Трофимчук Григорий Павлович

Политолог, эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности. Председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей»

 

 

Комментарии эксперта:

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Власть на местах, включая, прежде всего, так называемых градоначальников, далеко не всегда чувствует настроения людей, проживающих на подотчётной им территории, полагаясь на федеральный центр. Особенно в том, что касается вопросов социально-политических, а не просто социально-экономических или социально-бытовых. И это в то время, когда угрозы в адрес Российской Федерации идут не только снаружи, но и изнутри, из регионов, которые, скажем мягко, мало подготовлены к такого рода событиям и ударам.

Но федеральный центр далеко не всегда, или не сразу, может увидеть происходящее в какой-то из частей большой России, – для этого и существует местная власть, губернаторы и мэры. Свежий пример Екатеринбурга достаточно показателен. В таком случае возникает естественный вопрос, – а для чего же, собственно, вообще нужна тогда местная власть, тем более работающая далеко не бескорыстно. Если чиновники видят проблему, но не знают, что с ней делать, то пусть тогда приглашают к себе тех специалистов из Москвы, которые в состоянии дать точную рекомендацию. К тому же большое, как сказано классиками, видится на расстоянии, в том числе и большие проблемы. Ещё раз подчеркну: сегодня регионы, территории – важнейшее место в плане безопасности и стабильности государства. Именно отсюда многие и будут пытаться расшатать российские сваи. И в этом смысле я бы не стал составлять какой-то рейтинг регионов, губернаторов, мэров, по знакомому шаблону «где тонко, там и рвётся». Порваться может где угодно, и особенно там, где никто не ждёт, в образцовых, так сказать, ведомствах. Сама по себе смена руководящего корпуса на местах практически ничего не даёт, кроме формальной отчётности о том, что где-то что-то сменилось.

Меняться должен подход к делу, а не лица чиновников. Также нет никакой особой надежды на так называемые «молодые кадры», на технократов, ведь свежий и бодрый потенциальный коррупционер может быть намного опаснее чиновника советской закваски, в котором ещё остаётся небольшая доля ответственности, вбитая советскими коммунистами на клеточный уровень. Поиск по-настоящему умных и пригодных для такой работы людей, – вот что сейчас требуется в регионах и для регионов. Но этим никто не занимается, так как это не совсем то, что связано с системой прохождения ступеней госслужбы. И всё это, отметим ещё раз, происходит на фоне усиления разного рода угроз и вызовов.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

Рекордные итоги кампании по выборам президента Российской Федерации автоматически подразумевают улучшение ситуации в регионах, заметное на этот раз и для местного населения. А не традиционные формальные позитивные цифры и отчёты, которые уже никого не устраивают сами по себе. Например, в виде тех красочных альбомов, которые губернаторы с удовольствием раскрывают перед телекамерами в кабинете Владимира Путина. Тем более, следует учитывать обстановку в мире, которая имеет, хотим мы этого или нет, прямое отношение к ситуации внутри страны и скорости всех процессов.

Так называемое «обновление губернаторского корпуса» было начато именно с этой целью, а не для механической ротации власти на местах, чтобы на какое-то время приглушить вопросы со стороны граждан и общественных организаций по поводу проблем ЖКХ, экологии и всего остального знакомого круга в адрес конкретных чиновников.

В этом смысле намного более подвижные (даже чисто внешне — в современных узких костюмах, в красивых очках), молодые руководители регионов могут получить кредит доверия лишь на короткий отрезок времени. Если не будет фактического подъёма уровня жизни населения, то вопросы в их сторону будут звучать ещё в более острой и жёсткой форме, это просто надо иметь в виду. Так как с красивого и ухоженного лица технократов, что называется, воды не пить.

Более того, если говорить о коррупции, пока что нет никакой гарантии, что представители этого слоя и этой новой возрастной группы будут, как бы это помягче сказать, меньше несанкционированно «брать» из бюджетов. Возможно, как раз наоборот: значительная часть энергии будет направлена именно в это русло.

И мы уже видим, к сожалению, как много нареканий, касающихся состояния городского хозяйства, дорожно-транспортной инфраструктуры, коммуникаций, звучит в сторону отдельных свежих назначенцев (например, в Ярославской области или в Крыму).

Отдельной темой является, видимо, пожизненное закрепление в местной власти Амана Тулеева. Это тяжёлый символ. Одного этого эпизода достаточно, чтобы дискредитировать всю кадровую политику на местах – как на областном, так и городском уровне. Российское общественное мнение считает данный факт абсолютно аморальным, поэтому никакие объяснения и доводы здесь не принимаются. Именно на этом сюжете, который привлёк к себе внимание всей России, федеральный центр обязан был продемонстрировать новые подходы.

Тем не менее в целом новые отставки в регионах будут идти в том же режиме, что и раньше. Причём, к сожалению, эту схему можно считать в большей степени хаотичной, чем детально продуманной. Поэтому все рейтинги в этой сфере, причём буквально по каждому ответственному лицу, зависят от массы случайностей, а не от стройной цепи фактов, социологии и здравого смысла.

Главная опасность, которая существует на данный момент – это возникновение в российских регионах своих собственных разнообразных проблем, которые могут шириться как по тематике (экология, техногенные катастрофы, тарифы и т.п.), так и разрастаться по географии. Тем более с учётом непростой финансово-экономической ситуации, которая висит над страной уже четыре полных года. Говорить людям в такой ситуации, что «денег нет» – неприемлемо. Губернаторы должны отдавать себе в этом отчёт.

Кстати, я всегда выступал против самого термина «губернатор», который мало того, что выглядит устаревшим, но и не соответствует масштабу должности и подведомственной ей территории. Губернатор по определению – это начальник губернии. Губерний у нас по конституции нет, а есть более мелкие области. Поэтому фактический «губернатор области» выглядит достаточно странно.

Поэтому хотелось бы, чтобы странностей у нас, наконец, становилось всё меньше и меньше. И чтобы произошло это прямо сейчас, так как времени уже нет.