Сумин Антон Евгеньевич

Руководитель информационных проектов, медиаэксперт (г.Рязань)

 

 

 

Комментарии эксперта:

31 марта, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)

На протяжении анализируемого периода времени команда главы администрации Рязани объективно столкнулась с целым комплексом внешних и внутренних вызовов.
Каждый из этих вызовов – сам по себе достаточно серьёзный; накладываясь один на другой, они становятся триггерными точками напряжения.

Рассмотрим основные направления: общий кризис системы муниципального управления; эффект накопленной электоральной усталости, вызванный снижением реально располагаемых доходов населения; аномальные зимние климатические условия – снегопады с форс-мажорной нагрузкой на всю инфраструктуру городских служб; серия кадровых перестановок на ключевых должностях.

Все перечисленные факторы повлияли на уровень доверия населения к муниципальной власти.

Обладая определённым набором положительных личных качеств (умение работать в команде, системность, чувство субординации), у мэра Рязани Е. Б. Сорокиной фактически не было ни времени, ни пространства для стратегического маневра. Попытки сыграть на пиар-поле в виде цитирования книг урбанистов Варламова и Каца и отчётов о посещении обучающих мероприятий в Сколково не встретили в явном виде понимания у горожан. В настоящий момент коридор возможностей у мэра очень узкий, поэтому приходится использовать тот инструментарий влияния, что есть под рукой.

Что из этого получится – покажет время.

 

24 декабря, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)

Анализируя управленческую деятельность команды Любимова за 2020 год, лично я не вижу объективных причин для негативных оценок.

Я понимаю, что моя точка зрения, возможно, окажется отнюдь не самой популярной в экспертном сообществе. Критиковать, по закону жанра, всегда удобнее. Но давайте сосредоточимся на фактах. В сухом остатке за сентябрь-октябрь Рязанская область столкнулась с рядом масштабных вызовов. И знаете, я абсолютно не убежден, что команды предыдущих губернаторов, Олега Ивановича Ковалева и Георгия Ивановича Шпака, проявили бы более эффективные администраторские качества в решении данных задач.

Давайте подробнее разберём эти кейсы.

Во-первых, тема с возросшей протестной активностью на фоне производственных выбросов в атмосферу. Понятно, что вся история с промышленными предприятиями возникла не вчера и досталась Любимову по наследству от предыдущего руководства региона. Но именно ему выпала, в общем-то, неблагодарная роль распутать накопившиеся противоречия.

Ситуация грозила ростом социальной напряжённости. Но путём переговоров, в том числе с лидерами общественного мнения, заметной дестабилизации удалось избежать. Да, стратегически вопрос до сих пор не решён, идёт сложный этап переговоров и согласований, но общественно-политическая ситуация в целом сейчас сглажена. Надолго ли? Это тема уже для следующего анализа.

Во-вторых, федеральное ЧП в поселке Желтухинский Скопинского района. Взрыв боеприпасов на военном складе. Громыхнуло на всю Россию, в том числе – информационно. В этом случае губернатор и руководство региона повели себя, на мой взгляд, правильно. Незамедлительно прибыли на место чрезвычайного происшествия, координировали работу оперативного штаба, лично принимали участие в спасении людей. По общей стратегии вопросов нет, можно обсуждать частности, но это уже плоскость дискуссий.

И, наконец, в-третьих, осенняя волна COVID-19 и общероссийский тренд на понижение реально-располагаемых доходов населения. Эти два мощных фактора накладывают свой отпечаток практически на все события в регионе. То есть сам процесс управления регионом значительно усложнился.

С одной стороны, общество преодолело черту гипер-информационности, когда необходимо проявлять гибкость и моментально реагировать на любой вызов и сигнал. А с другой стороны, с учетом глобальных тенденций 2020 года, в обществе есть запрос на справедливость, и уже гораздо сложнее отделаться пустыми обещаниями. Именно поэтому команде губернатора приходится работать в условиях повышенной сложности, взвешивая каждый шаг. 

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

В начале своей деятельности на посту губернатора Рязанской области Николай Любимов получил существенный «аванс ожиданий» от всех сегментов общества и различных групп региональных элит.

