Поляков Сергей Валентинович

Политолог, руководитель Центра социально-политических исследований и программ

 

 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Губернаторские праймериз проходили в ситуации, когда исполняющие обязанности – кандидаты были уже назначены на свои посты президентом. Это определило как закрытую модель проведения предварительного голосования, так и достаточно спокойный характер самой кампании. В ходе праймериз, в первую очередь, решались не политические, а технологические задачи: формирование программы кандидата, мобилизация новых групп сторонников, коррекция образа кандидата и другие.  Для кандидатов–варягов праймериз стали хорошей возможностью лучше познакомиться с регионом и выстроить отношения с региональной элитой.  Пожалуй, только в Севастополе  вокруг губернаторских праймериз возникла напряжённая атмосфера, не прибавившая плюсов Дмитрию Овсянникову. Иная ситуация складывалась на предварительном голосовании по отбору кандидатов в законодательные собрания субъектов и в органы местного самоуправления.  В ряде регионов  острая борьба за  «номинацию» на предстоящих выборах сопровождалась резким обострением внутриэлитных конфликтов. Наиболее острая ситуация сложилась в Краснодарском крае, праймериз накануне выборов депутатов законодательного собрания  носили скандальный характер и серьёзно ослабили позиции Вениамина Кондратьева.

Непростая ситуация на предварительном голосовании  складывалась в Приморском крае, Тверской и Ярославской областях.  И если Миклушевскому удалось выйти из сложной ситуации с минимальными потерями, то позиции Рудени и Миронова заметно ослабли. Напротив, те главы регионов, где праймериз прошли не только без скандалов, но и помогли стабилизировать внутриэлитную ситуацию, заметно укрепили свои позиции. Это, в первую очередь, губернатор Алтайского края Александр Карлин и губернатор Омской области Виктор Назаров.

Следует учитывать, что менее чем через год состоятся выборы президента и этим объясняется повышенное внимание к прозрачности и открытости электоральных процедур, в том числе внутрипартийных, как со стороны федерального центра, так и со стороны избирателей. Плюсы и минусы, заработанные главами регионов в ходе проведения предварительного голосования, будут оказывать существенное влияние на их позиции на протяжении длительного времени.