Дегтярев Леонид Геннадьевич

Политтехнолог, медиаэксперт, начальник управления PR, рекламы и выставочной деятельности Корпорации развития Республики Крым (2016-2018 гг.)

  

 

 

Комментарии эксперта:

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Мне сложно судить, насколько вообще корректно сейчас включение Симферополя в рейтинг. Дело в том, что назначение Натальи Маленко в конце прошедшего года стало уже третьей по счету сменой главы администрации крымской столицы с момента воссоединения региона с Россией. Разумеется, подобное «кадровое блуждание» отражается на деятельности администрации отнюдь не позитивно, и гарантии, что прекратится оно именно с приходом Маленко, никто дать не может. В наступившем году немалая доля трудовременных затрат администрации пришлась на подготовку мероприятий в рамках празднования 5-летия воссоединения Крыма с Россией. И вот теперь новому мэру предстоит проявить себя в рутинной работе. Как известно, система местного самоуправления в «украинский период» истории Крыма отличалась от российской. И сейчас региональная власть в лице Главы РК Сергея Аксёнова старается сохранить де-факто прямой контроль над муниципалитетами и их подотчётность. С другой стороны, это вполне объяснимо в условиях реализации масштабных проектов по федеральной программе развития региона. Специфика же Симферополя в том, что эксперты традиционно относят город к сфере интересов и влияния председателя Государственного Совета РК Владимира Константинова. Маленко, пришедшая на пост главы горадминистрации Симферополя как раз с должности первого заместителя председателя Госсовета, стала компромиссной фигурой, устраивающей оба крыла крымской управленческой команды — и Аксёнова, и Константинова. Наталья Федоровна Маленко являет собой классический тип аппаратного бюрократа, начинавшего в системе образования. Среди своих подчиненных она хорошо известна чрезвычайно крутым нравом на грани самодурства. Поможет ли подобный стиль управления в решении наиболее острых городских проблем? — покажет время. Однако ожидать инновационных, нестандартных, прорывных решений, основанных на современных концепциях развития городских систем, уверен, не стоит. Между тем, затруднительно даже назвать сферу, которая сегодня является для города наиболее проблемной. Симферополь — «ворота и лицо» Крыма — переживает настоящий транспортный коллапс; состояние большей части дорог, тротуаров, общественных пространств никак пока не соответствует статусу столицы туристического региона; коммунальная сфера, лифтовое хозяйство, водоснабжение, уборка и вывоз мусора — практически все компоненты городского быта вызывают постоянные нарекания и жалобы населения. И надежду на улучшение со сменой очередного главы, боюсь, уже мало кто связывает.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Новый 2019 год начался в Крыму под знаком двух событий: 5-летия воссоединения Крыма с Россией и грядущих выборов в региональный парламент – Госсовет РК. Мартовская годовщина не только предсказуемо актуализирует Крым в федеральной информационной среде, но и станет поводом для публичного подведения итогов работы региональных властей. Сергей Аксёнов, ставший во главе региона на волне «Русской весны» и являющийся одним из её медийных лиц, определенно, будет использовать эти поводы, чтобы продлить особый статус – и региона, и свой собственный. Так, например, Аксёнов — один из немногих руководителей субъектов, кто позволяет себе высказываться по значимым вопросам не только федеральной (в феврале он выступил с критикой т.н. «мусорной реформы»), но и внешнеполитической повестки. Впрочем, последнее — не всегда удачно. В конце февраля 2019 г. Аксёнов в составе делегации посетил российский инвестиционный форум в Сочи, где традиционно подписал несколько инвестиционных соглашений и соглашений о межрегиональном сотрудничестве. Однако число этих соглашений до сих пор никак не переходит в качество. Сумма заявленных внебюджетных инвестиций пока сильно отстает от реальных вложений в экономику региона, и еще более – от показателей, первоначально обозначенных в стратегии социально-экономического развития. Рост крымской экономики сталкивается с целым рядом объективных ограничений – от недостатков инфраструктуры и несовершенства нормативной базы до внешнеэкономических факторов (речь, разумеется, о санкциях). Отчасти компенсировать это отставание до сих пор удается лишь распродажей имущества по программе приватизации. Как бы то ни было, основным донором экономики Крыма по-прежнему остается российский бюджет, а основным показателем эффективности деятельности региональных властей – реализация масштабных инфраструктурных проектов по федеральной программе и… внутриполитическая стабильность региона. На этом фронте у Сергея Аксёнова практически полный контроль. Поэтому, несмотря на перманентные слухи об отставке и неизбежную аппаратную борьбу между группами влияния в период выборов, главе Крыма, вероятно, удастся добиться продления своих полномочий еще на 5 лет, оставаясь харизматичным лидером харизматичного региона.

———————

В начале текущего года на ситуацию в Севастополе, как и в соседней Республике Крым, окажет влияние предстоящая избирательная кампания в региональный парламент — Законодательное собрание. Дмитрию Овсянникову, сменившему на посту губернатора адмирала Меняйло, по-прежнему, не удается найти общий язык с региональными элитами и достичь консенсуса с ними в общественно-политической дискуссии. Ситуация стереотипна для других российских регионов, находящихся на периферии (например, Калининграда) — молодые технократы с ростеховским бэкграундом, приезжие «варяги» с желанием разрубить одним ударом весь гордиев узел противоречий, в том числе — в сфере земельных и имущественных отношений, не пришлись ко двору местным группам влияния, отстаивающих «самость» и особый статус региона. Несмотря на внимание и посредничество федерального центра, продолжается конфликт правительства и губернатора с нынешним составом ЗакСа — теперь он перешел уже в хроническую стадию. В результате город федерального значения продолжают сотрясать медиавойны, в которых наиболее последовательным оппонентом команды губернатора выступает группировка бывшего «народного мэра» Алексея Чалого, контролирующего ряд популярных городских информационных ресурсов. По-видимому, именно в качестве арбитра в этом конфликте в начале февраля в Севастополь прибыл Дмитрий Саблин, сопредседатель движения «Антимайдан», назначенный и.о. руководителя регионального отделения «Единой России». Саблин, которого вполне можно назвать политиком федерального уровня, «затмил» собой губернатора. Овсянникову не остается ничего, кроме как демонстрировать свою близость к федеральному центру на том же Российском Инвестиционном форуме в Сочи. Если подытожить, Овсянников определенно продолжает находиться в зоне аппаратного риска.