Качин Валерий Александрович

Председатель Союза журналистов Кузбасса

 

 

 

Комментарии эксперта:

26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)

Уходящий год для одного из немногих оставшихся чиновников «тулеевского» призыва, которого даже прочили в губернаторы, главы Кемерова И. В. Середюка, стал основательной проверкой на прочность. Ему приходится отвечать перед горожанами за решения, которые принимаются совсем в других кабинетах, – за последствия работы иногороднего бизнеса, который начал заходить в город в последние пару лет, за расходование бюджетных средств – и далеко не всегда по собственному усмотрению.

Дабы не создавать даже видимости конкуренции губернатору, глава Кемерова определил для себя не политические, а исключительно хозяйственные функции, на ниве которых в своё время особую любовь и популярность у кемеровчан снискал бывший глава областного центра Владимир Михайлов. Что, однако, не помогает избегать прилюдной критики от вышестоящих чиновников. На одном из совещаний «в узком кругу» после очередных претензий нынешний градоначальник даже, не выдержав, бросил, что хоть сейчас может подать заявление…

Но терпит, работает. И многое ему удаётся. Не вмешиваясь в ход реализации в городе масштабных проектов федерального уровня, мэр следит за объектами жилищно-коммунального хозяйства, благоустройством, строительством детских садов, дорог. И, как уже опытный чиновник, в рейтинговых случаях подчёркивая, что действует «по поручению губернатора». Импонирует его стремление значимые решения в жизни города выносить на суд общественности. Именно так были определены городские объекты для благоустройства и реконструкции, некоторые из которых как раз сданы в этом году. В остальных случаях мэр нередко проявляет настойчивость и принципиальность, если усматривает вред городу, чем заимел себе немало недругов, которые стараются использовать любую его ошибку либо просто неоднозначное решение. И здесь слабое место – городская информационная политика, недооценка превентивных действий, что порой вынуждает главу оправдываться в тех или иных поступках. Впрочем, он не считает это зазорным.

Недавно, отвечая на недоуменный вопрос о закупке администрацией города 30 тонн фруктов, мэр детально объяснил, что 30 тонн мандаринов, о которых идёт речь в тендере, будут доставлены в дошкольные образовательные учреждения в новогодние праздники. Тут же многие припомнили нашумевшую на всю страну историю о покупке новогодней ёлки за 18 миллионов рублей. Хотя городские власти объясняли, что эксплуатация искусственной ёлки рассчитана на 15 лет, и что в эту сумму входит также пятилетняя гарантия и обслуживание.

Проблемы с пандемией и медициной в городе также были заложены решениями областных властей, которые и затеяли в прошлом году провалившуюся реорганизацию системы здравоохранения. Так что нередко просчёты городских властей обусловлены вынужденными действиями, проецируемыми с областного уровня.

 

29 октября, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)

Политическую повестку сентября-октября в Кузбассе формировали рост заболеваемости коронавирусом, экологические протесты, кризис в угольной промышленности, позиционирование региональной власти в медиапространстве.

Несмотря на пиковые значения распространения COVID-19 в Кузбассе в сентябре-октябре, цифры заболеваемости на тысячу человек по-прежнему остаются одними из самых низких в Сибири. Эффект положительной оценки снижают многочисленные проблемы здравоохранения. В октябре губернатор лично проверил работу нескольких поликлиник, которыми остался, мягко говоря, недоволен, как и жители области.

Много лет в Кузбассе все значимые решения исходили от первого лица. Сергей Цивилев, пришедший в кресло губернатора под антитулеевскими ожиданиями, во многом вынужден действовать в том же стиле. Поэтому вряд ли скоро увидим системное делегирование полномочий или успешную демонстрацию командной работы. В уста губернатора даже вложили очередную отмену запуска единственного в областном центре 50-метрового бассейна «Лазурный», фактически исчерпав лимит невыполненных обещаний.

Впрочем, нынешней осенью Сергей Цивилев вновь продемонстрировал свои сильные стороны. Это компетентность в угольной отрасли, лоббистские возможности в столичных кабинетах, что хорошо чувствует местная бизнес-элита, вышколенная в прежние годы. Отсутствие видимых конфликтов тоже свидетельствует об эффективной работе губернатора по консолидации региональных элит на позитивных задачах. На пользу региону и продуктивные визиты федеральных чиновников. Чувствуется поддержка федерального центра, при помощи которого осуществляется и нынешнее управление Кузбассом.

Правда, когда ситуация переходит в бизнес-пространство, управлять ею становится сложнее. Угольная отрасль во многом зависит от строительства Восточного полигона. Однако РЖД его не форсирует, вдобавок отменив скидку в 12,8% на перевозку угля в направлении портов северо-запада России. На претензии кузбасских властей монополист заявил, что они не выполняют соглашений, и высказал намерения заключать таковые напрямую с угольными компаниями.

Оправданное с точки зрения бизнес-процессов, такое решение несёт известные политические риски для кузбасского правительства. И архитектура отношений с общественностью в сентябре-октябре вновь выявила большой потенциал для работы. Дефицит каналов общения, востребованность положительных информационных поводов, неопределенность политического образа в медийном пространстве. Риторические вопросы вызвала скоропостижная отмена (за два часа до начала) пресс-конференции, готовившейся несколько месяцев. Через две недели она все же состоялась, но была холодно оценена экспертами.

А вот в социальных сетях заметна постоянная активность губернатора. Как и позиционирование на федеральном уровне. Интервью в сентябрьском номере журнала «Форбс», круглый стол в Москве о проблемах Кузбасса. В регионе вступили в действие принятые региональные льготы для пострадавших отраслей, куда были оперативно включены и СМИ. Но одновременно мы видим продолжающиеся задержания журналистов, судебные процессы, отказ в получении информации, даже объявленную голодовку. Отсутствие чёткой и системной информационной политики приводит к тому, что многие решения власти начинают вызывать негативную реакцию. Сложное положение в сфере экологии. Здесь позиция руководства области, вынужденного часто оправдываться, заведомо проигрышная. Поддержка угольщиков – это логика государственного мышления, но негатив в общественном мнении. Последний компромиссный акцент – угольщики должны сами договариваться с местным населением и нести на себе часть политических рисков. Словом, надежды на «прорыв» и быстрые победы постепенно начинают уступать место осознанию дефицита ресурсов и более прагматичному подходу к перспективам развития Кузбасса пошагово-локальными методами.