Дегтярев Леонид Геннадьевич

Политтехнолог, медиаэксперт, начальник управления PR, рекламы и выставочной деятельности Корпорации развития Республики Крым (2016-2018 гг.)

  

 

Комментарии эксперта:

29 октября, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)

Нынешний октябрь стал для губернатора Севастополя Михаила Развожаева знаковым – он принёс присягу в качестве главы региона. В период работы исполняющим обязанности Михаилу Владимировичу постоянно приходилось исправлять ошибки своего предшественника, основные из которых – коммуникативные: Развожаеву удалось наладить диалог с общественностью и различными группами интересов, избежав при этом острых конфликтов, добиться определённости по некоторым проблемным проектам, выступив мудрым миротворцем и системным руководителем. Что, собственно, и нашло отражение в результате сентябрьских выборов.

Однако при этом извечные (да и всем известные) проблемы региона никуда не делись: взять, к примеру, водоснабжение или привлечение частных инвестиций. В решении первой Севастополь полностью зависим от федерального центра и соседнего региона – Республики Крым. Во второй – глухой тупик без просвета. К этим и другим «вечнозелёным» вопросам ежедневно добавляются оперативные задачи, требующие подчас жёстких, волевых, а иногда и непопулярных решений: противодействие новой волне коронавируса, запуск отопительного сезона и т. д. Эти задачи придётся решать уже обновленному составу правительства, который должен быть объявлен губернатором 2 ноября.

В ожидании этого события информационная среда Севастополя полнится слухами о грядущих назначениях и отставках. Ощущения эффективной команды пока, к сожалению, не складывается – очевидно, Развожаев и здесь пойдёт по пути компромиссов. Такая политика может выйти боком: в городе с оборонным мышлением и активной гражданской позицией по всем вопросам повестки губернатор-миротворец рискует быстро превратиться в «ни рыбы, ни мяса». И тогда потухшие внутриэлитные конфликты разгорятся с новой силой.

 

Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)

Главная проблема Крыма – кадры. Даже спустя 6 лет после воссоединения с Россией не принято остро критиковать региональную власть, чтобы не «бросать кость» оппонентам по ту сторону Перекопа. Однако, кадровая политика крымских властей – подарок оппонентам Аксёнова. Постоянная чехарда назначений и отставок явно не способствует выполнению задач социально-экономического развития региона. Некоторые чиновники не успевают проработать в должности и полугода. Многие кадровые решения вызывают искреннее недоумение экспертного сообщества – взять хотя бы недавнее назначение бывшего мэра Керчи Осадчего, одиозного проукраинского персонажа с громким уголовным делом в бэкграунде, директором феодосийских музеев.

Итак, четвёртым по счету российским градоначальником Симферополя в конце 2019 года стала Елена Проценко. Само её назначение уже стало скандальным. Формально был объявлен открытый конкурс, в ходе которого каждый из претендентов мог защитить собственное видение перспектив развития крымской столицы. Но поздравления с назначением и роскошные букеты Елена Степановна начала получать задолго до того, как депутаты городского Совета озвучили свой выбор. Абсолютно очевидно, что назначение главой Симферополя Проценко – многолетнего работника торговли и супруги высокопоставленного полицейского начальника – являлось не столько данью её управленческим качествам, сколько компромиссом ключевых интересов.

В публичной же сфере Елена Проценко продолжила практику своей предшественницы Натальи Маленко в виде незамысловатого бюрократического пиара «слушали-постановили, поздравили-посетили». Только вот помогает это далеко не всегда. Символом периода Проценко на посту мэра Симферополя стала реконструкция автомобильного моста на улице Гагарина. Уже после начала работ на одной из главных городских магистралей выяснилось, что несущие конструкции моста требуют радикальной замены, а выделенного финансирования недостаточно. Классика жанра. Так тривиальная задача по ремонту виадука превратилась в долгострой и рискует стать в сознании жителей и гостей крымской столицы негативным символическим отражением «стройки века» – Крымского моста.

Образ современного эффективного градоначальника-технократа, оперативно и открыто реагирующего на актуальные проблемы – это пока не про Крым. В мероприятиях оперативного штаба по противодействию распространению коронавирусной инфекции симферопольские власти выполняют роль пассивных и не всегда радивых исполнителей. Пока весь мир борется с пандемией, глава Симферополя не может одолеть мост.

 

Август 28, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019)

Политологи привычно снижают рейтинги глав регионов, которым в ближайшее время предстоит переизбрание или переназначение. С главой Республики Крым совсем иная история: его позиции сильны как никогда. Во время недавней рабочей встречи с президентом России в Крыму, тот назвал работу Сергея Аксенова эффективной. Это раз. Андрей Турчак ещё до выборов в Госсовет сообщил, что «Единая Россия» поддержит кандидатуру Аксенова и предложит продлить полномочия действующего главы региона (в Крыму главу избирает парламент). Это два.

