Коломойцев Роман Валентинович

Руководитель Мониторингово-экспертного центра «Группа 32»

 

 

 

Комментарии эксперта:

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Мэр Ростова-на-Дону продолжает формировать свою команду, что, надеюсь, станет позитивным фактором, направленным на повышение эффективности управления миллионным городом. Пока Алексей Логвиненко раздаёт обещания гражданам, заявляет о наличии множества идей. Но как они будут реализовываться, зависит ещё и от формирования новой гордумы, и от развития эпидемиологической ситуации. 

Для эффективности местного самоуправления, на чём сегодня делается акцент, считаю особенно важным умение мэра наладить диалог не только с вышестоящими властями, но и с гражданским обществом, с различными его силами, тем самым став ключевым коммуникатором в цепочке взаимодействия населения и власти.

Многие провалы российской власти в широком понимании связаны именно с тем, что власть не умеет говорить с людьми, а предпочитает договариваться с так называемыми элитами. Тем более, муниципалам во главе с мэром, отвечающим за вполне конкретный участок работы, необходим диалог с населением. Нужно создавать условия и площадки для такого диалога, в том числе с различными общественными и политическими силами. Пора понять, что время «формальных собраний с декларативными итогами» прошло. Ведь в связи с последними изменениями в Основном законе увеличивается объём полномочий муниципальных органов, возникает больше финансовой свободы, эти органы приобретают реальный управляющий статус. 

Конечно, если бы в 2014 году не были отменены прямые мэрские выборы, и Алексей Логвиненко пришёл на свой пост в результате прямой поддержки горожан, он мог бы свободнее распоряжаться своими полномочиями и строить политику в городе с учётом тех пожеланий и претензий людей, которые высказывались в ходе предвыборной кампании. А теперь ему и его сторонникам предстоит предпринять немало усилий, чтобы реабилитировать имидж муниципальной  власти в глазах населения Ростова, подорванный предыдущими управленцами. По-прежнему жива в памяти ростовчан история с масштабным пожаром, когда без крыши над головой остались тысячи людей…

Поэтому задачи перед Алексеем Логвиненко стоят непростые, пиаром здесь не обойдёшься.  Чиновник пока по инерции делает упор на выполнении Стратегии развития Ростова до 2035 года и майских указов президента. Однако в городе невпроворот конкретных проблем – надо коренным образом усовершенствовать работу муниципальных служб, навести порядок с парковками в городском центре, благоустроить набережную, принять новый план развития центральной части Ростова, привлечь федеральные деньги на реконструкцию памятников и т. д. Поэтому пока о политическом значении фигуры мэра говорить рано.

Невозможно ныне считать достоинством факт компенсации отсутствия опыта управления принятием статуса некоего чиновника-креатуры, «верного человека» вышестоящего начальника. Так же, как и ставшее уже штампом определение «крепкий хозяйственник» утратило решающее значение и теперь должно восприниматься как норма в профессиональной деятельности любого управленца. На первый план выходят другие качества и умения. Среди них главное – ответственность руководителя и его способность выстроить работу с людьми, слушать и слышать их. Мало того, что Алексей Логвиненко на хорошем счету у областных властей. В конечном итоге оценку его деятельности будут давать ростовчане. Мэры меняются – города остаются. 

Рассматривая текущий период деятельности, в плюс мэру Ростова-на-Дону можно отнести то, что он откликнулся на просьбы людей сохранить парк Осенний, раскритиковал несовершенный проект по реконструкции Театральной площади. Но вот многочисленные требования общественности не разрушать историческое здание «храма знаний» – уважаемый и известный в крае лицей № 20 им. В. П. Поляничко – приняты во внимание не были…

Разумеется, никто не отменяет обязанности градоначальника и его команды оперативно реагировать на проблемы, связанные с коммунальными, экологическими или  инфраструктурными осложнениями. Но предпочтительнее, когда эти осложнения не становятся вызовами, а просчитываются, предвидятся и устраняются до того, когда они превращаются в чрезвычайные обстоятельства.

Чего, кстати, не случилось в Ростове-на-Дону. Трагедия с гибелью девочки в центре Ростова, когда в ночь с 30 июня на 1 июля 2016 года на город обрушился ливень, не стала жёстким уроком для местных чиновников. Судя по всему, с тех пор не поднимались вопросы о весьма своеобразном «благоустройстве» города вкупе с неработающей ливнёвкой, что опять и спровоцировало в середине июля вызванный дождём настоящий потоп в центре донской столицы. К счастью, без жертв.

Бывает, что изнутри бессилие, упадок управленческих потенциалов незаметны, подобное происходит, когда власть теряет обратную связь с теми, кем управляет.