты деятельности и планы на будущее, станет понятно позже.

В целом какой-либо бурной политической активности в Махачкале со стороны «Единой России» и оппозиции в апреле-мае замечено не было, в том числе и со стороны мэра как политика. Пропала из информационного пространства и поднятая в начале года тема об упразднении внутригородских муниципальных районов Махачкалы, что смягчило общее напряжение внутри партии власти и нивелировало нападки на мэра со стороны глав внутригородских муниципальных районов. Но этот вопрос снова могут поднять ближе к началу официальной избирательной кампании, а это обострит ситуацию.

Основная тема в информационном пространстве последних месяцев – это, конечно же, борьба с коронавирусом, а система здравоохранения полностью подчинена региональным властям и выведена из полномочий мэрии. Поэтому нападки от независимых СМИ и в социальных сетях идут, в первую очередь, на правительство республики, а в адрес городской администрации – больше по поводу стоимости продуктов и лекарств, перекрытия въездов.

Если же оценивать деятельность Салмана Дадаева как чиновника, как мэра, то он проявил себя в прошедший период скорее как системный технократ с человеческим лицом. Вернувшись в Махачкалу из Москвы, он старается реализовывать в городе весь полученный опыт, внедряя комплексный подход к выполнению задач. В городе постоянно проводится дезинфекция улиц, общественных пространств, дворов и жилых домов, а все службы, обеспечивающие жизнедеятельность города, работают в штатном режиме. Периодически бывают перебои со светом и водой, но это скорее не устранённое пока наследие от предыдущих управленцев, от которого за год так просто не избавишься.

Основным каналом связи с жителями у мэра в период пандемии являются социальные сети, и там он достаточно активен, посты открыты для комментариев, выкладываются видеообращения по разным темам, из которых видно, что мэр тонко чувствует текущие настроения махачкалинцев и особенности местного менталитета, реагирует на поставленные вопросы.

Вместе с тем, в адрес Салмана Дадаева высказываются упреки за недостаточную жесткость в некоторых ситуациях, как это делали предыдущие руководители города, а это приводит к тому, что в городе длительное время не решаются некоторые проблемы, например, с незаконным строительством. Но здесь сложно давать однозначную оценку мэру и его действиям, так как он пока старается решать все такие вопросы законным путем, а это путь небыстрый, и результат будет виден не сразу.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Предварительные итоги социально-экономического развития Дагестана за 2019 год были подведены на недавнем заседании Правительства республики. С сожалением приходится отмечать, что правительство В. А. Васильева продолжает старые традиции приукрашивания. И когда в своих отчетах министры заявляют, что всё хорошо, данные федеральной статистики показывают совершено обратную картину.

Так вот, индекс промышленного производства за январь-октябрь 2019 года к январю-октябрю 2018 года составил 74,1%. Это – огромный провал промышленности региона. Сердцевина нашей промышленности, обрабатывающее производство, упало до 70,7%. Такого глубокого провала нет практически ни в одном регионе России.

В то же время вся обрабатывающая промышленность в стране в январе-октябре текущего года выросла на 2,4%, а промышленность выросла на 2,7%. Министры Васильева ищут оправдания в сокращении оборонного заказа. Но, поверьте, такая тенденция отмечается в целом по стране, однако критическое падение показателей отрасли на одну треть наблюдается только в Дагестане.

Чтобы приукрасить картину, докладывают о том, что у нас производство гражданской продукции выросло в структуре промышленного производства на 16%. Дагестану и дагестанцам нужна индустриальная экономика, им важны загруженность имеющихся  мощностей, валовой выпуск, величина производимой на промышленных предприятиях добавленной стоимости. Им не важно, производится продукция на гражданской платформе или военной, важно, чтобы экономика работала. Такое катастрофическое снижение выпуска напоминает что-то из статистики СССР 1941-1942 гг., когда немцы оккупировали огромные индустриальные районы страны. Но Дагестан пока никем не оккупирован, и такой провал ничем не объяснить, кроме как плохой работой правительства региона.

