Филева Татьяна Юрьевна

Журналист, главный редактор газеты «Орловская среда»

 

 

 

Комментарии эксперта:

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

На прошлой неделе мэр Орла Василий Новиков подтвердил свой статус декоративной фигуры, не имеющей какого-либо политического влияния. В повестку сессии горсовета в экстренном порядке был включён вопрос о внесении изменений в Устав города Орла, в соответствии с которыми глава муниципального образования будет одновременно являться главой администрации города Орла, и выбирать его будет некая комиссия, наполовину состоящая из представителей горсовета, наполовину – из представителей областной власти.

С инициативой о внесении подобных изменений в областной закон выступил губернатор Андрей Клычков, депутатское большинство (фракции «Единая Россия» и КПРФ) облсовета проголосовало за поправки, после чего осталось внести изменения в Устав города, что и было сделано в первом чтении на сессии горсовета. Примечательно, что одним из главных лоббистов изменений стал действующий мэр Орла Василий Новиков, который заявил, что «вопрос о мэре» (назовем его так) – не политический, а чисто технический. Когда же депутаты поинтересовались, почему городская власть не вышла к губернатору с инициативой изменить структуру управления городом – например, вернуть прямые выборы мэра – господин Новиков прямо ответил, что «если областные депутаты решат, что главу города необходимо избирать на прямых выборах, то горсовет примет и такое решение». Таким образом, действующий мэр наглядно продемонстрировал полную зависимость от директив областной власти.

При этом очевидно, что после сентябрьских выборов в горсовет Василий Новиков не рассчитывает занять должность мэра. Как отмечают наблюдатели, в кулуарах областной власти рассматривают несколько потенциальных кандидатур будущего градоначальника Средин них – глава Орловского района Юрий Парахин, замглавы администрации Орла Ирина Проваленкова и даже (что кажется фантастичным) нынешний советник губернатора Сергей Лежнев.

 

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

Можно сказать, что мэр Орла Василий Новиков – одна из наименее раздражающих политических фигур в регионе, особенно в сравнении с целым рядом областных чиновников, действия которых подвергаются резкой критике в СМИ и соцсетях. В последние несколько месяцев мэр демонстрирует активность во взаимодействии с гражданами, оперативно реагирует на жалобы жителей в социальных сетях, часто бывает в своем избирательном округе, регулярно проводит совещания по актуальным проблемам жизнедеятельности города – например, периодически собирает заседания оперативного штаба по вывозу мусора, контролирует ход ремонта дорог и дворовых территорий. На мой взгляд, такая активность, безусловно, связана с предстоящими в сентябре выборами в Орловский горсовет: скорее всего, мы увидим Василия Новикова в списке кандидатов от «Единой России».

С другой стороны, как глава города господин Новиков пока не смог добиться практического решения ни одной значимой для города проблемы. Возглавляемый им штаб по вывозу мусора заседает регулярно, однако ситуация в этой сфере не меняется. Мэр периодически выражает недовольство работой городского транспорта (в Орле это – одна из главных проблем), требует принять меры к перевозчикам, но администрация города вместе с перевозчиками эти требования фактически игнорируют. Кроме того, в отношении целого ряда проблем, вызывающих нарекания граждан, мэр занимает позицию невмешательства. Например, в городе активно вырубаются зелёные насаждения, проводятся непрозрачные конкурсы по отбору городских территорий для благоустройства, предпринимаются попытки «реконструировать» территорию памятников истории и культуры и т. п., о чём буквально «кричат» СМИ и общественность, а глава города просто не реагирует. То есть у граждан складывается впечатление, что мэр просто не имеет влияния на действия городской администрации во главе с сити-менеджером Муромским, хотя и является непосредственным его работодателем, а по большому счёту не обладает каким-либо значительным политическим и административным влиянием вообще.

Аналогично и в ситуации с коронавирусом: все решения фактически принимаются на областном уровне, а мэр и возглавляемых им горсовет следуют в фарватере в силу своих полномочий.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

На сегодняшний день деятельность врио губернатора Орловской области Андрея Клычкова преимущественно направлена на создание собственного имиджа, а не на решение конкретных проблем, которых в регионе масса. Частые поездки по районам области – это, по сути, предвыборные встречи с населением, но практических итогов от таких поездок за семь месяцев пребывания Андрея Клычкова в статусе врио нет.

Ярким политиком Андрея Клычкова также назвать нельзя, принадлежность к КПРФ он старается не подчеркивать, что вполне оправдано после крайне неудачного трехлетнего губернаторства коммуниста Вадима Потомского и деградации местного отделения КПРФ. С другой стороны, Клычков не спешит избавляться от одиозных чиновников из команды Потомского, показавших за три года свою несостоятельность в важнейших сферах управления областью. Более того, он фактически повторяет алгоритм действий предшественника перед выборами: выступает с сомнительными проектами вроде строительства аэропорта или пешеходного моста через Оку, создает штат советников, которых привозит из столицы, создает отделы и департаменты специально под приехавших с ним чиновников.

При этом ключевые проблемы региона, прежде всего экономические, остаются нерешенными, и похоже, Клычков до сих пор не знает как с ними справляться: область продолжает брать кредиты, не решены проблемы долгов по зарплате, обманутых дольщиков, обеспечения школьников бесплатными учебниками, падают объемы строительства и т.д. При этом Андрей Клычков активно пытается вмешиваться в деятельность муниципальных властей, прежде всего в г. Орле: выступает с инициативой реконструкции городского парка, дает оценки руководству муниципальных предприятий, фактически поддерживает строительство в черте города завода ПВХ-покрытий, против которого активно выступают жители Орла. Примечательно, что реальной помощи муниципалитету областная власть при этом не оказывает. Например, орловский горсовет несколько раз выходил в область с инициативой о перераспределении бюджетных доходов (с тем, чтобы 10% налогов, собранных в Орле, оставались в городе), однако реакции со стороны областной власти нет.

Естественно, все это вызывает настороженное отношение к врио у населения, СМИ и представителей бизнеса.

Среди позитивных моментов последнего времени можно назвать критику Андреем Клычковым работы руководителей ряда областных департаментов, неоднократные обращения к руководителям налоговых органов о недопустимости создания препятствий для развития бизнеса, а также контакты с представителями федеральных министерств и ведомств на предмет реализации в регионе ряда проектов. Впрочем, всё это носит пока декларативный характер.

В целом, по итогам семи месяцев пребывания Андрея Клычкова в должности врио губернатора, к сожалению, нельзя сказать, что он готов управлять регионом, особенно таким проблемным, как Орловская область. Уровень Клычкова – это скорее уровень главы муниципального образования, не более.