Прохоров Валерий Валерьевич

Политолог, заместитель директора АНО «Центр прикладных исследований и программ»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Тенденцией года можно считать возросшую политическую активность на муниципальном уровне. Это не удивительно, всё больше муниципалитетов возвращают прямые выборы мэров – глав администраций.

В 2020 году состоятся выборы более чем в 20 административных центрах субъектов Федерации. Это внесёт серьёзные коррективы в рутинную повестку мэров этих городов, которые будут заинтересованы в избрании наиболее лояльного им пула кандидатов. То есть, тренд на дальнейшую политизацию процессов, происходящих на муниципальном уровне, будет усиливаться, причем, в большей степени в крупных городах и столицах регионов. В связи с этим изменилась риторика некоторых градоначальников, которые стали выступать с политическими заявлениями.

Ярким примером может служить заявление мэра Хабаровска Анатолия Кравчука о придании городу особого федерального статуса, по аналогии с Москвой, Санкт-Петербургом и Севастополем. В наступающем году мы с большой вероятностью услышим новые смелые инициативы от глав городских администраций.

Видимо, претерпит изменение и господствующее позиционирование мэров как «крепких хозяйственников». Следует ожидать, что некоторые из них начнут создавать себе образ арбитров внутриэлитных конфликтов, активизируют критику существующей системы межбюджетных отношений, а в ряде случаев будут требовать перераспределения полномочий между муниципальным и региональным уровнями управления.

В складывающихся условиях возможен пересмотр критериев эффективности работы мэров со стороны федерального центра. Например, оценка такого показателя, как доверие власти, может сместиться с регионального на муниципальный уровень, и за его состояние будут отвечать в большей степени мэры, нежели губернаторы.

Наметившиеся тенденции послужат укреплению статуса мэра как одного из ключевых акторов внутренней политики в регионе, и его политический вес будет расти. В этом контексте важно добиваться гармонизации отношений по линии «мэр-губернатор». Одним из наиболее эффективных подобных тандемов можно считать пару, которую составляют губернатор Новосибирской области Андрей Травников и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Разная партийная принадлежность (Травников — единоросс, а Локоть представляет КПРФ) позволяет им вполне эффективно взаимодействовать. Отрицательный пример — конфликт губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, приведший в конечном итоге к отмене прямых выборов мэра. Продуктивность этих отношений зависит напрямую от целого ряда факторов, основными из которых являются личные отношения и схожесть представлений о стратегии развития региона и города, общее видение перспектив.