kondrashevКондрашов Олег Александрович

Глава Администрации города Нижнего Новгорода
 

 
 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (июнь, 2015)

Управление городом-миллионником, в первую очередь, — ежедневный напряженный труд, требующий постоянного практического результата. Поэтому градоначальник изначально — хозяйственник, а уже потом известный человек, лидер общественного мнения, политик и так далее. Только под этой призмой и стоит, по моему мнению, рассматривать все рейтинги мэров и глав администраций.

Скептически отношусь к разным рейтингам, но в данном случае результаты исследований вызывают у меня особое доверие. Одно дело – рейтинги, которые создаются внутри региона, за которыми часто четко видна чья-то рука и ангажированность, и другое дело – рейтинг, составленный на федеральном уровне, когда его авторы равно удалены от местечковых интересов. Здесь экспертная оценка и серьезная аналитика опирается на важнейший пласт социологических опросов, мнений простых людей. Моменты симпатий, тональности оценок, доверия тем или иным слухам в отношении политика — эти тонкие грани невозможно уловить в сухом анализе, но часто именно из них и складывается общее впечатление от политика, руководителя. Когда учтены все эти моменты, тогда мы можем говорить о максимально объективной картине, как в случае с исследованиями ЦИК. Они особо ценны, потому что позволяют трезво оценивать свой труд и труд своей команды, видеть плюсы и минусы, а значит, своевременно исправлять недостатки. В этом плане для руководителей городов и регионов России специалисты Центра информационных коммуникаций проделывают большую и полезную работу.

Если говорить про Нижний Новгород – крупнейший административный центр России, пятый по численности город страны. Мы всегда были в авангарде экономических и политических преобразований. Здесь всегда накал чуть больше, чем в среднем по стране, работать сложнее, но зато и инициативы самые интересные, передовые.

Напомню, что в свое время наш город носил негласный статус «полигона реформ». И, безусловно, такое определение неизбежно накладывает отпечаток на общую атмосферу развития города по всем направлениям: у нас очень живой, подвижный город и в плане инфраструктурного развития, и в плане социальной активности населения, различных политических сил. С этим придется считаться власти любого уровня. Тем более, это актуально, когда речь идет про самый близкий к людям уровень власти — местное самоуправление. На мой взгляд, это даже не столько власть, сколько персональное представительство от народа. Городские управы, администрации, мэрии – это те же жители города, делегированные из числа горожан для решения их насущных проблем и диалога на региональном и федеральном уровне. Именно в этом на протяжении вот уже практически пяти лет я и вижу свою главную задачу, цель работы всей администрации Нижнего Новгорода.

В свое время «пятилетки» измеряли важные этапы развития народного хозяйства и территорий. Сегодня я могу сказать, что последние четыре с небольшим года для Нижнего Новгорода стали периодом действительно знаковым, прорывным. Открыто 29 новых детсадов, в каждом районе возводятся современные физкультурно-оздоровительные комплексы. В новые жилые микрорайоны люди, наконец, переселяются из ветхого и аварийного фонда – в общей сложности мы предоставили по различным социальным программам 1630 квартир. В городе введено в эксплуатацию порядка 3 миллионов квадратных метров современного комфортного жилья. Совершен настоящий инфраструктурный прорыв, о котором еще вчера не могло идти и речи, хотя как раз прошлые годы сегодня мы можем смело назвать периодом экономического расцвета. Но только за последний период наш регион получил должное внимание и развитие. Безусловно, большую роль в этих процессах играет активность регионального правительства и лично главы Нижегородской области Валерия Шанцева. Поступательное развитие областного центра было бы невозможно без нашего конструктивного диалога и общей заинтересованности в этом процессе.

Тем не менее, трудности есть, и о них надо говорить открыто. На высшем уровне руководства страны утверждается важность системы местного самоуправления. Людям говорят: вот власть, до которой вы должны дотянуться рукой. Но ведь мало дотянуться, надо получить от нее то, что людям необходимо: и чаще всего это отнюдь не «психологическая» помощь, а решение конкретных проблем. Надо понимать, чтобы их решать, в руках МСУ должны быть, как минимум, два реальных инструмента – полномочия и возможности. Увы, но в последнее время эти инструменты из рук местной власти последовательно изымаются. А без них самая понятная и близкая к народу власть может стать всего лишь органом бюрократической переписки. Это, я считаю, ошибочным вектором. Я уверен, что рано или поздно этот процесс пойдет вспять, но сегодня нам приходиться жить и работать в таких противоречивых реалиях. Я часто общаюсь со своими коллегами по Ассоциации городов Поволжья, большинство из них разделяют эти опасения. Ведь, нивелируя роль МСУ, мы не просто лишаем каких-то чиновников каких-то возможностей, мы подрываем институт сопричастности населения страны к управлению своей территорией – и в этом главная опасность происходящего процесса.

