Проект «Национальный рейтинг»

(до июля 2015г. — «Народный рейтинг»)

 

Центр Информационных Коммуникаций «Рейтинг» (ЦИК «Рейтинг») в рамках проекта «Национальный рейтинг» специализируется на выяснении отношения населения и экспертного сообщества к региональной власти. Это основное направление работы Центра, базовая часть которой состоит из двух регулярных исследований: Рейтинга губернаторов (глав субъектов РФ) и Рейтинга мэров (глав администраций) столиц субъектов РФ и крупных региональных финансово-промышленных центров. Первый из этих рейтингов увидел свет в апреле 2014 года. Кроме того, ЦИК «Рейтинг» проводит разовые исследования по темам, оказавшимся в центре общественного внимания. В настоящий момент рейтинги мэров публикуются ежемесячно. Начиная с мая 2015 года рейтинги губернаторов (глав субъектов РФ) выходят с интервалом в два месяца.

Сегодня проект хорошо известен в качестве федеральной трибуны. Помимо обширного цитирования, он попадает в поле зрения практически всех профильных пресс-служб и департаментов, специализированных экспертных сайтов и, федеральных новостных лент.

Главной методической особенностью «Национального рейтинга» является его максимальная транспарентность и простота. Изначально рейтинги составлялись преимущественно на основе телефонных опросов, проведенных весной 2014 года в 80 субъектах Российской Федерации. Масштаб проделанной работы сразу вывел проект в число наиболее солидных исследований подобного рода. В дальнейшем полученные на первом этапе «базовые» результаты стали корректироваться  с помощью заключений федеральных и региональных экспертов, инсайдерской информации и данных из открытых источников. С этой целью на местах была создана экспертная сеть, включающая несколько сотен человек (количество экспертов постоянно растет), которые на условиях строгой анонимности явочным порядком доводят своё мнение о ситуации и тенденциях в регионах до составителей рейтингов. Окончательное решение по таблицам рейтинга принимает Экспертный Совет ЦИК «Рейтинг» так же, во избежание посторонних влияний, работающий на принципах анонимности. При этом те федеральные и региональные эксперты, которые желают публично высказать свои взгляды, имеют возможность размещать свои авторские комментарии в тексте самого исследования. С их списком (более 300 человек) можно ознакомиться в соответствующих рубриках на сайте ЦИК «Рейтинг». 

Выбор вышеизложенной методики исследований был определён несколькими соображениями. Одно из них заключается в том, что для читателей совершенно безразличны методические отличия рейтингов, выпускаемых различными организациями. Помимо того, что эта часть интересна и понятна исключительно узкому кругу специалистов, сами по себе, подробные описания тех или иных методик никоим образом не свидетельствуют о добросовестности или недобросовестности их авторов: без ознакомления с первичными материалами ни для кого в принципе невозможно составить об этом представление. При этом, всё более частыми становятся попытки воздействия на сознание граждан России посредством апелляции к представлениям этих самых граждан, якобы, точно выясненным в результате многоступенчатых и всеобъемлющих исследований. Действительно, глупо отрицать огромное прикладное значение профессиональных знаний социологов и политологов. Но область их работы, по определению, является Terra Incognita для абсолютного большинства граждан России, в том числе граждан весьма образованных. И, в силу этого своего свойства, данная территория легко становится областью манипуляций, совершенно не поддающихся общественному контролю.

В самом деле, интегральные многомодульные исследования предполагают наличие большого числа высококвалифицированных специалистов, которые строго научно, понимая таких же, как они, высококвалифицированных исследователей, с полуслова, моментально определят, как должны соотносится между собой, например, тематические модули, какие из них являются маркерными, а какие, наоборот, маркерными не являются. Никакая, горячо и заслуженно любимая профессионалами своего дела фокус-группа, не может работать без костыля по имени «модератор» и, по определению, не может не подпасть под влияние этого модератора. В результате, во многих изощренных и хитроумных исследованиях «мнение на выходе» совершенно не соответствует тому, что было «на входе». Всем памятна история с поразительным расхождением социологических данных с данными избирательных комиссий на последних выборах московского мэра.

Следует ещё раз подчеркнуть глубокое уважение, с которым специалисты ЦИК «Рейтинг» относятся к профессиональным навыкам и умениям, к изощренным методикам исследований. Не вина, а беда подлинных социологов в том, что область применения их знаний часто становится областью применения знаний и умений профессиональных манипуляторов.

Изначально единственным фактором, по которому предполагалось судить об успехе «Национального рейтинга», должен был явиться  интерес к нему со стороны граждан России, представителей СМИ и экспертного сообщества. Сегодня можно констатировать, что проект не только состоялся, но даже превзошел все ожидания его создателей.