крутаковКрутаков Леонид Викторович

Политолог, публицист. Доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве России. Заместитель руководителя пресс-службы мэра и Правительства Москвы (2003 -2009 гг.)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Пенсионная реформа, инициированная федеральным центром в прошлом году, до сих пор оказывает влияние на формирование образа региональных лидеров. Мы наблюдаем существенное снижение их рейтинга и общего уровня доверия к власти среди населения. Это логично, так как реформа была запущена технологически безграмотно и выглядела, как попытка обмануть людей. Вместо доверительного разговора и попытки объяснить необходимость реформы была проведена спецоперация. Прямое следствие таких решений — результаты выборов в Приморье, во Владимирской области, Хабаровске… Чтобы победить в Приморье, партии власти пришлось задействовать и вычерпать весь свой ресурс. Раньше для легкой победы кандидату в губернаторы было достаточно представиться ставленником и единомышленником президента Путина. Теперь эта схема не работает. Сегодня региональный лидер должен не только говорить о проблемах региона, но и принимать ответственные решения по ним. В том же Приморье весьма велик отток населения. Несмотря на то, что темпы роста экономики в 2-3 раза выше среднерусских, люди бегут. Основные причины отъезда: уровень медицины и образования. Помпезные проекты и разнообразные форумы лидеров, которыми так гордятся губернаторы, простыми людьми не оцениваются как благо, так как почти не сказываются на их уровне жизни. Это как красивая карета, которая проезжает мимо. На мой взгляд, губернаторы должны сосредоточится на взаимосвязи бизнес-проектов и социальной ситуации в своём регионе, чтобы люди ощутили позитивные последствия от действий власти. Конечно, надо понимать, что для массы дотационных регионов многое зависит от отношений с Центром. Но это не значит, что у губернаторов совсем нет возможностей. Они могут работать и с дотациями, и решать проблему коррупции. На том же Дальнем Востоке как раз не так остро стоит бюджетный вопрос, сколько вредит коррупция и браконьерство. Я уверен, что система вынуждена будет отказаться от экспериментов с охранниками из ФСО. Запрос на проектное мышление и личную ответственность во власти очень велик. В том числе, и на региональном уровне. Губернаторы должны демонстрировать дела и возможности. Пока зачастую главы территорий живут по принципу: «победил и дело в шляпе». Время инерционной политики заканчивается. Очевидно, что вызовы сегодняшнего дня требуют другого поведения, как на местах, так и в центре. 

 

Январь 22, 2016| Национальный Рейтинг Депутатов (№3, январь 2016)

Необходимо, чтобы Государственная Дума выполняла свои непосредственные функции. Одна из ключевых функций – обеспечение обратной связи электората и власти. Когда Дума не обеспечивает этой связи, тогда появляются «эрзацы» вроде Общественной палаты, тогда эту функцию берут на себя социальные сети, стихийно возникают интернет-сообщества: всё это означает, что механизм обратной связи не работает. Отсюда нарастание протестного потенциала. То есть, по моему мнению, Дума должна играть роль стабилизатора, а не полупроводника.

Мне, например, непонятно решение по возвращению мажоритарных выборов – это для федеративного государства просто недопустимо, по моему мнению. Дело в том, что мажоритарий всегда – индивидуальный проект в политике, он, так или иначе, реализует свою индивидуальную стратегию, превращаю её в какие-то выгоды для себя. Сама идея парламента подразумевает партийную иерархию и работу над коллективными целями. Другая сторона вопроса: как только депутат какой-либо партии попадает в «грязную» историю, партия реагирует первая – она заинтересована в отстранении от должности этого депутата.