Надеждин Борис Борисович
Политик, президент Института региональных проектов и законодательств. Депутат Государственной думы (2000-2003 гг.)
Комментарии эксперта:
Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)
В последние годы очевидно — количество тяжеловесов в губернаторском корпусе резко упало. Фигур масштаба Егора Строева, Юрия Лужкова, Минтимера Шаймиева во главе регионов практически не осталось. Основная тенденция такова: губернаторами становятся люди, не связанные с регионом, их присылают из Москвы. Никакими политическими игроками они не являются. Но, поскольку административная машина работает, они набирают свои 90% почти везде. Для меня это дико, но факты означают, что административная машина сильна и не важно, кого пришлют губернатором: если его пришлют из Москвы, его поддержит «Единая Россия». Наместники, губернаторы сегодня просто являются административными единицами, и даже имеющийся у некоторых из них политический вес, не очень помогает в работе или решении проблем. Классический пример – история с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, или бывшим главой Удмуртии Александром Волковым. Сегодня политический вес и прошлые политические заслуги не имеют никакого значения. Важнее быть другом или охранником президента. На деятельность глав регионов отчасти влияет предвыборная страда, в том смысле, что они чаще встречаются с людьми, стараются более-менее изобразить избирательную кампанию. В целом административная система в губерниях работает, а сбои — это очень редкий случай – как в Иркутске, где к власти пришёл коммунист. Иногда бывает и наоборот, когда избранный при помощи ресурса охранник через месяц уходит в отставку. К федерализму это не имеет никакого отношения. Сегодня в России сформировалась система воевод, характерная для унитарного государства. Недавняя «прямая линия» президента в этом смысле была очень показательна. С одной стороны, хорошо, что президент решает вопросы и хорошо, что его все боятся и слушают. Цыкнет – и губернатор побежал заделывать яму или чинить квартиру. С другой стороны – это беда, ведь работа президента федеративного государства заключается не в том, чтобы конкретную яму заделывать или людей лечить. Его работа в том, чтобы создать политическую систему, при которой региональные власти несут ответственность перед своими жителями за свою работу и имеют финансовые возможности для решения возникающих проблем. При Владимире Путине централизация достигла чудовищного масштаба. Известно, что 2/3 консолидированного бюджета находится в Москве. Только четверть в регионах и 10% в городах. Поэтому у них и денег нет. Ситуация выглядит так, что политическая судьба губернатора зависит не столько от его работы, сколько от того, сумел ли он договориться с Федеральным центром по деньгам, и от того, насколько хорошую картину по своему региону демонстрирует московскому начальству, часто умело пуская пыль в глаза.