Егоров Этнер Николаевич

Руководитель Агентства территориального развития Чувашии

 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

В Чувашии есть два периода подведения итогов. Первый период связан с Новым годом, второй – с праздником Акатуй и Днём республики. В регионе с аграрными традициями месяц июнь — всегда время подведения итогов и формирования задач на следующий год. Вот и сейчас наблюдается определённый всплеск активности перед Днём республики – участие главы региона на ПЭМФ, участившиеся поездки главы в Москву, деловой завтрак главы с бизнес-сообществом, проведение культурного форума.

Особое внимание к региону привлекают и внешние события — приезд полпреда Президента в ПФО Игоря Комарова, встреча главы Чувашии с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым, допинг-скандал.

В регион пришла новая повестка – это и снижение позиции Чувашии в рейтинге инвестиционного климата регионов, необходимость исполнения национальных проектов и, конечно, новая методика оценки деятельности губернаторов по 15 критериям. Все эти изменения определённо меняют местные сценарии поведения и управленческий ландшафт. Именно отсюда растёт возросшая активность губернатора, а также слухи о назначении новых министров.

Если сам глава региона и показывает решимость к новым изменениям и перезагрузке, и вообще даже находится на острие современной повестки, то вся сама управленческая команда, весь истеблишмент и будущий электорат напротив настроены выжидательно, а порой совершают и обратно направленные действия. Конечно, сам центр сегодня лишает губернаторов любого политического влияния, но повышает свою ответственность за регион. Да и вся политика региона синхронизирована с федеральным центром, сами функции губернаторов сводятся к обеспечению определённого минимума.

Однако в руках губернатора всегда остаётся ресурс – это личное влияние и умение договариваться. Но при отсутствии такой практики в регионе и вообще такого договорного института (в регионе до сих пор нет такой дискуссионной площадки, нет точки кипения) – подобный диалог не удаётся. Это показывает, например, протест против прихода китайских инвесторов — свидетельство не только низкой договороспособности, но и показатель некоего народного недовольства. Местные выступают против китайцев не потому, что они против китайцев, но главным образом протест основан на  возможности проявить свою неконструктивную, но всё же позицию.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

Послевыборная эйфория в Чувашии сменилась политическим штилем. Новое очередное затишье сопровождается обилием привычных заседаний и совещаний. И уже ничто не способно расшевелить это положение вещей. Ни ситуация вокруг концерна Тракторных заводов, ни самые низкие зарплаты в ПФО, ни обсуждение Стратегии-2035, ни архитектурный воркшоп по развитию городских территорий, ни скандал со строительством сауны. Даже важнейший транспортный вопрос не привлёк к себе столько внимания, сколько удалось это сделать жёлтым тюльпанам чувашской весны 2018.

Информационная политика главы администрации, выстроенная в модели повсеместного присутствия руководителя, привела к переполнению информационного поля. Глава как бы присутствует везде (в газетах, радио, ТВ, даже Instagram недавно появился), но его в тоже время и нет. Нет его очевидного и однозначного последнего слова в решении стратегических и важных вопросов по развитию территории. И надо отметить, такой подход в нынешней вялотекущей среде даёт очевидные выигрышные очки. Пока министерства и городские администрации увлечённо решают вопросы реформирования отраслей (нынешняя транспортная реформа), информационная поддержка города определённо начинает давать сбои и уже выливается в очевидные промахи. На фоне тихой, размеренной, спокойной жизни высшего республиканского истеблишмента, заявленные городские мегаинфраструктурные проекты звучали как шумные, яркие выстрелы фейерверков. Определённо город перехватил информационную повестку, привлёк к себе внимание, сформировал ожидания у широкой аудитории. Однако именно сейчас город сталкивается с информационными трудностями. И причина трудностей тут совсем не в городской информполитике. Корень всех затруднений кроется всё также в плоскости повсеместно проникшей обыденности, формальности и конъюнктурщины. Сегодня на территории прижилась модель, когда республиканские власти вызревают и ожидают, а городские осваивают и огребают.

Вроде бы вот оно — настало то время, когда выборы позади и уже можно смело запускать широкий дискурс по обсуждению реформ в Чувашии. Но нет, ничего не происходит… И ничто не способно изменить этой ситуации, ни 550-летие города, ни 100-летие Чувашской автономии, ни 170-летие И.Яковлева. Жители «накушались» отчётными историями –Акатуями и днями республики. Формат мероприятий устарел и требует нового контекста. Конечно же, и региону, и жителям нужны широкие глубокие обсуждения и исследования, новые сценарии развития территории.

У главы региона есть время и возможности, чтобы проявить себя и заявить о себе свежо и ярко — с новой политикой, с новыми кадрами, с новой реформой. Чтобы все жители Чувашии достойно встретили юбилей и вписали своё имя в историю.

 

Сентябрь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2017)

Ладыков Алексей Олегович – весьма значительное явление в городском пространстве. Он задаёт тон и динамику муниципального развития. И если несколько лет назад это был ещё осторожный администратор, то сегодня это амбициозный стратег, в чьих руках собраны серьёзные ресурсы, укомплектована своя боевая команда управленцев. Людей со стороны здесь нет, все проверенные, все свои. На всех ключевых позициях в городе назначены руководители, напрямую ответственные перед Ладыковым. Их редко можно увидеть в эфире телевидения, их удел – бескомпромиссное техническое исполнение задач. В этой команде нет места лирике и дискуссиям – тут нужны kpi, плановые «освоения» бюджетов и недопустимость срывов сроков. Есть такой выразительный образ из постсоветского прошлого — «пацан сказал – пацан сделал». В таком ярком ракурсе Ладыкова также поддерживают и депутатский корпус и представители бизнеса города – хотя по-большому счёту это одно и то же. Растёт доверие к Ладыкову и среди горожан – за последние месяцы в городе появились серьёзные объекты – впервые за последние 10 лет построена самая большая в республике городская школа, к началу летнего сезона реконструировали первую часть набережной Волги и открыли её для горожан (до 17 тыс. отдыхающих в день), запущена в эксплуатацию первая часть заново отстроенного главного моста города – Московского моста, отремонтированы и расширены основные автодороги города (программа «Безопасные и качественные дороги») – в 2017 году – 27 дорог длиной 28 км, в 2018  запланировано ещё 17 дорог длиной 38 км. Горожане не на словах, а на деле могут «пощупать» все эти объекты. Надо отдать должное, всё, что связано с наличием бюджета в проектах, у Алексея Олеговича выходит ровно к сроку, а сданные объекты выглядят во многом лучше, чем были ранее. Конечно, такие успехи в городе – это всегда политический вопрос уровня республики. А вот тут и возникают вопросы общего недопонимания. В регионе не сложилось единое пространство для общественной дискуссии «куда региону развиваться дальше», зато прижились две альтернативные повестки – муниципальная (чебоксарская) и региональная (чувашская). Они живут каждый своей самостоятельной жизнью — порой они взаимоисключают друг друга, иногда дублируют, но точно не дополняют и не являют собой целое. Корень такого положения также находится и в муниципалитете и связан, конечно, с будущим Ладыкова, который перерос простого исполнителя и уже сформировал образ ответственного, энергичного, сильного, но главное — независимого управленца. И я уверен, Ладыков как никогда понимает, что он подошёл к определённому рубежу, за которым начинается новая школа – политическая, в которой далеко всё не так прозрачно и интуитивно.