erohinaЕрохина Оксана Валерьевна

Политолог, заместитель декана факультета «Социология и политология» Финансового университета при Правительстве РФ

 

 

Комментарии эксперта:

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

Нынешней весной российские мэры столкнулись с совершенно новой ситуацией, когда им надо было оперативно принимать решения и реагировать на такие вызовы, к которым вообще никто не был готов.

Надо сказать, что в этой ситуации федеральная власть дала достаточно много полномочий, свободу маневра региональным властям и это касается, в том числе и муниципального уровня, то есть мэров городов.

Чем крупнее город, чем больше население, тем выше вероятность того, что ситуация будет сложной. Хотя во многих регионах эти эффекты только сейчас проявляются. Когда в Москве статистика показывает спад, во многих городах идёт противоположный процесс: там до конца еще не вышли на тот уровень, который позволит говорить о стабилизации.

Мэры часто выступают в информационном поле основными спикерами, озвучивают важные инициативы. И именно мэры отвечают, в том числе и за то, как общество реагирует, воспринимает информацию. И их задача — не просто решить и дать какую-то базу, принять постановление; гораздо сложнее задача — работа с общественным мнением. Для того, чтобы люди воспринимали адекватно реальность и действия властей. 

Истории, когда, невзирая на запреты, люди ходят, жарят шашлыки, — это все тоже ответственность муниципального уровня, зона ответственности мэров. Их задача сложная — обеспечить обратную связь, донести до граждан, что ограничения временные, но они необходимы.
Везде ситуация складывается по-разному, по-разному можно и оценивать её. В целом все старались последовать за той тактикой и стратегией, что проводится на федеральном уровне. Другое дело, что где-то, допустим в южных регионах, мы видим, как специфика местных традиций и культур внесла очень серьезные коррективы. Я имею в виду не только республики Северного Кавказа, где ситуация сложилась тяжелая, но и вполне не “национальные” регионы, такие как Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край. В Ставрополе специфических межнациональных особенностей предостаточно. Это даже не этническая особенность, просто данность южного образа жизни, где люди привыкли общаться, встречаться, большими семьями проводить время. К сожалению, это очень негативно сказалось на ситуации. И местные власти этих регионов выглядят, может быть, менее эффективными, чем их “северные” коллеги. Но, надо сказать, что в ряде случаев действия муниципальных властей могли быть более эффективными.
Наиболее сложный и самый известный момент критики обычно связан с финансовой стороной. Иногда исполняющий полномочия не до конца обеспечен финансами. Это касается местного самоуправления в России в целом. Достаточно посмотреть на источники дохода, и мы увидим, что на муниципальной недвижимости, на аренде, много не заработаешь.

Но самих полномочий, на практическое отсутствие которых у местного самоуправления, бывает, сетуют некоторые наблюдатели, на мой взгляд, как раз хватает более чем.

В нынешней конкретной ситуации, если взять во внимание вопрос оснащенности больниц, которые находятся на муниципальном балансе, были ситуации, когда не хватало средств. Но это, скажем так, отдельная специфическая проблема: не все средства доходили вовремя, как я понимаю, но это не массовое явление. Существо вопроса в другом: именно в том, что у нас зачастую не очень высокое доверие к властям. Поэтому граждане не воспринимают их рекомендации, как нечто, обязательное к исполнению. Чем ниже уровень власти, тем это правильно актуальнее.

Посему и получается, если региональная власть выглядит в глазах граждан более внушительно, с большими полномочиями (ибо люди больше опасаются санкций), то при взгляде на муниципальный уровень, возникает отношение — “а что нам будет, нам ничего не сделают”. В общем-то, это очень плохо сказывается на ситуации в кризисные моменты, к которым относится и нынешняя эпидемия.

Очень многие, кстати, медицинские работники, которые в информационном поле освещают сегодняшнюю проблему, акцентируют внимание на недостатке коммуникаций между властью и обществом. На местном уровне это часто приводит к тому, что граждане игнорируют предписания, что ухудшает статистику заболеваемости, а в конечном итоге осложняет работу мэрии еще больше.

Поэтому я бы, еще раз подчеркнула, что в области взаимодействия между гражданами и властными муниципальными структурами, последним можно было бы работать эффективнее, но я понимаю, что эта проблема не решается в один день, даже за два месяца. Но сегодня она, как и многие уже хорошо известные проблемы, вышла на поверхность совершенно в новом качестве. Как и пресловутая дисциплина.  Мне приходилось слышать, что в Германии ввели достаточно жесткие ограничения в связи с ковидом, и у них все быстро закончилось. Убеждена, что во многом это связано с высокой дисциплинированностью и сознательностью граждан, которые совершенно по-другому относятся к рекомендациям со стороны властей. И нет вопросов о том, что это необязательно, нет такой логики. Это “привычка, выработанная годами”, когда диалог между управляющими и управляемыми постоянен. И граждане в результате отличаются большим доверием к властям. Это не значит, что они всегда её поддерживают, но базовая категория доверия к власти и помогла не только Германии, но и Швейцарии, Австрии, наряду с другими факторами, быстрее справится с вирусной напастью, и это немаловажный момент

В России и в обычные времена граждане часто не представляют, зачем муниципальная власть нужна, не понимают ее задачи и самое главное, не понимают до конца имеющиеся у них возможности — участия в органах власти, обсуждения каких-то инициатив, для многих эти темы — абсолютно белый лист.

Поэтому решение проблем коммуникации с людьми — та область, на которой стоит сосредоточиться муниципальной власти, не только в свете пандемии, но и на долгосрочную перспективу.

 

Апрель 20, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Апрель, 2015)

Позиции главы Сыктывкара Ивана Поздеева выглядят вполне устойчивыми. Это закономерно: глава регионального центра имеет давние связи с «командой» губернатора Вячеслава Гайзера и пользуется его поддержкой. В данном случае можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве.

С одной стороны, глава Коми заинтересован в стабильной и управляемой ситуации в столице республики, наличие лояльной администрации в Сыквывкаре помогает успешно решать задачи, связанные с контролем над политической ситуацией в регионе в целом. Важно отметить, что республика Коми – ресурсоемкий регион, в котором сосредоточены интересы нескольких финансово-промышленных групп, местная элита отличается фрагментированностью. Борьба группировок, как правило, протекает латентно и обостряется во время подготовки к ключевым событиям, как это было накануне выборов. В этой ситуации глава республики, помимо использования аппаратных связей на федеральном уровне, стремится опираться на проверенные кадры внутри региона, среди которых мэр Сыктывкара занимает важное место. Иван Поздеев уже не первый год представляет яркий пример губернаторского «доверенного лица».

С другой стороны, мэр Сыктывкара прекрасно понимает сложившиеся за время губернаторства Гайзера «правила игры» и последовательно проявляет себя в качестве абсолютно системной политической фигуры. Учитывая, что при этом Поздеев в целом успешно справляется с задачами руководства региональным центром, поддержка его инициатив со стороны главы региона закономерна. Это укрепляет политические позиции мэра и повышает его популярность: фактически, Иван Поздеев является вторым по узнаваемости и присутствию в СМИ политиком региона (после В. Гайзера). Так же, как и губернатор, Поздеев стремится обеспечивать PR-поддержку своей деятельности, освещая наиболее актуальные для жителей города аспекты (работа ЖКХ) и принимая участие во всех значимых мероприятиях. В среднесрочной перспективе можно прогнозировать сохранение сложившегося в Коми внутриэлитного баланса сил, спокойное развитие ситуации без чрезвычайных происшествий отвечает интересам и губернатора, и мэра Сыктывкара.