Елисеева Наталия Андреевна

Политолог, публицист, автор практических тренингов «Политическая психосемиотика»

 

 

 

Комментарии эксперта:

26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)

В этом году деятельность градоначальников подверглась особому испытанию на прочность. Помимо основных направлений работы, мэры городов столкнулись с решением ситуаций, вызванных сложной эпидемиологической обстановкой. Остро встал вопрос компетентности градоначальников, их умения оперативно принимать решения, не избегать ответственности и уметь работать в связке со всеми уровнями власти. Однако далеко не все справились с новым вызовом.

В некоторых регионах взаимодействие мэра с губернатором или даже со своими подчинёнными до сих пор является живой иллюстрацией басни Крылова «Лебедь, рак и щука», когда губернатор региона говорит одно, а мэр и его подчинённые исполняют противоположное. Подобное мы наблюдали в Ставропольском крае между губернатором Владимировым и мэром Кисловодска Курбатовым.

Однако, помимо отсутствия связки мэра с губернатором, можно наблюдать общую некомпетентность градоначальников, которая в сложившихся условиях несёт довольно серьёзную угрозу городу. Одним из подобных примеров является Александр Беглов, глава города федерального значения, чьи ошибки в управлении привели к серьёзным последствиям. На данный момент в Санкт-Петербурге складывается тяжёлая ситуация с коронавирусом. Показатель коэффициента распространения коронавируса равен 1.23, показатель смертности в Петербурге – 86.3.  Население города, по данным Росстата, составляет 5.3 млн человек.

При этом публичные высказывания Беглова о ситуации с коронавирусом содержат в себе противоречия, что вызывает шквал критики в СМИ и социальных сетях. Например, 2 ноября он заявлял о критически большом количестве заражений в городе. На следующий день Беглов доложил Путину уже о «некритической ситуации». Также глава Санкт-Петербурга склонен перекладывать ответственность за свои провалы на горожан. Например, дефицит антибиотиков в аптеках он объяснил повышенным спросом и призвал не скупать лекарства, как гречку. Хотя причина сложной эпидемиологической ситуации в городе – несвоевременное введение антикоронавирусных мер, приведшее к тому, что в город были направлены первый замминистра здравоохранения и помощник министра для оказания организационно-методической поддержки властям города.

Сомнительной эффективностью управления отличается и градоначальник Биробиджана Головатый. Несмотря на выделенные средства, в городе до сих пор не выполнена модернизация автобусных остановок в рамках реализации мероприятий «Плана социального развития центров экономического роста Еврейской автономной области». Хотя работы начались ещё летом. Также не решён вопрос с мостом через р. Бира. У мэра до сих пор нет понимания по срокам капитального ремонта, хотя начало работ планировалось на второе полугодие. Важно отметить, что возможность закончить проект была еще в 2019 г., однако мэр этого сделать не смог. Причём вопрос был не в финансировании проекта, а исключительно в реализации. В 2019 году выделенные на капремонт федеральные деньги ушли другому городу, так как проектная документация на мост, как оказалось, содержала в себе ошибки.

Если говорить о возможных увольнениях, то коронавирус выступает пока временной страховкой от кадровых изменений. Однако с учётом накапливаемых управленческих ошибок, а также возможных изменений в системе управления в связи с принятыми поправками в Конституцию, увольнениям – быть.  

 

29 октября, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)

Коронавирусная инфекция внесла коррективы в традиционное представление об управлении регионом: на первый план вышло обеспечение дееспособности территории в условиях коронавирусной инфекции. То есть удержать систему здравоохранения, сдержать рост распространения ковида, не допустить роста смертности, не уничтожить социальную сферу и не навредить экономике. Задача тяжёлая, но её выполнение зависит от работы, которая велась в регионе ранее, если велась, конечно.

Например, в Амурской области наблюдалось массовое увольнение врачей. Причём скандалы в области здравоохранения регион не покидают. Так или иначе, но это касается губернатора Василия Орлова, которого неоднократно в регионе упрекали в том, что интересуют его только цифры, то есть экономическое направление. Всё, что связано с людьми (здравоохранение или социальная сфера), решается замами: ответственность переложена на них. Естественно, это осознаётся, поэтому твёрдых и ответственных решений нет. В таких ситуациях при отсутствии погружения губернатора в «человеческие» направления и проблемные точки последствия могут быть печальными.

В Иркутской области также наблюдаются проблемы в области системы здравоохранения. Выявляются расхождения в статистике, проблемы финансового характера. Игорь Кобзев также пытается возложить ответственность на своих замов. В итоге в регионе растёт количество заболевших, в социальных сетях всплывают сообщения о том, что скорая и врачи не справляются.

В медиапространстве и Кобзев, и упомянутый Орлов ряд проблем обходят стороной, хотя сейчас критически необходима коммуникация губернатора с жителями по проблемным точкам с помощью тех же соцсетей.

Отдельно стоит отметить количество заболевших губернаторов. За первые 2.5 недели октября заболели 5 губернаторов, в общей сложности с коронавирусом столкнулись 15 глав. Максимально грамотно ситуацией воспользовался заболевший глава Самарской области Дмитрий Азаров, который в посте о своем заболевании объявил о ряде решений, связанных с усилением системы здравоохранения.

Основная задача всех глав регионов сегодня – стабилизировать ситуацию и выйти на уверенное снижение роста заболевших. Подобная работа не предполагает отставок, если только, конечно, кто-то из губернаторов вдруг поймет, что откровенно не тянет. Но в целом по итогам данного периода кадровые решения последовать могут.

 

Санкт-Петербург в текущем периоде оказался на 24-ом месте по распространению коронавирусной инфекции среди 85-ти регионов и на 1-ом месте по смертности. Смертность на 100 тыс. человек достигла значения 63.9, при том, что население Санкт-Петербурга, по разным данным, составляет от 5,38 до 7 млн человек.

Из ограничительных мер в Петербурге действует только перчаточно-масочный режим. Для предприятий существует стандарт безопасности, введенный ещё в мае. При этом указ о переходе на удалённый режим работы определенного количества сотрудников Бегловым до сих пор не введён.

Так же, как не введён и указ об обязательном переходе на «удалёнку» людей старше 65 лет и граждан с хроническими заболеваниями. В целом придумывать что-то неординарное для разрешения сложившейся ситуации не нужно. Есть опыт Москвы, который был неоднократно отмечен Владимиром Путиным, например, 4 октября в ходе встречи с мэром Москвы. Однако для реализации подобных действий необходимо быть готовым брать на себя ответственность.

Беглов же подобной готовностью не обладает. Проблема в том, что из-за неспособности осуществлять руководство регионом в критической ситуации напрямую страдает население. Выводы будут сделаны либо самим Бегловым, либо федеральным центром.