Еловский Дмитрий Сергеевич

Генеральный директор коммуникационного агентства «АКТОР»

 

 

 

Комментарии эксперта:

26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)

Основной вызов этого года руководителям всех муниципалитетов страны – это режим самоизоляции, введённый в связи с пандемией коронавируса. Нужно понимать, что малый и средний бизнес, который больше всего пострадал от этих мер, – как раз основной источник формирования доходов бюджетов муниципальных образований. Он приносит деньги муниципалитетам и в виде НДФЛ, и в виде налога на землю и других платежей, в том числе арендных платежей с муниципального имущества.

Поэтому введённые ограничения главным образом ударили по муниципальным бюджетам. Более того, те послабления, которые были даны бизнесу, в том числе освобождение по платежам за муниципальные помещения, также были сделаны в первую очередь за счёт муниципальных бюджетов.

В итоге для муниципалитетов эта ситуация превратилось, конечно, в очень серьёзную проблему. Многие сейчас уже не в первую итерацию, а даже во вторую вынуждены оптимизировать и максимально сокращать бюджеты, урезать всевозможные муниципальные программы. И сначала – те, что касались развития муниципалитетов, повышения их инвестиционной привлекательности. То есть муниципалитетам приходится выполнять текущие социальные обязательства и полномочия, поэтому они остаются, а всё, что касается будущего развития муниципалитетов и повышения их инвестиционной привлекательности, – всё это урезается. Этот удар многие муниципальные образования ещё почувствуют в будущем, когда сократится их инвестиционная привлекательность, и будут дальше падать доходы. То есть фактически они сейчас вынуждены убивать своё будущее и свои будущие доходы.

Муниципалитеты по-разному пытаются решить эту проблему. Конечно, в первую очередь это оптимизация, но есть и ещё два пути. Многие муниципальные образования сейчас консолидируются, пытаются потребовать, «выбить» из регионов дополнительные трансферты. Здесь возникает очень сложная политическая борьба, потому что региональный бюджет находится ровно в той же ситуации, они точно так же пострадали. По сути, регионам приходится так же оптимизировать свои бюджеты, у них огромные потери, трансферты из федерального бюджета им не помогают, и их потери не компенсируются полностью, поэтому регионы вынуждены делить с муниципалитетами последнюю дырявую рубашку. Её, конечно, на всех не растянуть.

Те муниципальные образования, которые могут это сделать, – занимают. Занимают много, займы оформляются огромные, и в будущем это ляжет на бюджеты муниципальных образований двойным грузом, потому что придётся эти долги обслуживать, выплачивать. Это очень серьёзно подкосит муниципальные образования в будущие годы. Причём не все муниципалитеты могут себе это позволить, и те, кто не могут выходить на долговой рынок, вынуждены просто сокращать бюджетные расходы, если им не помогают регионы.

В части спасения бизнеса мэры оказались в ловушке. У них нет реальных рычагов для того, чтобы помочь малому и среднему бизнесу, кроме снижения ставок аренды – это всё, что они могут сделать. Но при этом именно главы муниципалитетов приняли на себя основной удар раздосадованных, разъярённых предпринимателей и их работников, которые оказались без средств к существованию. В основном, мэры постарались просто спрятаться, затаиться и не отсвечивать в этот момент, потому что по сути что-то сделать, ответить они не могли.

Поэтому редко у кого находилась смелость выйти к людям и признаться честно, что у них просто нет рычагов, для того, чтобы решать эти проблемы. И они прятались, старались не высовываться. А некоторые мэры, конечно, занимали жёсткую позицию, достаточно агрессивную по отношению, в том числе, к руководству своих регионов, но таких было очень мало, потому что все прекрасно понимают, что трансферты из регионов потом могут и не прийти.

В целом, если говорить о последствиях пандемии, то, конечно, для муниципальных образований они только наступают и в будущем будут ещё более чем серьёзно отражаться и на доходах, и на расходной части, и на социальном самочувствии граждан. И всё это будет отражаться на позиции муниципальной власти. Я думаю, что осенью следующего года мы увидим, как недовольство людей вернётся обратно на выборах в различные муниципальные органы власти, в том числе и мэров. Мы увидим, как люди сформируют своё отношение на выборах, и скорее всего оно будет негативным по отношению к действующим мэрам.

