Мишуров Сергей Сергеевич
Экономист, директор Института системных экономико-психологических исследований. Координатор Общественного научно-образовательного экспертного совета Ивановской области
Комментарии эксперта:
Август 29, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)
От губернатора Ивановской области, пусть и врио, ожидают политических действий — активного участия в расстановке персон, перераспределение зон влияния. Обычно новые руководители для этого обновляют команду, «внедряют» своих людей. Станислав Воскресенский не стал этого делать и дал возможность проявить себя многим чиновникам команды предыдущего губернатора.
Таким образом, он создал ситуацию, в которой среди его подчинённых нет особо приближенных. Впрочем, новые назначения на должности экономического и аграрного блоков сделаны.
Тем самым губернатор обозначил свои приоритеты: ставка на экономическую политику, пока реализуемую отдельными шагами. Эти шаги, как правило, заранее не анонсируются — уже принятые решения озвучивают не пиар-менеджеры врио губернатора, а непосредственно инвесторы. Среди них за последние месяцы: открытие федеральных административных центров СОГАЗ и ИНТЕР РАО, один из крупнейших производителей мяса в России — компания «Дымов», возобновление работ по строительству окружной дороги «Восточный обход».
При поддержке областного правительства увеличено число востребованных не только ивановцами, но жителями соседних областей, авиарейсов Иваново — Санкт-Петербург. Это может стать важным шагом в создании межрегионального авиахаба на базе ивановского аэропорта Южный, располагающего для этого необходимой инфраструктурой.
При этом журналисты отмечают, что глава региона нередко отказывается от комментариев, которые позволили бы ему лишний раз засветиться в средствах массовой информации.
Ивановская провинция с точки зрения столичного взгляда многие годы выглядела скорее как рекреационное пространство. Настойчивое насаждение в течение последних лет брэнда «депрессивности» преподносило регион как пустеющую территорию, пригодную для «рекреационных островков» и источник дешёвой («на всё согласной») рабочей силы. Кажется, в эту концепцию укладывается и новый «губернаторский» инвестпроект строительства животноводческого комплекса «Дымов» в Гавриловом Посаде. Но всё же с важной оговоркой. Станислав Воскресенский первым из ивановских губернаторов в качестве критерия успешности инвестпроекта объявил степень его вклада в создание условий для роста оплаты труда. Установка на инвестпроекты как средство усложнения характера труда и повышения конкуренции за работников, вписанная в предвыборную кампанию, имеет, пожалуй, если не политический, то уж точно политико-экономический характер. Она задает критерий осмысленности и успешности прошлой, текущей и будущей экономической политики регионального масштаба.
Станислав Воскресенский не выказывает явным образом знаки политической поддержки участникам выборов в областную Думу, за исключением реальных, а не «околобюджетных» промышленников, таких как Анна Богаделина — директор и совладелец крупного текстильного предприятия «Шуйские ситцы».
Станислав Воскресенский продолжает укреплять образ самостоятельного и компетентного технократа, целенаправленно избегая лишней шумихи в прессе и громких обещаний с неопределенным сроком реализации. Возможно, он целенаправленно пытается вернуть весомость «слову губернатора».
Апрель 26, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2017)
Сложившийся в регионе контекст, на мой взгляд, выглядит так, что и стратегические, и тактические задачи, которые приходится решать правительству региона и лично губернатору Павлу Конькову, все ещё во многом «запрограммированы» действиями команды предшественника. В бюджетной сфере бывший глава региона Михаил Мень делал ставку на значительные заимствования, а в предпринимательской — на «заход» в регион инвесторов и «крупных игроков». Поэтому, с одной стороны, имея полученную в наследство предельную закредитованность бюджета (90 % от максимально допустимого размера), Павел Коньков вынужден принимать неизбежные, но политически рискованные решения по ограничению бюджетных расходов, в том числе в сфере экономического развития. Вместе с тем, решение губернатора о рефинансировании регионального долга за счет облигационного займа экономистами оценивается как тактически обоснованное. С другой стороны, банкротство крупных предприятий с полной или частичной остановкой их деятельности выявило проблему уязвимости региональной экономики от действий и решений извне. Например, последствия банкротства компании «СУ-155», получившей привилегированный статус еще при прежнем губернаторе и имеющей как производства, так и недостроенные объекты на территории региона, теперь являются проблемой команды Павла Конькова. В экономической сфере значительная часть решений губернатора носит вынужденный — «реактивный» — характер и скорее направлена на преодоление последствий, а тактические его действия пока позволяют предотвращать перевод экономических проблем в острые социальные последствия и социальное недовольство.
Реализация анонсированных губернатором экономических планов стратегического характера происходит только отчасти. Важным фактором экономической жизни и фактором, позитивно влияющим на доверие деловых кругов и населения к действиям губернатора, являются сделанные в первом квартале 2017 года шаги по реализации масштабного регионального инвестиционного проекта по строительству комбината синтетического волокна. Вместе с тем, реализация ряда других инициатив затягивается или откладывается не только из-за объективных экономических причин, но и вследствие привнесённых ранее противоречий, связанными с взаимоотношениями между «внутренними» и «внешними» инвесторами. Поэтому губернатору приходится уделять значительное внимание вопросам взаимодействия хозяйствующих субъектов, позиция которых влияет на реализацию долгосрочных планов регионального масштаба.
Более выражены последовательные шаги по реализации собственных планов губернатора Ивановской области в вопросах взаимоотношений с местным сообществом, где Павел Коньков демонстрирует более открытый и существенно менее авторитарный, чем в предшествующий период управления, стиль. Лично проявляемая поддержка инициатив «снизу» в тоже время и соответствует федеральной повестке укрепления авторитета «вертикали» власти за счет взаимодействия с «горизонталью». Анонсированные в конце 2016 года шаги по поддержке инициатив локальных сообществ в рамках территориального общественного самоуправления вызывают осторожные, но позитивные отклики в муниципалитетах региона.
Прямой диалог не только с «официальными» общероссийскими организациями среднего и малого предпринимательства («ОПОРА России», «Деловая Россия»), но и с местными объединениями, повышает открытость взаимодействия предпринимательского сообщества и губернатора.
Позитивно оценивая уровень открытости Павла Конькова, активная часть регионального сообщества, включая представителей научно-образовательной среды, демонстрируют готовность к сотрудничеству в расширении содержательного диалога.
Подводя итоги, можно предположить, что губернатор Ивановской области Павел Коньков сегодня работает в условиях усиливающегося противоречия и, как следствие, непростого выбора между долгосрочными интересами различных социальных групп населения региона и краткосрочными интересами представителей отдельных центров экономического влияния.