Мишуров Сергей Сергеевич

Экономист, директор Института системных экономико-психологических исследований. Координатор Общественного научно-образовательного экспертного совета Ивановской области  

 

 

Комментарии эксперта:

Апрель 26, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2017)

Сложившийся в регионе контекст, на мой взгляд, выглядит так, что и стратегические, и тактические задачи, которые приходится решать правительству региона и лично губернатору Павлу Конькову, все ещё во многом «запрограммированы» действиями команды предшественника.  В бюджетной сфере бывший глава региона Михаил Мень делал ставку на значительные заимствования, а в предпринимательской — на «заход» в регион инвесторов и «крупных игроков». Поэтому, с одной стороны, имея полученную в наследство предельную закредитованность бюджета (90 % от максимально допустимого размера), Павел Коньков вынужден принимать неизбежные, но политически рискованные решения по ограничению бюджетных расходов, в том числе в сфере экономического развития. Вместе с тем, решение губернатора о рефинансировании регионального долга за счет облигационного займа экономистами оценивается как тактически обоснованное.  С другой стороны, банкротство крупных предприятий с полной или частичной остановкой их деятельности выявило проблему уязвимости региональной экономики от действий и решений извне. Например, последствия банкротства компании «СУ-155», получившей привилегированный статус еще при прежнем губернаторе и имеющей как производства, так и недостроенные объекты на территории региона, теперь являются проблемой команды Павла Конькова. В экономической сфере значительная часть решений губернатора носит вынужденный — «реактивный» — характер и скорее направлена на преодоление последствий, а тактические его действия пока позволяют предотвращать перевод экономических проблем в острые социальные последствия и социальное недовольство.

Реализация анонсированных губернатором экономических планов стратегического характера происходит только отчасти. Важным фактором экономической жизни и фактором, позитивно влияющим на доверие деловых кругов и населения к действиям губернатора, являются сделанные в первом квартале 2017 года шаги по реализации масштабного регионального инвестиционного проекта по строительству комбината синтетического волокна. Вместе с тем, реализация ряда других инициатив затягивается или откладывается не только из-за объективных экономических причин, но и вследствие привнесённых ранее противоречий, связанными с взаимоотношениями между «внутренними» и «внешними» инвесторами.  Поэтому губернатору приходится уделять значительное внимание вопросам взаимодействия хозяйствующих субъектов, позиция которых влияет на реализацию долгосрочных планов регионального масштаба.

Более выражены последовательные шаги по реализации собственных планов губернатора Ивановской области в вопросах взаимоотношений с местным сообществом, где Павел Коньков демонстрирует более открытый и существенно менее авторитарный, чем в предшествующий период управления,  стиль.  Лично проявляемая поддержка инициатив «снизу» в тоже время и соответствует федеральной повестке укрепления авторитета «вертикали» власти за счет взаимодействия с «горизонталью». Анонсированные в конце 2016 года шаги по поддержке инициатив локальных сообществ в рамках территориального общественного самоуправления вызывают осторожные, но позитивные отклики в муниципалитетах региона.

Прямой диалог не только с «официальными» общероссийскими организациями среднего и малого предпринимательства («ОПОРА России», «Деловая Россия»), но и с местными объединениями, повышает открытость взаимодействия предпринимательского сообщества и губернатора.

Позитивно оценивая уровень открытости Павла Конькова, активная часть регионального сообщества, включая представителей научно-образовательной среды, демонстрируют готовность к сотрудничеству в расширении содержательного диалога.

Подводя итоги, можно предположить, что губернатор Ивановской области Павел Коньков сегодня работает в условиях усиливающегося противоречия и, как следствие, непростого выбора между долгосрочными интересами различных социальных групп населения региона и краткосрочными интересами представителей отдельных центров экономического влияния.