Мальцев Михаил Анатольевич
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма (г. Екатеринбург)
Комментарии эксперта:
11 января, 2022 | Национальный туристический рейтинг – 2021
– В 2021 году Уральской ассоциации туризма исполнилось 25 лет. Итоги года у субъектов, входящих в нашу ассоциацию, а это Свердловская, Тюменская и Челябинская области, разные.
Наши традиционные направления-лидеры: Москва, Санкт-Петербург, Челябинская и Тюменская области. Самый большой рост турпотока в этом году из Свердловской области в Калининградскую, Калужскую, Магаданскую области, Кабардино-Балкарию, Ставропольский край, Алтайский край и Республику Алтай. Также пользовался популярностью маршрут на зимний Байкал, организованный туроператором TUI Россия. Мы это связываем с улучшением сервиса в этих регионах, появлением новых средств размещения, маркетинговой активностью самих регионов, в частности их туристско-информационных центров. Так, например, хорошо себя продемонстрировала Калужская область, где много интересных объектов, открылся новый Музей космонавтики, есть малые города Козельск и Боровск, нет московской суеты. Также сыграли свою роль дотационные рейсы авиакомпаний и прямое авиасообщение. Значительно вырос сервис в Кабардино-Балкарской Республике, многие туристы едут туда снова. И хотя из столицы Урала несколько раз в день летают самолеты в Кавказские Минеральные Воды, мы сейчас ведем переговоры о запуске в следующем году прямого рейса из Екатеринбурга в Нальчик. Если говорить про выездной туризм, то знаковым событием этого года стал запуск из Екатеринбурга прямого рейса в Албанию.
Гостиницы Свердловской области в 2021 году были загружены на 60%, в ноябре показатели доходили до 70%. Не все отели пережили коронакризис: несколько закрылось, некоторые сменили собственников или находятся в стадии продажи. И если в целом отели областной столицы чувствуют себя неплохо, то в регионе ситуация выглядит удручающе и развивается по негативному сценарию. Здесь отсутствуют инвестиции в средства размещения, мы не видим ни успехов в государственно-частном партнерстве, ни появления новых загородных отелей. Крупные холдинги, в том числе металлургические компании, предпочитают вкладывать деньги в соседние регионы. По итогам туристического кешбэка Свердловская область значительно отстает от соседних Челябинской и Тюменской областей. И это несмотря на то что у нас, в столице федерального округа, расположен мощнейший железнодорожный и авиационный узел. Все это говорит о капитальном многолетнем провале в работе по развитию туризма в нашем регионе. При этом вложения в развитие туризма по своим объемам не уступают другим регионам, например одному из лидеров – Татарстану. При этом мы видим диаметрально противоположные результаты.
Мы не можем обеспечить отдыхом даже собственных жителей области, поскольку загородных отелей очень мало, а цены из-за высокого спроса и загрузки завышены. У нас нет лоббистов на федеральном уровне, а также доверия органам власти. Единственный туристический кластер «Гора Белая» под Нижним Тагилом не развивается, хотя прошло уже три года, он мог бы дать и новые рабочие места, и средства размещения. Если нет диалога и сотрудничества между органами власти и бизнесом, то о каких инвестициях может идти речь? При этом турбизнес к такому профессиональному разговору готов.
Декабрь 20, 2019 | Национальный туристический рейтинг-2019
Для нашего региона положительным моментом в 2019 году явилась стабильность на рынке выездного туризма. Это произошло за счет грамотно рассчитанных чартерных программ из Екатеринбурга. А такие изменения, как смена отраслевого министерства и руководителя Федерального агентства по туризму в РФ, на развитие туристической отрасли Уральского региона практически не повлияла.
По сравнению с 2018 годом, когда проводился чемпионат мира по футболу, мы отметили сокращение въездного потока туристов, количества зарубежных авиакомпаний и географии полета из Екатеринбурга и других уральских городов.
На мой взгляд, основной проблемой для Уральского региона является недостаточное взаимодействие областных властей с федеральными органами власти и туристическим сообществом. Чтобы способствовать интеграции регионального турсообщества в общефедеральные и международные проекты, необходимо более сосредоточенное внимание федерального центра к отдаленным от Москвы регионам.
В 2019 году наиболее значимым проектом для нас стало взаимодействие Уральской Ассоциации туризма (Уральского отделения Российского союза туриндустрии) с промышленными предприятиями в УрФО. Такое сотрудничество оказалось возможным в рамках специальной программы «Профилактика и лечение профзаболеваний», в основе которой лежит лечение в здравницах Уральского региона и на курортах Северного Кавказа.
Декабрь 07, 2015| Национальный Туристический Рейтинг (№1)
К сожалению, нельзя сказать, что Свердловская область в уходящем году порадовала какими-то прорывными проектами или интересными идеями в сфере въездного и внутреннего туризма. Однако важно отметить два события: с июня 2015 года на постоянной основе независимо от загрузки начата реализация проекта «Самоцветное кольцо Урала». Проект был инициирован Уральской Ассоциацией туризма, это единственный проект Свердловской области, вошедший в Федеральную целевую программу развития туризма в 2011-2018 гг. Данный проект осуществляется и финансируется группой компаний «Виста».
Также стоит отметить прошедший в октябре 1-й Межрегиональный круглый стол по вопросам развития индустриального и военно-патриотического туризма, который получил поддержку Федерального агентства по туризму. Военно-патриотическая и индустриальная тематика приоритетна для нашего региона и может являться важной точкой роста в случае грамотного взаимодействия между властями региона и турбизнеса. Это мероприятие решено проводить дважды в год на регулярной основе.
Профессиональное турсообщество характеризует деятельность отраслевого министерства, а также ГБУ «Центр развития туризма Свердловской области» как недостаточно эффективную. Подобная ситуация заставляет турсообщество выстраивать отношения с общественными объединениями, такими как Российский союз туриндустрии, и ориентироваться в своей деятельности на Ростуризм. Например, значительно лучше обстоит ситуация в отношениях турбизнеса и власти в Челябинской области и Пермском крае.
Свердловская область имеет ряд преимуществ, в частности международный хаб Кольцово, который неоднократно признавался лучшим региональным аэропортом, уникальное географическое положение и ряд других. Однако, отсутствие взаимодействия областных властей в сфере туризма с туристическим сообществом и муниципалитетами, а также федеральным центром не позволяет реализовывать на уровне Свердловской области, как локальные, так и инфраструктурные туристские проекты.