semenСеменов Антон Владимирович

Генеральный директор журнала о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 20, 2019 | Национальный туристический рейтинг-2019

Это уже наш пятый Национальный туристический рейтинг, можно сказать, юбилейный. За прошедшие годы мы не раз убеждались, что разработанная нами методология уникальна и включает в себя все главные компоненты отрасли туризма и гостеприимства. И это не просто рост «туристического потока», о котором обычно говорят чиновники. Это очередная попытка посмотреть со стороны на то, что происходит с туризмом в отдельно взятом регионе.

Добывая информацию о туризме и отдыхе в России, мы отмечаем для себя еще одну проблему. Это мизерное количество материалов о том, что происходит в туристической отрасли регионов. Возникает вопрос: а чем тогда занимаются многочисленные региональные пресс-службы, комитеты информационной политики, их начальники, пресс-секретари, специалисты? Складывается ощущение, что туризм для них что-то инопланетное, ненужное, второстепенное.

Помню, однажды я спросил министра по туризму одного из регионов: «Может, мне обратиться в Управление по информационной политике вашей администрации и они помогут с размещением информации?» Вы бы видели ужас в ее глазах. «Ни в коем случае этого делать нельзя!» – вот такой был ответ. В ряде регионов туризм находится просто в загоне. Чиновники, которым поручено развивать туризм, боятся лишний раз позвонить в пресс-службу, тем более попросить о чем-то.

Конечно, мы видим, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Но на это уходят годы. Годы упущенных возможностей.

Недавно я подсчитал, что побывал уже в 40 российских регионах. План на ближайший год-два – побывать во всех. Хотелось бы, чтобы такой план был у каждого гражданина, ведь не знать свою страну, свою историю, географию, народы, живущие здесь, их традиции – стыдно. А задача властей – обеспечить людям возможность путешествовать по своей стране.

 

Декабрь 20, 2018 | Национальный туристический рейтинг-2018

В мае этого года журналу «Отдых в России» исполнилось 15 лет. Нам было очень приятно получить поздравления от министров, губернаторов, сенаторов, руководителей крупнейших туроператорских компаний, коллег из самых разных регионов. Это были поздравления от наших друзей, тех, кто всей душой переживает за развитие туризма в стране.

За полтора десятилетия неоднократно менялись руководители профильного ведомства – Ростуризма, которое передавали как мешок с картошкой (вспоминаются слова президента про Крым) в подчинение то Министерству экономического развития и торговли, то Министерству спорта, то Минкульту. И вот мы дожили до нового этапа: Федеральное агентство по туризму снова подчинили Минэкономразвития. Как недавно сказала Маргарита Немоляева, основоположник и разработчик современной системы классификации отелей в России, обращаясь к замминистра Сергею Галкину, «спасибо вам за подарок, круг замкнулся». Отрасль опять замерла в ожидании чуда.

Конечно, хочется, чтобы туризм наконец превратился из некрасивого и больного ребенка в статного и крепкого юношу. Чтобы у него появились настоящие, любящие его родители. Авось подрастет, заработает денег, да и будет помогать им в старости. Надо только помочь, подставить плечо, подтолкнуть немного.

Чего не хватает нам для ускоренного развития туризма, для качественного рывка вперед, в один голос говорят наши эксперты. Это отсутствие долгосрочной стратегии, планирования и открытой коммуникации между властью и бизнесом. К сожалению, мы до сих пор живем по принципу «после меня хоть потоп». Не пора ли всерьез задуматься о своем будущем? Куда мы хотим прийти через 5, 10, 15 лет? Где будут отдыхать наши дети и внуки? Ответы на эти вопросы вы найдете, путешествуя по России.

 

Ноябрь 21, 2018 | Национальный рейтинг туристических брендов-2018

– Участие в рейтинге дает прекрасную возможность еще раз заявить или напомнить о себе на федеральном уровне тем, кто работает в туристической или смежных с ней отраслях. Ведь это очень хороший инструментарий для продвижения своего бренда, города, региона. Надеюсь, созданный нами информационный продукт будет востребован участниками рейтинга, журналистами СМИ, всеми, кто работает в сфере туризма и гостеприимства. Ведь в этом году критериями оценки были не только известность, узнаваемость и туристическая привлекательность бренда, но и репутация на рынке, маркетинговая и медиаактивность их создателей. А те правообладатели, которые не побоялись раскрыть финансовую информацию о себе, безусловно, заслуживают отдельного комплимента.

 

Декабрь 08, 2016 | Национальный Туристический Рейтинг (№2)

Когда мы готовили первый рейтинг, мы не ожидали, что он произведет эффект разорвавшейся информационной бомбы. Тема внутреннего туризма оказалась настолько актуальной, а болевые точки, на которые мы наступили в своих оценках, настолько чувствительными, что после выхода нашего исследования некоторые губернаторы проводили экстренные совещания. Опубликованная информация о месте того или иного региона на туристической карте России тут же перекочевала в Википедию. Следуя нашему курсу, в федеральных министерствах и ведомствах принялись за составление своих собственных рейтингов, которых до этого у них не было.
Основная цель нашей работы – увеличение потока туристов в регионы через продвижение их туристского потенциала. Неслучайно мы предоставляем «трибуну» нашего рейтинга известным представителям отрасли, руководителям регионов, сенаторам, владельцам и управляющим турфирмами, санаториями, организаторам крупных фестивалей и концертов. Мы ищем тех людей, которые пытаются изменить ситуацию в лучшую сторону: создают уникальные, интересные объекты; придумывают и реализуют прорывные, необычные проекты; объединяют вокруг себя профессионалов, болеющих за общее дело.
Туризм – это не только бизнес и доходы, которые можно подсчитать. Это не только шикарные гостиницы, первоклассные рестораны и ровные дороги (с этим у нас всегда проблемы). Это в первую очередь коммуникация между людьми нашей необъятной страны, общение между жителями разных, зачастую отдаленных друг от друга российских регионов, терпимость, умение понять и принять того, кто приехал к тебе в гости.
Сейчас россияне испытывают колоссальный подъем патриотизма и гордости за свою страну, сумевшую выбраться из-под руин Советского Союза. Мы умеем принимать гостей, особенно иностранных, как никто в мире. Но можем ли мы делать это красиво и изящно, без комсомольского надрыва? Можем ли мы управлять своими отелями и ресторанами так, чтобы гости не чувствовали себя облапошенными? Есть ли у нас уважение к труду горничной или консьержа в гостинице, как это принято в других странах? Уверен, мы находимся в самом начале пути становления России как крупной туристической державы. Давайте пройдем его честно!