В предыдущем году наблюдался спад в строительной сфере (до 86,5%), и текущие темпы роста по отношению к предыдущему году (на 106,6%) не обеспечивает восстановление прошлогоднего уровня развития этой отрасли. За январь-декабрь 2018 года объем ввода жилых домов упал до 44,6%, поэтому рост в 2019 году строительства жилых домов на 21% также не способен восстановить потерянные объемы прошлого года. Сельское хозяйство: январь-сентябрь 2018 г. – рост 101,1% к соответствующему периоду прошлого года, в 2019 г. – тот же 101,1%. Если всерьёз оценить темпы роста сельхозпроизводства за последние два года, то они остаются на уровне статистической погрешности. Каждый год туда вливают 3,7 млрд рублей бюджетных денег в виде субсидий и прочей помощи, что составляет более 3% от валового выпуска отрасли. А получаем 1,1 % роста. То есть, вкладываем бюджетных 3,7 млрд рублей в отрасль, а отрасль в ответ вырастает только на 1,2 млрд рублей. Напрашивается вопрос: зачем туда вообще вкладывать такие деньги? Или другого характера вопрос: почему бюджетные трансферты в эту отрасль настолько неэффективны, почему сельское хозяйство топчется на месте? Вместо этого глубокого анализа положения дел власти же этот рост в 1 млрд рублей демонстрируют как большое достижение.

Для бизнеса, мелкого и среднего предпринимательства было плохим явлением то, что за прошлый год объём розничной торговли составил 90,3%. Практически на 10% упала розничная продажа, в деньгах это сокращение оценивалось в размере 75 млрд рублей. На такую огромную сумму рынок торговли сократился, и многие магазины, торговые предприятия очень больно перенесли такой резкий спад. В этом году тенденция не изменилась, за январь-сентябрь текущего года, к соответствующему периоду прошлого года, объем розничного товарооборота составил 98,8%.

Это говорит о том, что у людей денег становится меньше, торговля продолжает сокращаться. Можно сколько угодно радоваться, что мы больше собираем налогов, но потребительский спрос и размеры рынка сужаются второй год подряд: за прошлый год на 10% (очень большой размер колебания), в этом году от прошлогоднего обвального падения потребительского рынка опять идет снижение. Такая же ситуация с объёмом платных услуг, за январь-октябрь текущего года он также меньше 100% к прошлому году. Если рынок, спрос сокращается, то интересно будет узнать результаты деятельности предприятий. Есть такой показатель, как сальдированный финансовый результат деятельности предприятий (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства). То есть общий итог всех заработанных прибылей и убытков предприятиями республики.  Так вот, если в 2018 году сальдированный финансовый результат у нас составил 5,681 млрд рублей убытков, то за январь-сентябрь этого года убыток от деятельности предприятий (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) составил уже минус 17,657 млрд рублей. В том же Ставропольском крае прибыль предприятий за январь-сентябрь этого года составила 62 млрд рублей. Чем больше прибыли, тем больше налога на прибыль, тем больше чистой прибыли, тем больше инвестиций и новых производств от капитализации этой прибыли и т. д.

Корпоративный Дагестан каждый год фиксирует сальдированные убытки, а в этом году у нас рекорд убытков. Нет положительной динамики роста реальных денежных доходов. В прошлом году реальные денежные доходы упали на 4,2%. В этом году от этого падения нет роста. Если за 2016-2018 годы уровень безработицы был обозначен на уровне 11,6% от общей численности рабочей силы, то за август-октябрь 2019 года он уже составил 12,0%. Если уровень занятости, в процентах от численности населения в возрасте 15-72 лет, за 2016-2018 годы был у нас на уровне 55-59%, то за текущий год уровень занятости снизился до 53,1%.