В этих условиях Аксенов даже может себе позволить со снисходительной иронией говорить о готовности возглавить Крым еще на пять лет: «Придется идти».

К репутационным активам главы Крыма следует добавить также рекордные туристический сезон и урожай.

В пассив запишем всякую мелочь: отчет Счетной палаты РФ о низком уровне освоения средств ФЦП в первом полугодии (показатель чисто технический, ибо львиная доля затрат «закрывается» в конце года); кадровый голод и, как следствие, продолжение должностной «чехарды»; перманентные слухи о высоком уровне коррупции и семейно-клановом стиле сложившейся на полуострове системы управления. Впрочем, исходят они от маргинальной и немногочисленной оппозиции.

Не исключено, что продлив полномочия Аксенова еще на пять лет и не спустив, таким образом, символический флаг «Русской весны», федеральный центр озаботится тем, чтобы глава Республики Крым не «забронзовел» и инициирует ограничение его полномочий, разделив, например, должности главы республики и председателя совета министров РК (Аксенов их совмещает). Но это в будущем. Сегодня же Москва демонстрирует полную поддержку Аксенова.

—————-

Новый глава Севастополя пока действует на контрасте со своим предшественником, хотя и воздержался от публичной оценки результатов его работы. Основной провал Дмитрия Овсянникова, надо признать, был в направлении коммуникаций. Михаил Развожаев явно желает продемонстрировать полную открытость власти и способность слышать «обратную связь». Врио губернатора практикует «езду в народ» и является активным пользователем социальных сетей, вдохновляя подчиненных личным примером. На днях даже извинялся за грубость, допущенную сотрудниками департамента имущественных и земельных отношений в виртуальном общении с населением.

Оценивать же реальные дела пока рано. К тому же велик груз накопленных предшественником ошибок. Инвестиционная политика и исполнение ФЦП в регионе буквально провалены. Подрядчик на многострадальные КОС «Южные» в ходе недавних торгов так и не определен. Три крупных медицинских объекта все еще ждут своего часа. В этих условиях Развожаеву остаётся демонстрировать планы, брать на себя повышенные обязательства и… разбираться с насущными проблемами. Обещание ликвидировать в наикратчайшие сроки прорыв глубоководного коллектора в Голубой бухте, который случился аж 16 лет назад, стало эффектным жестом. Впрочем, сроки начала операции по ремонту уже сдвинулись из-за погодных условий.

В отношениях с действующим составом Законодательного собрания, который ранее фактически саботировал работу регионального правительства, Развожаевым, похоже, найден долгожданный консенсус. Главная интрига выборов – отлучение бывшего «народного мэра» Чалого от контроля над парламентом – Развожаева как бы не касается, ведь он прибыл в Севастополь в разгар событий. Мощный медиапул Чалого пока воздерживается от критики вновь назначенного врио главы региона, продолжая при этом атаковать абстрактных «понаехавших» чиновников и федеральные проекты развития Севастополя – в частности, проект культурно-образовательного кластера на мысе Хрустальный.

Это и есть главная из угроз, с которыми придется в будущем столкнуться Михаилу Развожаеву, который уже заявил, что при формировании нового состава правительства будет опираться на собственную команду, а не на местные кадры. Было бы наивным полагать, что т.н. «команда Чалого» в будущем откажется от попыток оказывать влияние на правительство региона и губернатора лично, используя парламентский и медийный ресурсы. В этом случае Развожаева, вслед за Меняйло и Овсянниковым, ждет версия 3.0 конфликта с Алексеем Чалым. 

