drozhДрожжин Геннадий Александрович

Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России», член-корреспондент Российской академии художеств

 

 

 

Комментарии эксперта:

Февраль 28, 2017 | Национальный рейтинг туристических брендов (ТОП-100)

Есть народные промыслы, которые очень четко ассоциируются с конкретным регионом: хохлома – Нижегородская область, кружево – Вологодская область, оружие – Тульская область, Дулево, Жостово, Федоскино – Подмосковье, Кубачи – Дагестан, хрусталь – Гусь-Хрустальный и так далее. Раньше это были не только российские, но и всемирно известные бренды! Предприятия работали на экспорт, зарабатывали валюту. Послы иностранных государств до сих пор в восторге от наших изделий. Ведь такого объема уникальных промыслов нет ни у одной страны мира. Некоторым из них уже 500 лет!

Но, к сожалению, за последние 25 лет мы катастрофически потеряли позиции в развитии отрасли. Число художников и мастеров сократилось в 10 раз, а всего их в стране сегодня не более 30 тыс. человек. Средний возраст работников промыслов – 50 лет. Молодежь работать не идет. Количество специализированных магазинов, продающих изделия народных промыслов, можно сосчитать по пальцам одной руки. То есть инфраструктуры для продажи этих изделий нет. При этом спрос на продукцию есть. Нашу выставку народных промыслов «Ладья» в Москве за неделю посещает более 70 тыс. человек.

Когда-то государственные предприятия сейчас находятся в частных руках. Где хозяева активные, крепкие, там есть развитие. Например, Дятьковский хрустальный завод в Брянской области, Златоустовская оружейная фабрика в Челябинской области, «Богара» в Томске, «Агидель» в Уфе… Промыслы – это в основном ручной авторский труд. А он не может стоить дешево. Дорогая продукция не по карману массовому покупателю. Например, тульских гармошек продают за год 400 штук. Это мизер для такой огромной страны, как наша. Европейские предприятия переходят на механические способы производства и чувствуют себя более-менее хорошо. Когда же мы обращаемся к властям с просьбой выделить средства на перевооружение производства, нам отказывают. Губернаторы поддерживают только те отрасли, которые приносят высокие доходы, обеспечивают поступление в бюджет налогов. А промыслы не считаются серьезным бизнесом.

Вторая проблема – наши дети, молодое поколение ничего не знают о нашей культуре, нашем богатом наследии. Мы сейчас разработали программу 7-летнего обучения детей народным художественным промыслам. Начинаем, конечно, с тех, которые есть в регионе их проживания. Так ребенок вовлекается в процесс создания игрушек, потом лаковых миниатюр, а когда подрастет, то и клинками может заняться.

Несомненно, развитие внутреннего и въездного туризма должно быть связано и с развитием промыслов. Туристическая индустрия способна оживить экономику мест традиционного бытования народных промыслов, создать рабочие места, улучшить качество жизни населения во многих городах и селах

Яркий пример реализации такого подхода – Город Мастеров в Городце Нижегородской области или недавно созданный в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства Скопинский центр народных художественных промыслов и ремесел. Сложнее встроить посещение туристами реальных, действующих предприятий. Но такие решения также есть: например, «Хохломская роспись» и чкаловский «Гипюр» в той же Нижегородской области, «Дулевский фарфор» и «Объединение Гжель» в Подмосковье. При многих предприятиях есть музеи и магазины, есть возможности проводить экскурсии и мастер-классы.

Уверен, без государственной поддержки промыслы не выживут. Нужна комплексная государственная целевая программа развития народных художественных промыслов. Или мы потеряем наше достояние уже в ближайшие годы.