Это было связано, в первую очередь, с накопленным эффектом усталости после длительного периода губернаторства Олега Ковалёва, чьё правление в экспертной среде характеризовалось такими терминами, как «информационная закрытость» и «избыточный консерватизм».

Именно поэтому приход молодого технократа из Калуги был воспринят с надеждами на конструктивные изменения в политической повестке.

Было предпринято обновление министерств, однако определённой фракции управленцев эпохи Ковалёва удалось сохранить статус-кво. Возникший альянс новых центров влияния распределился между выходцами из Калужской и Ростовской областей.

Изначально команде Николая Любимова удалось продемонстрировать неплохие показатели информационной прозрачности. Политическая жизнь региона начала приобретать динамику. Были зафиксированы попытки наладить диалог с обществом, в том числе через экспертные площадки. Наметился тренд на регулярное участие первого лица региона в работе новых дискуссионных клубов. Как результат: ряд активистов, прежде формировавших протестную повестку, в эпоху Любимова нашли точки соприкосновения по вопросам градозащиты и экологии.

Анализируя работу губернатора Рязанской области в течение последних месяцев, можно отметить следующие аспекты.

Если ранее основное влияние на политическую и общественную жизнь оказывало готовящееся голосование по поправкам в Конституцию, то затем акценты сместились в сторону мер по сдерживанию угрозы COVID-19. Была создана оперативная рабочая группа правительства Рязанской области по снижению рисков завоза и распространения коронавирусной инфекции. Её возглавил вице-губернатор Игорь Греков, обладающий ресурсом влияния в регионе.

Важный элемент деятельности опергруппы – медийный фактор. Оповещение населения ведётся по мультиканальному принципу, при этом большое внимание уделено социальным сетям.

Любимов проводит прямые эфиры во «ВКонтакте», работая с молодой и критически настроенной аудиторией. Сопровождение опергруппы выстраивается с упором на визуализацию контента, включая такие инструменты, как инфографика. Работа команды губернатора отчасти вписывается в федеральную концепцию информационного доминирования. Медийный фон, объективно перегруженный негативными посылами COVID-19, по мере возможностей пытаются перебить позитивными поводами – насколько это вообще возможно ввиду общего спада активности в данный эпидемиологический период.

Неочевидный бонус в копилку Николая Викторовича – произошедшая в феврале история с застройкой Лесопарка. Здесь ситуация повернулась двояко. С одной стороны, губернатор заработал плюс, пойдя навстречу обществу, выступившему против перевода под застройку зелёной зоны в излюбленном месте отдыха рязанцев. С другой стороны, до сих пор остаётся подвешенной ситуация со школой для жителей микрорайона Кальное, где из-за плотного возведения жилых массивов не осталось свободной земли для социокультурной инфраструктуры.

В анализируемый период Любимов посетил новое инвестиционное предприятие – тепличный комбинат в Рыбновском районе. Объем планируемых инвестиций – 16 миллиардов рублей.

Ещё один конструктивный кейс – открытие детского сада, построенного в рамках национального проекта «Жильё и городская среда».

Также стоит отметить тщательно выверенные шаги главы региона по налаживанию взаимоотношений с законодательным органом власти Рязанской области. В пользу Любимова играет тот факт, что в период его губернаторства областная дума стала, пожалуй, самым минимальным источником возможных политических сложностей. Даже КПРФ, традиционно являющаяся траблмейкером законодательных собраний, в стенах Рязанской областной думы ведёт себя подчеркнуто сдержанно. В областном парламенте были с минимальными издержками для имиджа губернатора проведены сложные законотворческие инициативы.

Фактор стабильности облдумы, безусловно, отражается на рейтинге субъекта Федерации. А вот в городской думе наблюдается противоположная картина. Спикеру Юлии Рокотянской, по мнению экспертов, явно не хватает управленческого опыта для того, чтобы наладить качественную работу городского представительного органа. Кажется, Юлия Владимировна ухитряется на ровном месте создавать прецеденты для информационного негатива. Здесь можно вспомнить ситуацию с её отпуском в разгар пандемии, фотосессию с ноутбуком, заявление о записи в народную дружину и, наконец, недавний демарш фракции ЛДПР, в знак протеста демонстративно покинувшей заседание Гордумы, – ситуаций, которых в принципе было бы легко вообще избежать.