На 1 октября 2019 года экономика республики получила кредиты от банковской системы в размере 461 млн руб. Для сравнения: Ставропольский край за тот же период получил кредитов в 70 раз больше – 32,120 млрд руб. Примечательно, что из 461 млн рублей 379 млн руб. – кредиты малому и среднему предпринимательству. То есть крупные предприятия у нас в республике за 9 месяцев получили кредитов на сумму чуть более 80 млн руб. Таким образом, на все крупные компании Дагестана приходится более $1 млн на развитие производства. Это, наверное, эквивалентно одному современному станку  иностранного производства…

В начале декабря многие федеральные СМИ опубликовали рейтинг регионов с обозначением лидеров и аутсайдеров в части реализации национальных проектов по регионам. Дагестан, к сожалению, и здесь занимает последнее место. Не все нацпроекты исполняются одинаково. Лучше всего в российских  регионах осваиваются средства на нацпроекты «Культура» (86,6%), «Демография» (85,2%), «Образование» (81,2%), «Наука» (76%) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (74,8%).  А в Дагестане наоборот сложилось: «Образование» – 19,9%, «Демография» – 23,5%, и только по этим двум национальным проектам не освоенными остаются более 9 млрд рублей. 

Почему так происходит? Ведь не может быть такое, что одним регионам денег по нацпроектам дали, а другим не дали. Безусловно, есть такая проблема, как доведение  бюджетных средств до регионов. Не могу понять, почему наше правительство подписывало соглашения с федеральным центром, которые связаны с определением условий софинансирования для бюджета республики, показателями реализации соглашений и их сроками, заключаемые на один год, в то время как реализация нацпроектов предусматривает шестилетний период и далее.

В то же время, анализируя ситуацию по реализации нацпроектов в целом, финансовые власти республики не исходят из норм прямого действия, предусмотренных Бюджетным кодексом, которые не запрещают регионам начинать процедуры реализации нацпроектов и до подписания соглашений. Те регионы, которые прибегли к этой норме, достигли больших успехов в реализации нацпроектов. Значит, проблема в профессионализме нашего правительства, в гибкости проводимой бюджетной политики, принятии ответственности за конечные результаты их реализации. Персональная ответственность за реализацию проектов введена. Но, как всегда, мы не увидим наказанных ни кураторов, ни других ответственных за тот или иной проваленный проект. А президент страны, понимая эту ситуацию с реализацией  в некоторых регионах, прямо намекает, что «именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных, практических задач по таким направлениям, как образование, здравоохранение, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации, а также поддержка деловой активности, рост производительности труда» и многим другим. 

К сожалению, наше правительство пока конкретно не очертило своё место в программах развития с чётким пониманием своих содержательных задач исходя из того, какие ресурсы ещё нам необходимо привлечь, как выстроить управленческие механизмы и свою бюджетную политику, на какую федеральную поддержку можно было бы опереться. Без этого в предстоящие годы мы не совершим настоящего прорыва в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере.

Есть и положительные моменты в деятельности главы Дагестана В. А. Васильева. Это разработка и реализация  приоритетных проектов развития республики «Мой Дагестан – моя вода», «Мой Дагестан – мои дороги», «Мой Дагестан – комфортная городская среда». Также стоит отметить, что очень много делается главой Дагестана в части строительства и ремонта школ.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Ноябрь ознаменовался для Махачкалы очередной сменой городской власти. Столица Дагестана оптимистично приняла нового врио мэра города Мурада Алиева. По мнению экспертов, сегодня появилась большая надежда на то, что молодой и амбициозный руководитель сделает все возможное, чтобы кардинально исправить критическую ситуацию, в которой оказался за последние десятилетия республиканский центр.

Новый мэр взялся за дело, засучив рукава. За полмесяца работы Алиева наблюдатели насчитывают десятки сдвинутых с мертвой точки застаревших проблем, обсуждают новые планы и идеи развития города, высказанные новой администрацией.

В первую очередь мэр обратил внимание на болевые точки городской инфраструктуры. Высокий процент износа и отсутствие капиталовложений в сети, «питающие» город, провоцировали  огромные потери при подаче тепла, воды и электричества.

