ТопаловТопалов Александр Александрович

Политтехнолог, специалист по репутационному менеджменту и сетевым коммуникациям (г. Краснодар)

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 01, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Ноябрь, 2015)

В целом деятельность мэра Краснодара можно оценить как положительную. Мэрское кресло было занято им чуть более 10 лет назад, но и до этого он работал в городской администрации. В принципе трудно ответить на вопрос о том, в каком состоянии ему досталось городское хозяйство, поскольку в некотором роде о сам с ним уже отождествлен. За время мэрства Евланова Краснодар значительным образом преобразился в лучшую сторону. Естественно – не только благодаря его активности, но ее не учитывать тоже нельзя. Возможностями тучных 2000-х городская администрация воспользовалась достаточно эффективно.

Мэр Краснодара занимает устойчиво высокие позиции в пирамиде влияния Краснодарского края, ввиду высокой концентрированности бизнес- и общественной деятельности в краевой столице. С аппаратной точки зрения Евланов занимает позицию посередине между вице-губернаторами и руководителями краевых департаментов (министерств). Уровень политического влияния характеризуется в основном возможностью воздействовать на городскую Думу, принимающую большую часть решений по вопросу благоустройства и обеспечения жизнедеятельности краевой столицы. Отдельно хотелось бы отметить способности к политическому лавированию и кулуарному лоббированию интересов своего блока.

Со стороны жителей города отношение стабильно нейтральное. Среди ядра провластного электората по-прежнему пользуется поддержкой. Экспертное сообщество в регионе развито чрезвычайно слабо. Поэтому корректнее было бы выделить группу непрофессиональных урбанистов, претендующих на общественный экспертный совет по вопросам градоустройства. С их стороны деятельность мэра оценивается волнообразно. В периоды готовности мэрии идти на контакт с активистами оценки периодически вырастают до крайне положительных. Необходимое условие при этом – соблюдение требований урбанистов. В остальное время их отношение колеблется от нейтрального до плохого. Объективная оценка при этом зачастую отсутствует. Как ввиду того, что Евланов занимает кресло мэра достаточно долго и экспертам попросту не с чем сравнивать, так и по причине частой некомпетентности самих экспертов в поднимаемых вопросах.
После смены губернатора появилась необходимость переосмысления политики и схемы управления, существовавшей в крае на протяжении последних 15 лет. Новый губернатор достаточно активно критикует мэра за недочеты его администрации, но свое кресло Евланов по-прежнему сохраняет и достаточно успешно встраивается в новую реальность, воспринимая критику как призыв к действию и, очевидно, осознавая, что сохранение должности – вопрос следования новым указам губернатора. Наиболее напряженные взаимоотношения наблюдаются с представителями краевого Законодательного Собрания, в основном по вопросам соблюдения плана застройки города и по вопросу краевой программы «Краснодару – столичный облик».

Среди достижений следует выделить в целом достаточно высокий уровень благоустроенности города. В последнем правительственном рейтинге Краснодар занял первое место. Наблюдается тенденция к более широкому использованию демократических институтов и практик. В текущем месяце мэрия запустила процесс публичного обсуждения Генплана города. Заявлены планы по введению практики народного выбора дорог, которые мэрии следует отремонтировать в 2016 году. Среди ошибок стоит обозначить появление в Краснодаре гетто под названием «Музыкальный район», которое теперь доставляет проблемы и самим жителям и мэрии и недобросовестным застройщикам. Нельзя сказать, чтобы мэрия полностью проигнорировала этот процесс, но в значительной степени инициатива здесь была упущена. Прошедшие в сентябре выборы в Городскую Думу серьезным образом ландшафта не изменили, несмотря на то, что в Думу вошли представители всех парламентских партий, в реальных инициативах, как Думы, так и мэрии это пока никак не выразилось.

На критику можно отнести определенную усталость — когда после 10 лет управления городом все проблемы, зачастую лежащие не в плоскости решений муниципальной власти, вменяются в вину.

Однако объективно нынешнего мэра поддерживает большинство жителей города. Или он по-прежнему пользуется большой поддержкой жителей. Идет активное обсуждение и критика в социальных сетях, в публичных группах, среди активных горожан и новомодных урбанистов.

Администрация реагирует, пусть и не всегда идеально с точки зрения активных горожан, но дает понять, что слышит пожелания и критику горожан и старается реагировать. Сейчас запущен важный процесс — открытое публичное обсуждение Генерального плана города — главное теперь выдержать темп и обещания и оправдать ожидания. Заявлено публичное обсуждение и выбор дорог для ремонта в 2016 году. Вообще администрация делает шаги, чтобы установить обратную связь с населением и поддерживать ее.

Может быть, что новый руководитель региона «держит дистанцию» от всех глав муниципалитетов, и это не только с Краснодаром.