Если говорить о других важных событиях, то, конечно, сейчас есть очень большой вопрос –  непонимание тех изменений, которые были внесены в Конституцию в части единой системы публичной власти. Там, насколько я понимаю, упоминаются мэры, и сейчас, так как эта позиция не расшифрована в законодательстве, мэры ждут этих изменений. Но пока непонятно, что это будет, поэтому никакого беспокойства по этому поводу нет.

Вместе с тем, есть очень серьёзная проблема у муниципалитетов, которая в последние годы всё более усиливается. Это – давление и внимание к их работе со стороны правоохранительных органов. Кроме пресловутой коррупции на муниципальном уровне, которая есть, всегда была, и которую правоохранительные органы должны «вычищать», имеется и другая проблема: множество нестыковок в законодательстве и различных подзаконных актах. Из-за них мэры часто оказываются в ситуации, когда, какое бы решение они не приняли, в любом случае нарушат какой-то закон или подзаконный акт, и прокуратура в любом случае вынесет им представление. Такие случаи бывают очень часто, мэры порой не могут определиться, какой способ принятия решений вообще законный. Те мэры, которые не могут выкрутиться в этой ситуации, найти какой-то выход, становятся объектом внимания правоохранительных органов, и многие оказываются за решёткой по обвинениям, из которых очевидно, что проблема – не в них, не в их решениях, а в общей системе.

Поэтому очень сильно падает привлекательность позиции главы муниципального образования, особенно если речь идёт о первом уровне, то есть о низовом, поселенческом уровне. Никто не хочет идти на эту позицию без понимания того, какую пользу она ему принесёт, но зато все прекрасно понимают, что риски там огромные, и сесть можно в любой момент. Поэтому привлекательность корпуса глав муниципальных образований, в общем-то, достаточно серьёзно сейчас подточена и падает. Я думаю, что в будущем будет очень сложно находить кандидатов в мэры, особенно небольших поселений.

 

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

Нынешней весной губернаторы стали участниками вынужденной экстремальной проверки собственных лидерских и политических качеств. Неожиданно свалившаяся «на голову» коронавирусная инфекция принесла ограничения: введение режима самоизоляции, огромные проблемы для малого и среднего бизнеса в регионах, непонимание и страх простых людей.

Очевидно, что распространение коронавируса стало вызовом не столько для федеральных властей, сколько для руководителей регионов. Губернаторы оказались зажаты, с одной стороны, реальной опасностью вспышки заболевания со смертельными исходами и с политическими для них последствиями, и ухудшением ситуации на рынке труда, спровоцированным ограничительными мерами, – с другой.

Вынужденная самоизоляция всех и вся привела к многочисленным увольнениям работников, отпускам без содержания, растерянности населения, закрытию ощутимого количества бизнес-проектов. Однако не вводить сдерживающие меры было бы также ошибкой, влекущей вспышку заразы, перегруженные больницы и панику. Опять же: население всю ответственность в любом случае возложит на власть. Причем на ту, которая ближе – на глав регионов.

Поэтому губернаторы в период «ковидного времени» должны были проявлять просто-таки чудеса изобретательности, стойкости, сбалансированности, а кому-то пришлось пустить в ход и политическую ловкость и риторику, чтобы в этой кризисной ситуации удержать свои позиции.

На мой взгляд, для губернаторского корпуса коронавирусная инфекция станет фактором серьёзного удара по рейтингу: многие главы российских территорий существенно потеряют в своих политических позициях. Допускаю, что даже и через некоторое время последствия эпидемии будут аукаться губернаторам и приведут часть представителей региональной власти к отставкам.

Коронавирусная инфекция бьёт, в первую очередь, по органам исполнительной власти регионального уровня, потому что все самые неприятные, жёсткие решения принимаются ею, и на неё же направлено ответное раздражение людей. Федеральная власть, чью политику также проводят регионы, – далеко, поэтому весь негатив принимают на себя губернаторы.

Сейчас, на мой взгляд, все они оказались в примерно схожих ситуациях с отдалёнными последствиями. Точки над «и» поставит сентябрь с его единым днём голосования, выборами муниципального уровня, избранием законодательных собраний и дум и, в том числе, губернаторскими кампаниями.

А промежуточная возможность увидеть истинное положение дел уже не за горами – голосование по поправкам в Конституцию. Оно уже сейчас станет лакмусом уровня доверия граждан не только к президенту и нововведениям в Основной закон, но и к той или иной местной власти.