Ресурсоснабжающие организации Махачклаводоканал, Горэлетросети и тому подобные, приватизированные в 2008-2009 гг. частными лицами, перестали справляться со своими обязанностями. Коммунальные услуги – подача воды, света, тепла — давались с постоянными перебоями, что вызывало социальную напряжённость и недоверие к власти у жителей Махачкалы.

Сегодня решено взять управление сетями под непосредственный контроль города. Для обеспечения бесперебойных поставок и возможности капитального ремонта указанных инженерных сетей, ресурснабжающие организации и руководство столицы Дагестана договорились о возврате всех инженерных сетей в казну Махачкалы. Уже прорабатывается дорожная карта мероприятий по принятию инженерных активов на баланс муниципалитета.

Муниципальные предприятия, в свою очередь, возьмут на себя производство мусорных контейнеров для внутренних нужд и спецодежды для работников ЖКХ, что позволит сэкономить около 25 млн. рублей в год бюджетных денег.

Наболевшие социальные и экономические задачи в городе Махачкале призваны разрешить специалисты РАНХГиС, которые совместно с представителями Агентства стратегических инициатив погрузятся в проблемы города, смоделируют пути разрешения трудностей и реализации Стратегии социально-экономического развития Махачкалы по наилучшему сценарию.

Профессионалы также помогут местным чиновникам наладить каналы коммуникации между населением и руководством города, создать инвестиционные кейсы для представителей бизнес-сообщества, подготовить город к участию в государственных программах по улучшению социальной инфраструктуры.

Так, при помощи онлайн-сервисов к вопросу эффективности расходования средств подключат горожан. Уже созданы аккаунты в социальных сетях для прямого общения главы города с жителями Махачкалы с целью предупреждения и борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Каждый житель Махачкалы сможет напрямую обратиться к главе города с заявлением о фактах коррупции в социальных, муниципальных и государственных учреждениях города.

Для коммуникации горожан с властью разрабатывается приложение «Активный гражданин». Власти рассчитывают, что удобство при обращении со своими нуждами и чаяниями не только привлечёт неравнодушных граждан, но и ускорит решение многих проблем города, а также позволит в удобном формате обсуждать и голосовать за предложения и проекты, предложенные руководством города.

Готовится соглашение о проведении массовой инвентаризации муниципального и частного имущества (земли и объектов капстроительства) с целью постановки на налоговый учёт и актуализации кадастровый стоимости объектов недвижимости, так как очень часто стоимость необоснованно завышена, а налоговые базы некорректны. Данная работа позволит снизить земельный налог для горожан и в то же время увеличить налоговую базу города.

Соблюдая принцип максимальной открытости, в ближайшее время на официальном ресурсе власть планирует опубликовать бюджет города, с указанием всех лимитов и статей (на что и в каких объёмах будут тратиться средства).

Доработаны или находятся в стадии активной разработки сразу несколько полезных проектов: Единая диспетчерская служба (служба – 112); школьная олимпиада на приз «Мэра Махачкалы» и другие, касающиеся важных аспектов жизни горожан.

На сайте Махачкалы будут вывешены списки всех очередников в дошкольные и школьные образовательные учреждения для информирования горожан о движении очередности и противодействия коррупции.

Не забыта тема и доступности городской среды. Мэр обещает обеспечить  инвалидов стабильной работой, интегрировав их в процессы деятельности всех муниципальных учреждений и предприятий. В частности, одной из сфер для возможности заработка граждан с ограниченными возможностями станет пошив спецодежды для сотрудников МБУ «Городская служба очистки», УЖКХ, в аварийно-ремонтные службы и другие. 

Городские власти также планируют использовать ресурс международного движения «World-skills», что позволит привлекать на работу в Махачкалу лучших специалистов в своей отрасли, аккумулировать силы волонтерского движения для решения городских задач.

И это только начало.