Ну, а пока Развожаев так же, как и глава Крыма Аксенов, получил некий имиджевый «аванс», составив компанию президенту РФ при неформальном посещении байк-шоу на горе Гасфорта.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Мне сложно судить, насколько вообще корректно сейчас включение Симферополя в рейтинг. Дело в том, что назначение Натальи Маленко в конце прошедшего года стало уже третьей по счету сменой главы администрации крымской столицы с момента воссоединения региона с Россией. Разумеется, подобное «кадровое блуждание» отражается на деятельности администрации отнюдь не позитивно, и гарантии, что прекратится оно именно с приходом Маленко, никто дать не может. В наступившем году немалая доля трудовременных затрат администрации пришлась на подготовку мероприятий в рамках празднования 5-летия воссоединения Крыма с Россией. И вот теперь новому мэру предстоит проявить себя в рутинной работе. Как известно, система местного самоуправления в «украинский период» истории Крыма отличалась от российской. И сейчас региональная власть в лице Главы РК Сергея Аксёнова старается сохранить де-факто прямой контроль над муниципалитетами и их подотчётность. С другой стороны, это вполне объяснимо в условиях реализации масштабных проектов по федеральной программе развития региона. Специфика же Симферополя в том, что эксперты традиционно относят город к сфере интересов и влияния председателя Государственного Совета РК Владимира Константинова. Маленко, пришедшая на пост главы горадминистрации Симферополя как раз с должности первого заместителя председателя Госсовета, стала компромиссной фигурой, устраивающей оба крыла крымской управленческой команды — и Аксёнова, и Константинова. Наталья Федоровна Маленко являет собой классический тип аппаратного бюрократа, начинавшего в системе образования. Среди своих подчиненных она хорошо известна чрезвычайно крутым нравом на грани самодурства. Поможет ли подобный стиль управления в решении наиболее острых городских проблем? — покажет время. Однако ожидать инновационных, нестандартных, прорывных решений, основанных на современных концепциях развития городских систем, уверен, не стоит. Между тем, затруднительно даже назвать сферу, которая сегодня является для города наиболее проблемной. Симферополь — «ворота и лицо» Крыма — переживает настоящий транспортный коллапс; состояние большей части дорог, тротуаров, общественных пространств никак пока не соответствует статусу столицы туристического региона; коммунальная сфера, лифтовое хозяйство, водоснабжение, уборка и вывоз мусора — практически все компоненты городского быта вызывают постоянные нарекания и жалобы населения. И надежду на улучшение со сменой очередного главы, боюсь, уже мало кто связывает.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Новый 2019 год начался в Крыму под знаком двух событий: 5-летия воссоединения Крыма с Россией и грядущих выборов в региональный парламент – Госсовет РК. Мартовская годовщина не только предсказуемо актуализирует Крым в федеральной информационной среде, но и станет поводом для публичного подведения итогов работы региональных властей. Сергей Аксёнов, ставший во главе региона на волне «Русской весны» и являющийся одним из её медийных лиц, определенно, будет использовать эти поводы, чтобы продлить особый статус – и региона, и свой собственный. Так, например, Аксёнов — один из немногих руководителей субъектов, кто позволяет себе высказываться по значимым вопросам не только федеральной (в феврале он выступил с критикой т.н. «мусорной реформы»), но и внешнеполитической повестки. Впрочем, последнее — не всегда удачно. В конце февраля 2019 г. Аксёнов в составе делегации посетил российский инвестиционный форум в Сочи, где традиционно подписал несколько инвестиционных соглашений и соглашений о межрегиональном сотрудничестве. Однако число этих соглашений до сих пор никак не переходит в качество. Сумма заявленных внебюджетных инвестиций пока сильно отстает от реальных вложений в экономику региона, и еще более – от показателей, первоначально обозначенных в стратегии социально-экономического развития. Рост крымской экономики сталкивается с целым рядом объективных ограничений – от недостатков инфраструктуры и несовершенства нормативной базы до внешнеэкономических факторов (речь, разумеется, о санкциях). Отчасти компенсировать это отставание до сих пор удается лишь распродажей имущества по программе приватизации. Как бы то ни было, основным донором экономики Крыма по-прежнему остается российский бюджет, а основным показателем эффективности деятельности региональных властей – реализация масштабных инфраструктурных проектов по федеральной программе и… внутриполитическая стабильность региона. На этом фронте у Сергея Аксёнова практически полный контроль. Поэтому, несмотря на перманентные слухи об отставке и неизбежную аппаратную борьбу между группами влияния в период выборов, главе Крыма, вероятно, удастся добиться продления своих полномочий еще на 5 лет, оставаясь харизматичным лидером харизматичного региона.

———————

В начале текущего года на ситуацию в Севастополе, как и в соседней Республике Крым, окажет влияние предстоящая избирательная кампания в региональный парламент — Законодательное собрание. Дмитрию Овсянникову, сменившему на посту губернатора адмирала Меняйло, по-прежнему, не удается найти общий язык с региональными элитами и достичь консенсуса с ними в общественно-политической дискуссии. Ситуация стереотипна для других российских регионов, находящихся на периферии (например, Калининграда) — молодые технократы с ростеховским бэкграундом, приезжие «варяги» с желанием разрубить одним ударом весь гордиев узел противоречий, в том числе — в сфере земельных и имущественных отношений, не пришлись ко двору местным группам влияния, отстаивающих «самость» и особый статус региона. Несмотря на внимание и посредничество федерального центра, продолжается конфликт правительства и губернатора с нынешним составом ЗакСа — теперь он перешел уже в хроническую стадию. В результате город федерального значения продолжают сотрясать медиавойны, в которых наиболее последовательным оппонентом команды губернатора выступает группировка бывшего «народного мэра» Алексея Чалого, контролирующего ряд популярных городских информационных ресурсов. По-видимому, именно в качестве арбитра в этом конфликте в начале февраля в Севастополь прибыл Дмитрий Саблин, сопредседатель движения «Антимайдан», назначенный и.о. руководителя регионального отделения «Единой России». Саблин, которого вполне можно назвать политиком федерального уровня, «затмил» собой губернатора. Овсянникову не остается ничего, кроме как демонстрировать свою близость к федеральному центру на том же Российском Инвестиционном форуме в Сочи. Если подытожить, Овсянников определенно продолжает находиться в зоне аппаратного риска.