Ковалева Оксана Ивановна

Экономист. Юрист. Начальник отдела территориального развития ООО «Архстройпроект». Эксперт региональной группы Агентства стратегических инициатив (г. Курган)

 

 

Комментарии эксперта:

26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)

Мэр Кургана Андрей Юрьевич Потапов пользуется заслуженным уважением сослуживцев и экспертного сообщества далеко за рамками Курганской области. Оценивая деятельность градоначальника в весьма непростых условиях, осложнённых в этом году ещё и пандемией, нужно отметить, что Андрей Потапов не прекращает работу на будущее города без оглядки на электоральный цикл.

Да, город тяжело проходит период пандемии коронавируса. При полном коллапсе медицины (система регионального уровня не справляется) смертность курганцев за сентябрь-ноябрь 2020 года увеличилась в разы. Происходит стабильное падение доходов местных бюджетов всех уровней.

Тем не менее, градоначальник хорошо справляется со своими прямыми обязанностями. Уровень доверия мэру со стороны населения в настоящее время достаточно высок, система муниципальной власти в целом жизнеспособна и отвечает на запросы горожан.

Конечно, отдельные отрасли в системе городского управления требуют трансформации. Например, в 1998 году был ликвидирован МУП «Курганзеленстрой», и спустя 20 лет когда-то один из самых зелёных городов СССР, Курган, ощутил деградацию и большой дефицит городского озеленения, за этим последовали проблемы загрязнения воздуха и т. д. То есть, сегодня необходима системная работа по решению целого ряда взаимоувязанных проблем. Мэр одобрил проект формирования водно-зелёного каркаса города Кургана, который предполагается реализовывать совместными усилиями администрации города, ресурсов бизнеса и жителей города.

Сейчас идёт подготовка к реализации этого проекта, и весной 2021 года начнутся работы по устройству современного городского каркаса на современном этапе по новым технологиям. Это вызывает безусловную поддержку населения. 

Нарекания горожан вызывают в большей степени услуги водоснабжения и водоотведения. В 2004 году МУП «Водоканал» было передано в аренду коммерческому предприятию «Водный союз», но инвестпрограммы по замене городских сетей водоснабжения и водоотведения так и не реализовались. В октябре текущего года был анонсирован запуск инвестпрограмм по замене сетей, но с ноября 2020-го по 2023-й год юридически лиц города Кургана – потребителей услуг ожидает постепенный, но существенный рост тарифов в 3 раза! Мэр, со своей стороны, пытался притормозить принятие такого решения региональными органами власти, но оно было принято.  Услуги водоотведения подорожают в 1,3 раза за этот период.

Существует риск того, что, по мере оплаты первых счетов по новым тарифам местными промышленниками, конфликт разрастётся с новой силой. Наш город проходил это неоднократно при прежних губернаторах. Градоначальник опасается того, что высокие тарифы ЖКХ традиционно бьют по местной экономике, в том числе снижают число экономических агентов города Кургана, пополняющих своими налогами городскую казну. 

В свою очередь, система образования, оставшаяся в зоне ответственности муниципальной власти, успешно справляется с требуемыми изменениями в работе. Другие городские службы также успешно работают, справляясь с ковидными особенностями.

Очевидным минусом является критика горожанами проектов, реализованных в городе по программе «Комфортная городская среда» в 2020 году. В 2019-2020 годах мэрия по причине бюджетного дефицита была вынуждена сэкономить на разработке проектов, выполняемых  профессиональными командами архитекторов и проектировщиков. Проектирование современного благоустройства общественных пространств Кургана самостоятельно вели специалисты структурных подразделений администрации города. Критика со стороны части горожан связана с отсутствием в текущем году в городе интересных и новых идей городского благоустройства, и она обоснована. Критика другой группы жителей, судя по комментариям в соцсетях и интернет-журналах, связана с  непониманием жителей. Люди пишут, что при полном провале борьбы с пандемией в Кургане (ответственность регионального уровня власти), острой нехватке врачей, медикаментов, оборудования и т. д. благоустраивать набережные, тратить серьёзные деньги на это в период провала медицины – кощунство. Люди не понимают, и им никто не говорит о том, что это – разное федеральное целевое финансирование, и жизнь продолжится после пандемии.

Так проявился и стал особенно очевидным запрос на потребность в разумном планировании города Кургана, основанном на бережном отношении к городским ресурсам, в т. ч. Территориям, и реальном, с вовлечением жителей, улучшении городской среды.

В этот же сложный период, каким выдался 2020 год, удалось решить сложные и долгожданные задачи. В муниципальную  собственность вернули городской сад в центре Кургана, переданный прежним мэром за мизерную плату в аренду на 49 лет. Арендатор активно собирал ренту с территории сада, совсем не вкладываясь в благоустройство. Попытки вернуть горсад муниципалитету, расторгнув договор аренды, предпринимались действующим градоначальником ранее, но суды заканчивались в пользу арендатора. Сейчас помогла пандемия, когда арендатор остался без массы посетителей, субарендаторов и дорогих адвокатов – очередной суд завершился в пользу города. Благоустройство городского сада началось в августе 2020 года.

Кроме того, оказалось возможным договориться с десятками правообладателей торговых павильонов, чтобы снести старые ларьки с целью построить новые, что только украсит и облагородит наш город. Подобные действия мэра, безусловно, положительно оцениваются как горожанами, так и вышестоящим уровнем власти.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Глава города Кургана А. Ю. Потапов проявляет себя исключительно как хозяйственник, но не политик: интересуется новыми технологиями в благоустройстве, строительстве и ЖКХ для их использования в городском хозяйстве. В целом градоначальник в местной политике – фигура закрытая, что, возможно, связано с началом его карьеры, когда он работал в органах внутренних дел. Но его личностный рост как управленца в течение последних лет очевиден.

На мой взгляд, положительно сказывается тот факт, что мэр родился в Кургане, здесь вырос, а затем вернулся сюда уже в зрелом возрасте.

Если в первые годы его работы в должности руководителя администрации города Кургана в 2016-2018 годы он много ошибался, так как часто доверял недостоверной информации, которую ему преподносили, то в 2019 году стала заметна его большая самостоятельность, было видно, что он владеет проблемами города и сам принимает решения.

Мэр выделил социальные объекты, давно нуждавшиеся в ремонте и простаивавшие в закрытом и неремонтируемом состоянии много лет, это здания – объекты культурного наследия: Дворец детского и юношеского творчества, детская школа искусств № 1 и два закрытых стадиона детской спортивной школы № 3.

Уже с 2017 года велись проектно-сметные работы с прохождением экспертиз по реставрации ОКН и капремонту стадионов. До Потапова городские чиновники предпочитали не замечать существующих проблем и жить по лекалам 90-х: денег нет, и всё на этом.

А. Ю. Потапов смог собрать команду единомышленников, привлечь серьёзные спонсорские средства и сделать первый рывок из застоя.

В 2019-2020 годах Потапов явно набрал обороты – ведётся массовый капремонт городских школ с обустройством школьных территорий, дорог, в городе появляются интересные современные открытые общественные пространства.

Таких чиновников, знающих обстановку в городе и способных работать хотя бы не хуже, чем А. Ю. Потапов, сегодня в Кургане, на мой взгляд, нет, так как престиж государственной и тем более муниципальной службы в российской глубинке традиционно невысок. Возможно, пример Потапова сделает своё дело, и крепких хозяйственников в нашем муниципалитете станет больше.