Главная сложность текущего момента для Николая Любимова – рост изоляционистских настроений в обществе. Увеличение количества заболевших коронавирусом спровоцировало требования ограничения трафика жителей Москвы в Рязанскую область. С учётом соседства регионов и миграции десятков тысяч рязанцев, работающих в Москве, фактор угрозы нельзя списывать со счетов.

Масла в огонь подлила ситуация в селах Заокское и Коростово, где был обнаружен очаг инфекции, и сначала введён, а затем, после выступлений местных жителей, отменён режим карантина.

Не на руку губернатору играет общий тренд на ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Большое количество заметных в области лидеров мнений, являющихся представителями малого и среднего бизнеса, которые ранее демонстрировали сдержанную лояльность, начали транслировать в публичное пространство сигналы о мерах срочной поддержки той или иной сферы. Коронавирус стал серьёзным стресс-тестом для всей системы региональной власти.

На фигуре губернатора в данный момент сконцентрировано внимание всех слоёв общества. Сумеет ли Николай Любимов эффективно решить комплекс форс-мажорных управленческих задач и справиться с внешними вызовами – покажет время.

 

Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)

Осуществляя анализ, важно понимать контекст сложившейся ситуации. За последние годы полномочия муниципалитетов были заметно урезаны или переданы в ведение региональных и федеральных структур. Но ответственность городских властей, при сократившемся функционале, осталась на прежнем уровне.

Это привело к парадоксу. Должность мэра стала приобретать ярко выраженный токсичный оттенок. После серии громких уголовных дел и ареста ряда руководящих сотрудников (включая и. о. главы города Сергея Карабасова) интерес к креслу мэра со стороны ключевых игроков существенно снизился.

В этих условиях начала свою деятельность Елена Сорокина.

Она изначально рассматривалась в качестве компромиссной фигуры, без собственного политического бэкграунда и обременений в виде устоявшихся связей с региональными элитами.

Политтехнологические плюсы дебюта Сорокиной очевидны. Первая в истории города женщина-мэр. Ассоциации с Надеждой Чумаковой (легендарная председатель горисполкома, более 20 лет управлявшая Рязанью). Попытка с первых шагов выстроить диалог с общественностью: встречи с активистами в каждом районе, сбор предложений по Стратегии развития города.

Подводя промежуточные итоги работы Елены Сорокиной, можно выделить ряд ключевых факторов. Перечислю их.

Курс на открытость. Активное присутствие в медийном поле и соцсетях, сбор обратной связи онлайн, встречи с активистами, экологами, лидерами мнений.

Равноудалённость от региональных олигархов.

Реакция на запросы общества. Кейс с отменой застройки лесопарка в феврале. Данная тема вызвала большой общественный резонанс, городские власти оказались перед непростым выбором и сумели максимально купировать возможный негатив. Несмотря на то, что по большинству сигналов Сорокина предсказуемо старается держаться в кильватере губернаторской информационной повестки, здесь есть элемент личной человеческой позиции, что, безусловно, способно сглаживать возникающие точки социальной напряженности.

16 марта Елена Сорокина возглавила оперативный штаб по предотвращению распространения коронавируса. В Рязанской области создано несколько таких структур. Власти действуют на упреждение. При 2 подтвержденных случаях заболевания закрыты бассейны, аквапарки, места массового спортивного досуга, заведениям общественного питания разрешено работать только на доставку. Учебные заведения и ряд организаций бюджетной сферы переведены на дистанционный режим.

Наблюдатели отмечают, что такие меры в целом встречают сдержанное понимание во всех группах общества. Однако уже сейчас представителям власти (в том числе и городской) предстоит решать нарастающий снежный ком проблематики малого и среднего бизнеса, вопросов, связанных с переводом на дистанционный формат бюджетников, выстраивания логистики и новых узлов и систем управления в условиях повышенной готовности к карантину.

И от того, насколько успешно глава города сможет справиться с этими вызовами, будет зависеть оценка эффективности её менеджмента в глазах экспертного сообщества региона.