Наравне с бесперебойной работой городского хозяйства, именно принцип максимальной открытости перед людьми и вовлеченности горожан в процесс управления своим городом мы сделали одним из приоритетов в своей работе. Так, за последние четыре года в Нижнем Новгороде успешно заработали новые проекты, нацеленные на повышение активности горожан, их деятельного участия в общественно-политических процессах и в жизни города.

Мы запустили в работу целый ряд интересных городских практик, которые признаны лучшими на федеральном уровне. Среди них проект «Большой муниципалитет», позволяющий активным жителям города вносить свои конструктивные предложения городской власти, проект «Управдом – надежный дом», который поддерживает инициативных жильцов в сфере ЖКХ, «Рождественская сторона» по сохранению и развитию территории исторического облика города, конкурс социальных проектов «Открытый Нижний» и другие. Люди стали участниками всех процессов, которые раньше определялись за закрытыми дверьми. И это очень важно, потому что только так можно обеспечить доверие к власти и ее решениям.

Но вместо этого мы видим, что именно МСУ зачастую становится плацдармом для всевозможных экспериментов: меняются принципы организации работы и структуры органов местной власти, полномочия перераспределяются из года в год, как правило, переходят выше. Видно, как много сил уходит на форму, за которой забывается главное содержание. А оно в том, что МСУ должно быть властью народа, работать в интересах людей на конкретно взятой территории, должно быть открытым людям и их участию в процессе принятия решений, должно иметь возможность быстро и грамотно решать насущные проблемы человека. Пока же по многим моментам муниципалитеты крайне уязвимы.

И я испытываю на себе много довлеющих факторов. Хозяйствующая функция, отнимающая много сил, на определенных этапах неизбежно сталкивается с политическими процессами. Ведь помимо взаимодействия по вертикали власти, необходимо выстраивать диалог и с политическими силами: по крайней мере, с главой города и муниципальным представительным органом, городской Думой. Далеко не всегда изначально мнение этих сторон едино.

А сейчас мы живем в преддверии очередных выборов: в сентябре этого года в Нижнем Новгороде избирается новый состав муниципального парламента, и уже сейчас ощущается накаленная атмосфера, в которой работать сложно вдвойне. Мы живем и работаем в правовом государстве, где все действия и решения власти принимаются по закону Российской Федерации. За соблюдением этого условия неустанно следят и многочисленные надзорные ведомства, правоохранительные органы. И это тоже часть особой моральной нагрузки, когда под подозрение попадают муниципальные чиновники или даже первые лица – это всегда удар по репутации города, региона. Но я уверен в главном: финалом таких историй всегда должно быть объективные и непредвзятые правовые решения в пользу людей, повышения уровня их жизни и развития территорий.

Без сомнения, как человека, который несет особую ответственность за город и жизненную ситуацию каждого человека в нем, меня интересует, кто в дальнейшем будет определять его настоящее и будущее. Городская Дума в моем представлении должна быть органом реального представительства для всех слоев и социальных групп, разных политических партий и общественных движений. Действующий депутатский созыв состоит в большей степени из представителей бизнеса. Но я бы, к примеру, искренне хотел видеть в обновленном парламенте учителей, врачей, общественников, журналистов. Потому что только в диалоге всех заинтересованных сторон мы сможем выбрать самый верный путь, максимально правильную линию развития города и решения его насущных проблем.

Сегодня это важно, как никогда. Потому что последствия глобальных экономических трудностей на местах ощутимы довольно серьезно. Очевидны проблемы с наполняемостью городского бюджета, сбавили темпы роста промышленные предприятия и бизнес, затормозилась инвестиционная активность. Все эти негативные факторы мы прочувствовали на себе еще в конце 2014 года и сейчас еще только просчитываем их последствия. Поэтому консолидация усилий всех уровней власти, внимание к проблемам и задачам местного самоуправления, а значит и к бытовым и социальным потребностям простого человека выходит на первый план. Ведь народный рейтинг доверия к местной власти во многом отражает отношение к власти в целом.

Со своей стороны могу сказать, что достойные оценки ЦИК «Рейтинг» мне импонируют, но это еще больше заставляет меня не сидеть, сложа руки, а снова и снова двигаться вперед: совершенствовать свою работу, делать город и жизнь людей в нем лучше. Нижний Новгород – мой родной город, и такой результат для него стоит самых серьезных сил.